
Конкурсы по 44-ФЗ: двухэтапный и с ограниченным участием
- On 07.04.2018
- 0 Comments
- 44-ФЗ, ЕИС, Закупки в строительстве, Закупки у единственного поставщика, Запрос предложений, Конкурс, Статьи, ФАС
Содержание
Закон 44-ФЗ предполагает проведение конкурсов нескольких видов. Открытый конкурс является преимущественным способом закупки, то есть проводится в случаях, если для других методов нет оснований. В отличие от него, конкурс с ограниченным участием и двухэтапный конкурс — не такие популярные процедуры, поскольку они могут применяться в определенных случаях. В статье расскажем об этих способах определения поставщика более подробно.
Конкурс с ограниченным участием
Как и обычный открытый конкурс, процедура с ограниченным участием доступна широкому кругу лиц, то есть является открытой. Разница в том, что в закупочной документации присутствуют не только общие, но и дополнительные требования к участникам. На основании этих требований заказчик проводит пердквалификационный отбор кандидатов, а в дальнейшем уже оценивает прошедшие этот отбор заявки по обычным конкурсным правилам.
Когда проводится
Уже в самом названии процедуры содержится сообщение о дополнительном ограничении. И понятно, что любую закупку таким способом не провести, ведь суть системы госзаказа как раз в том, чтобы не было ограничения конкуренции. Но некоторые работы в рамках обеспечения государственных нужд должны быть произведены лицами, имеющими должный уровень квалификации. Поэтому любой желающий к участию в процедуре допущен быть не может.
Регистрация в ЕРУЗ ЕИС
С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.
Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:
Закупаются посредством «ограниченного» конкурса работы и услуги в двух случаях:
- Если они входят в перечень из постановления Правительства № 99 от 04.02.2015. В нем девять видов высокотехнологичных, сложных, инновационных и специализированных работ. Вот часть из них:
- строительные и ремонтные работы в сооружениях, которые являются сложными или опасными, а также федеральных дорог стоимостью более 150 млн рублей и муниципальных — дороже 50 млн рублей;
- захоронение ядерных отходов;
- организация детского отдыха;
- услуги по питанию в школах, больницах и так далее.
- Если они связаны с сохранением исторических и культурных памятников, реставрацией ценных документов и коллекций музеев. Также если закупаются работы, для которых нужен доступ к базам музеев, библиотек, архивов и так далее.
Особенности
Итак, главное отличие от простого открытого конкурса — наличие доптребований к участникам и особых оснований для проведения. Дополнительные требования перечислены в части 2 статьи 31 закона 44-ФЗ. В частности, это наличие:
- опыта исполнения работ;
- квалифицированных кадров;
- ресурсов — финансов или оборудования (в том числе владение им на правах аренды).
В заявках участники должны подтвердить документально, что соответствуют дополнительным требованиям.
В первые 10 дней после открытия заявок заказчик проводит предквалификационный отбор. Он подводит итоги, оформляет их протоколом и размещает его в ЕИС в течение 3-х дней.
Далее к участникам, прошедшим отбор, применяются правила отбора, предусмотренные для открытого конкурса. Заявки оцениваются по критериям, установленным в документации. На этом этапе нельзя учитывать дополнительные требования, установленные для предквалификации.
Что касается сроков, то они таковы:
- протокол оценки заявок должен быть опубликован не позже 10 дней;
- заключение контракта происходит не раньше 10 дней, но и не позже 20 дней после протокола;
- на обжалование дается 10 дней с даты появления протокола в ЕИС.
Двухэтапный конкурса
Этот тип конкурса также является открытым. Ему присущи такие особенности:
- К участникам предъявляются единые требования, либо единые и дополнительные вместе.
- Характеристики закупаемого товара или услуги можно обсудить с заказчиком.
- После первого этапа могут быть уточнены параметры объекта закупки и оценки.
Проводится двухэтапный конкурс на закупку определенных работ, которые связаны с научными изысканиями, исследованиями, проектами, экспериментами, поставкой высокотехнологичной и инновационной продукции, созданием произведений искусства и литературы, а также с реализацией энергосервисных контрактов.
Порядок проведения
Вначале участники подают заявки без указания цены. Они проверяются на соответствие требованиям, в том числе дополнительным, если они установлены (по типу предквалификационного отбора на конкурсе с ограниченным участием). Далее проходит обсуждение поданных предложений в открытом формате, на котором могут присутствовать все желающие участники. Все это составляет первый этап процедуры, длительность которого — не более 20 дней с даты открытия заявок.
В итоге составляется протокол первого этапа, в котором заказчик указывает:
- сведения об участниках;
- их предложения;
- время и место обсуждения этих предложений;
- итоги обсуждения.
Далее заказчик вправе уточнить параметры объекта закупки и критерии, по которым будут оцениваться заявки. Уточнения отражаются в приглашении прислать окончательные заявки, которое заказчик направляет участникам, и в этот же день публикуются в ЕИС.
Участники подают заявки на второй этап конкурса с учетом уточнений и сообщают заказчику свою цену. В это же время вносится обеспечение заявки. Если участник не желает принимать участие в процедуре после уточнений характеристик объекта закупки и/или параметров оценки заявок, он не направляет заявку.
Поступившие заявки подлежат рассмотрению заказчиком по правилам, установленным для открытого конкурса. Сроки для этого установлены те же.
Процедура не состоялась
Дальнейшее в равной степени относится и к конкурсу с ограниченным участием, и к двухэтапному. Процедура считается несостоявшейся в двух случаях:
- Есть лишь один участник, чья заявка полностью удовлетворяет всем требованиям.
- Нет ни одного такого участника.
В первом случае причиной является либо отклонение всех прочих заявок, либо подача лишь одной заявки. Заказчик согласует кандидатуру единственного поставщика с ФАС и заключает с ним контракт.
Второй случай возможен, если:
- на первом этапе или на предквалификации не было заявок;
- заявки были, но не прошли отбор;
- никто не подал заявку на второй этап (для двухэтапного конкурса);
- победитель уклонился от подписания контракта, а участник № 2 не захотел его заключать.
В такой ситуации нужно внести изменение в план-график и вновь проводить ту же процедуру. Условия такие:
- документация и извещение публикуются в ЕИС не менее, чем за 10 дней до открытия заявок;
- заказчик может увеличить цену на 10%;
- срок должен быть продлен на время проведения повторного конкурса.
Случается, что и повторная процедура не дает результата. В таком случае закупить нужный товар или услугу можно путем проведения запроса предложений.
Рекомендуем прочитать статью про электронный конкурс, проводить который заказчики смогут с 1 июля 2018 года.
0 Comments