
Выбор способа закупки по 44-ФЗ
- On 04.10.2023
- 0 Comments
- Аукцион, Закупки у единственного поставщика, Запрос котировок, Конкурс
В статье мы предоставим вам исчерпывающую информацию о способах закупок в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ (далее — 44-ФЗ). Анализируя каждый из них, мы поможем вам определиться с выбором наиболее подходящего способа в каждом конкретном случае.
Способы закупок по 44‑ФЗ
В ст. 24 44-ФЗ представлен закрытый перечень способов осуществления закупочных процедур, которые заказчик имеет право проводить:
- конкурс
- аукцион
- запрос котировок
- закупка у единственного поставщика (далее — ед. поставщик)
При выборе способа закупки учитываются следующие факторы:
- объект и алгоритм закупки
- требования, предъявляемые к участникам
- условия нацрежима
- критерии выбора победителя и так далее
Например, распоряжением Правительства РФ № 417-р утверждён перечень товаров, работ, услуг (далее — ТРУ), закупка которых должна осуществляться преимущественно путём проведения аукциона, — «аукционный» перечень. Выбор конкурса в качестве способа закупки в случае включения ТРУ в этот перечень будет неправомерным и может повлечь применение мер административной ответственности (ст. 7.29 КоАП РФ). При этом проведение закупки ТРУ из «аукционного перечня» с использованием запроса котировок или закупки у ед. поставщика допустимо при соблюдении 44-ФЗ.
Регистрация в ЕРУЗ ЕИС
С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.
Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:
Далее рассмотрим основные способы проведения закупок, основания для их проведения, а также нюансы, которые должен учитывать заказчик.
Закупка у единственного поставщика
Закупка у ед. поставщика является неконкурентным способом закупки, основания для осуществления которой установлены в ч. 1 ст. 93 44-ФЗ. Каждый пункт — самостоятельное основание закупки у ед. поставщика. В настоящее время их более 60. Перечень является закрытым.
Закупка может осуществляться в 3 формах:
- в «бумажной»
- в электронной по принципу «закупки с полки» (ч. 12 ст. 93 44-ФЗ)
- в электронной на агрегаторах торговли (ЕАТ «Березка», региональные агрегаторы)
Договор заключается в письменной форме. Его содержание должно соответствовать положениям контрактного и гражданского законодательства.
Чаще всего такой способ закупок обусловлен объективным отсутствием рынка:
- закупки в сфере деятельности субъектов естественных монополий
- закупки услуг ресурсоснабжающих компаний
- закупки объектов интеллектуальной собственности у обладателей исключительной лицензии и так далее
В бумажной форме осуществляются закупки «малого объёма» по пп. 4, 5 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ — закупки суммой до 600 тысяч рублей с ограничением возможного совокупного их годового объёма.
Плюсы «бумажных» закупок у ед. поставщика:
- простота и оперативность
- нет необходимости привлекать значительные кадровые ресурсы для подготовки и проведения такой закупки
- можно заключить контракт с «проверенным» поставщиком
- меньшие риски нарушений
Недостатки «бумажной» закупки:
- широкие возможности для злоупотреблений при расходовании бюджетных средств и риски сговора с поставщиком
- ограниченные возможности снижения цены контракта или обеспечения наилучших условий его выполнения из-за отсутствия конкурентных процедур выбора поставщика
Закупка у ед. поставщика в большинстве случаев осуществляется в рамках права заказчика. Исключением являются закупки, которые происходят в результате несостоявшейся конкурентной закупки согласно пп. 24, 25 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ, когда заказчик вынужден заключить контракт, как и ед. поставщик в такой закупки.
Если заказчик не обязан использовать какой-либо конкретный способ закупки, но закупка у ед. поставщика невозможна, проводится:
- конкурс
- электронный аукцион
или
- запрос котировок
В настоящее время открытые конкурентные закупки проводятся в электронной форме.
Конкурс
Электронный конкурс считается наиболее сложной закупкой, которая требует более тщательной разработки и подготовки. Победителем конкурса является участник, предложивший наилучшие условия выполнения контракта.
Преимущества открытого конкурса:
- можно получить обширную информацию о потенциальных поставщиках, включая не только предлагаемую цену, но и квалификацию поставщика и оценить возможные гарантии и т.д.
- часть функций по проведению конкурса можно передать специализированной организации, особенно полезно при сложных закупках
- согласно постановлению Правительства РФ от 31.12.2021 № 2604, заказчик определяет весовое значение ценового и неценового критериев для определения победителя
- выиграть конкурс может участник не только с самой низкой ценой, но и тот, который обладает наивысшим рейтингом квалификации в данной закупке
Недостатки конкурса:
- продолжительность процедуры
- сотрудники заказчика не всегда обладают достаточной профессиональной подготовкой, чтобы применить ценовые и неценовые критерии и правильно рассмотреть и оцеть заявки
- неверное применение шкалы ценовых и неценовых критериев. Если стоимостной критерий (показатель цены) получает чрезмерное значение, это нивелирует принципы проведения конкурса и правила выбора победителя
Электронный аукцион
Основной причиной популярности электронных аукционов является их максимальная прозрачность и объективность в выборе победителя. Победителем аукциона признают того участника закупки, который предложил наиболее:
- низкую цену контракта по результатам проведения процедуры подачи предложений о цене контракта; либо
- наиболее высокий размер платы, которая подлежит внесению участником закупки за заключение контракта (п. 9 ч. 3 ст. 49 44-ФЗ)
Однако во многих случаях проведение аукциона не допускается. К примеру, согласно ч. 8 ст. 24 44-ФЗ, закупки услуг по организации отдыха детей и их оздоровления не подлежат проведению через аукцион.
Преимущества электронного аукциона:
- простота процедуры
- небольшое количество ограничений (снижается вероятность проверки правильности выбора способа определения поставщика)
- конфиденциальность участников и, соответственно, снижение вероятности сговора или подлога
- возможность привлечения к организации и проведению электронного аукциона специализированной организации
Недостатки электронного аукциона, которые следует учитывать:
- не всегда есть возможность оценить качество поставляемых ТРУ, так как заявки участников оцениваются только по цене
- длительность процедуры определения поставщика по сравнению с запросом котировок и закупкой у ед. поставщика
- невозможность выделения нескольких лотов, как это предусмотрено, к примеру, при проведении коммерческих закупок
Электронный аукцион используется, когда ТРУ входит в «аукционный» перечень или когда из-за существующих ограничений невозможно применить другие более удобные заказчику способы. К таким ограничениям относятся:
- закон не позволяет закупить ТРУ у ед. поставщика или путём запроса котировок
- предложения участников нужно оценивать по нестоимостным критериям
Запрос котировок
Запрос котировок — наиболее оперативный и конкурентный способ для заказчика определить поставщика или исполнителя. Обычно начальная максимальная цена контракта (НМЦК) при запросе котировок не должна превышать 3 млн рублей. Но если заказчик проводит запрос котировок по основаниям п. 2 ч. 10 ст. 24 44-ФЗ, то он может не соблюдать установленное ограничение по совокупному годовому объему закупок и НМЦК.
Победителем запроса котировок признают того участника закупки, который подал заявку на участие в закупке согласно всем требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, и предложил наиболее низкую цену контракта.
Основные преимущества процедуры запроса котировок следующие:
- более быстрый процесс определения поставщика по сравнению с электронным аукционом и конкурсом
- минимальные риски возникновения претензий, связанных с ошибками в ходе процедуры, благодаря её доступности и чёткой регламентации проведения
- минимальные риски нарушений, которые не зависят от заказчика
Недостатки запроса котировок:
- высокая вероятность проверки на предмет законности выбора данного способа определения поставщика в связи с установлением в ст. 50 44-ФЗ ограничений на проведение запроса котировок
- нет возможности направить протокол разногласий при заключении контракта. Это может создать проблемы для участника, так как он может столкнуться с выбором между тем, чтобы стать «уклонистом» или написать жалобу в ФАС
- невозможность выделения лотов при осуществлении закупки
Таким образом, запрос котировок — это процедура закупки, которая подобна аукциону, где победителя также определяют по цене.
Проводить запрос котировок рекомендуется в случае закупок ТРУ незначительного объёма, которые не относятся к категории сложных и не требуют повышенного внимания к качеству и высокой квалификации поставщика.
При выборе способа закупки заказчику необходимо учитывать множество условий, включая достоинства и недостатки каждого из них. Основной задачей заказчика при проведении закупки остаётся эффективная организация процесса и удовлетворение общественных потребностей.
0 Comments