
Закупки в 2025 году: что изменится и как адаптироваться к новым требованиям
- On 16.01.2025
- 0 Comments
- 223-ФЗ, 44-ФЗ, Национальный режим
С 2025 года в силу вступают новые законодательные инициативы, влияющие на сферу закупок. Изменения затронут национальный режим, цифровизацию контрактной системы, госзакупки в новых территориях РФ и порядок работы с поставщиками. В этой статье разберём ключевые нововведения, чтобы закупщики и поставщики могли заранее подготовиться к новым требованиям.
Нововведения с 1 января 2025 года
С 1 января 2025 года в силу вступает ряд изменений в сфере закупок, которые затронут как заказчиков, так и поставщиков. Основные новшества касаются национального режима, отчётности, ценообразования и формирования технических заданий. Эти изменения направлены на:
- упрощение и унификацию механизмов национального режима
- повышение прозрачности закупок отечественной продукции
- усиление контроля за соответствием требованиям локализации
- регламентацию новых требований к тендерной документации
Теперь разберем каждое изменение подробно.
Правила национального режима в 44-ФЗ
До 2025 года национальный режим регулировался разными нормативными актами, создавая путаницу как для заказчиков, так и для поставщиков. С 1 января 2025 года вводится единый механизм регулирования, который:
Регистрация в ЕРУЗ ЕИС
С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.
Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:
- упрощает порядок применения национального режима
- объединяет ранее разрозненные правила в единый документ
- снижает вероятность ошибок при допуске или отклонении заявок
Что изменилось в механизме регулирования?
- Единый принцип “второй лишний” – теперь действует только этот механизм, согласно которому заказчик обязан отклонить иностранный товар, если в закупке участвует хотя бы один российский или ЕАЭС-производитель.
- Отмена механизма “третий лишний” – ранее он применялся в закупках медоборудования, лекарств и продуктов питания, но теперь заменён на “второй лишний”.
- Фиксированная преференция 15% – российские товары получают 15%-е ценовое преимущество в аукционах, конкурсах и запросах котировок.
Как это влияет на работу?
- заказчикам станет проще применять национальный режим, поскольку теперь он регулируется единым постановлением
- поставщики иностранных товаров столкнутся с более жёсткими ограничениями, а российские компании получат больше шансов на победу
Правила национального режима для 223-ФЗ
Ранее закупки по 223-ФЗ регулировались отдельными постановлениями, однако с 2025 года они унифицируются с нормами 44-ФЗ. Это означает:
- запрет на поставку иностранных товаров в соответствии с перечнем
- ограничение доступа иностранных производителей по принципу “второй лишний”
- преференции 15% при оценке заявок российских производителей
Что изменилось для поставщиков?
- теперь поставщикам, работающим по 223-ФЗ, придется учитывать жёсткие требования нацрежима
- те, кто поставлял импортную продукцию, должны адаптировать стратегии или искать способы локализации
Как изменится работа заказчиков?
- станет проще соблюдать национальный режим, так как больше не нужно следить за разными механизмами в 44-ФЗ и 223-ФЗ.
- приоритет российских товаров теперь закреплён на законодательном уровне и распространяется на все закупочные процедуры
Отчёт по закупкам у российских производителей
С 2025 года заказчики, работающие по 44-ФЗ и 223-ФЗ, обязаны ежегодно подтверждать объём закупок отечественной продукции. Новый отчёт необходимо сдавать в ЕИС до 1 февраля года, следующего за отчётным.
Что должно быть в отчёте?
- данные о закупках товаров, работ и услуг российского происхождения
- обоснование случаев, когда предпочтение отдано иностранной продукции
- информация о выполнении требований минимальной доли закупок российских товаров
Как это повлияет на заказчиков?
- усилится контроль за соблюдением национального режима, что потребует более тщательного подхода к формированию тендерной документации
- ошибки или несоответствия могут привести к проверкам и санкциям
Что делать поставщикам?
- готовить документы, подтверждающие российское происхождение товаров, заранее
- учитывать отчётность заказчиков и предлагать продукцию, соответствующую требованиям локализации
Особенности определения НМЦК в закупках с нацрежимом
Внесены изменения в ч. 25 ст. 22 44-ФЗ, которые касаются обоснования начальной максимальной цены контракта (НМЦК). Теперь:
- при расчёте НМЦК заказчики должны учитывать цены российских товаров
- если закупка проводится с применением национального режима, стоимость импортных аналогов не может использоваться в обосновании
Какие последствия?
- иностранным поставщикам сложнее конкурировать по цене, поскольку ориентиром становится стоимость российских товаров
- заказчики должны заранее анализировать рынок и обосновывать цену исключительно на основе предложений отечественных производителей
Когда российский товар приравнивают к иностранному
С 2025 года вводится новая редакция ч. 6 ст. 27 44-ФЗ, согласно которой российский товар может быть приравнен к иностранному, если:
- не выполнены требования по степени локализации, установленные ПП РФ № 719
- отсутствует подтверждающая документация о происхождении товара
Что это означает на практике?
- поставщики должны не только заявлять о российском происхождении товара, но и документально подтверждать его соответствие требованиям локализации
- заказчики обязаны тщательно проверять документы, чтобы избежать ошибок при применении национального режима
Особые условия формирования ТЗ в закупках с нацрежимом
Новый порядок формирования технического задания (ТЗ) в закупках с нацрежимом закреплен в ч. 1.1 ст. 33 44-ФЗ. Теперь:
- при наличии запрета или ограничения на иностранные товары ТЗ должно формироваться исходя из характеристик российских аналогов
- запрещено указывать параметры, которые исключают возможность участия отечественных производителей
Как это повлияет на закупки?
- заказчики должны быть внимательны при составлении технического задания, чтобы не допустить нарушений
- поставщикам придётся внимательно анализировать требования, так как теперь они будут максимально адаптированы под российские товары
Запрет на иностранное ПО на объектах КИИ
С 1 января 2025 года государственным заказчикам запрещено закупать иностранное программное обеспечение для объектов критической информационной инфраструктуры (КИИ). Это касается отраслей:
- энергетики
- оборонной промышленности
- атомной промышленности
- здравоохранения и науки
Что это значит?
- всё закупаемое ПО должно быть включено в Реестр российского ПО
- исключения возможны только при отсутствии отечественных аналогов, но они должны быть обоснованы и согласованы
Закупки у СМСП по 223-ФЗ
Список заказчиков, обязанных проводить закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства (СМСП), расширен:
- добавлены 200 новых организаций
- исключены те, кто не подпадает под требования законодательства
Для поставщиков из числа СМСП это открывает дополнительные возможности для участия в закупках.
Нововведения с 1 апреля 2025 года
С 1 апреля 2025 года в сфере закупок продолжается тренд на цифровизацию. Введенные изменения касаются работы с контрактами в Единой информационной системе (ЕИС), а именно:
- обязательного заключения цифровых контрактов для ряда неконкурентных закупок
- новых требований к изменению и расторжению контрактов через ЕИС
Эти нововведения направлены на повышение прозрачности, автоматизацию документооборота и снижение рисков манипуляций в закупочной сфере. Теперь рассмотрим их подробно.
Обязательные цифровые контракты с единственным поставщиком
Согласно ч. 14 ст. 93 44-ФЗ, заказчики теперь обязаны заключать контракты через ЕИС при проведении закупок у единственного поставщика в следующих случаях:
- поставка культурных ценностей для пополнения Музейного фонда РФ
- закупка экипировки для олимпийской сборной
- поставка товаров, работ и услуг (ТРУ) для обеспечения работы органов внешней разведки РФ
- другие закупки, установленные в перечне Правительства РФ
Ранее эти закупки могли заключаться в бумажной форме или через альтернативные системы, что усложняло контроль за их исполнением.
Как это повлияет на закупки?
- заказчики больше не смогут оформлять такие контракты в обход ЕИС, что снизит риски злоупотреблений
- поставщики должны будут адаптировать свои процессы к требованиям работы с цифровыми контрактами
Это очередной шаг к полной цифровизации закупок, который обеспечит единый контроль за всеми контрактами, заключаемыми у единственного поставщика.
Изменение и расторжение контрактов через ЕИС
С 1 апреля 2025 года все дополнительные соглашения к контрактам должны оформляться исключительно в ЕИС.
- это касается как изменений условий контрактов, так и их расторжения
- требование распространяется не только на новые контракты, но и на ранее заключённые договоры, если к ним вносится изменение после 1 апреля
Ранее некоторые допсоглашения могли оформляться на бумаге или через сторонние системы, что создавало риски непрозрачных корректировок условий договоров.
Как это повлияет на заказчиков и поставщиков?
- для заказчиков – усилится контроль за корректировками контрактов, снизится вероятность ошибок и махинаций
- для поставщиков – необходимо следить за соответствием своих контрактных условий требованиям ЕИС, так как изменения без загрузки в систему больше невозможны
Теперь все изменения контрактов будут отслеживаться в режиме реального времени, что обеспечит максимальную прозрачность закупок.
Нововведения с 1 июля 2025 года
С 1 июля 2025 года вступают в силу новые требования, направленные на усиление прозрачности контрактной системы и регулирование сделок с недвижимостью в рамках госзакупок. Ключевые изменения касаются:
- обязанности заказчиков включать сведения о прекращении контракта в реестр
- новых требований к контрактам на приобретение жилых помещений
Эти меры помогут избежать манипуляций с контрактами, обеспечат дополнительную защиту прав участников закупок и снизят риски для поставщиков и заказчиков.
Рассмотрим каждое изменение подробнее.
Обязанность включать сведения о прекращении контракта
Что изменилось?
Согласно ПП РФ № 1740, в реестр контрактов ЕИС теперь обязательно включаются сведения о прекращении действия контракта. Эти данные вносятся в следующих случаях:
- Истечение срока контракта – если в договоре есть пункт, согласно которому окончание срока действия означает прекращение обязательств сторон.
- Ликвидация одной из сторон контракта – если заказчик или поставщик прекращает свою деятельность, информация об этом автоматически синхронизируется с ЕГРЮЛ.
- Смерть физического лица-поставщика – если поставщик был зарегистрирован как ИП или физлицо, его контракт считается завершенным в связи с его кончиной.
Как это повлияет на закупки?
- Для заказчиков– увеличивается ответственность за актуальность данных в реестре контрактов. Теперь они обязаны своевременно вносить информацию о прекращении обязательств.
- Для поставщиков– повышается прозрачность условий контракта, что снижает вероятность внезапных расторжений без официального отражения в ЕИС.
Включение сведений о прекращении контракта в реестр снизит число спорных ситуаций и повысит доверие к контрактной системе, сделав ее более предсказуемой.
Контракт на приобретение жилого помещения
Что изменилось?
Закупки жилых помещений для государственных и муниципальных нужд ранее сопровождались проблемами, связанными с участием посредников и несоответствием требований собственников жилья.
С 1 июля 2025 года в цифровые контракты на приобретение жилых помещений обязательно включаются реквизиты как представителя, так и собственника недвижимости.
Почему это важно?
- Ранее в тендерах на закупку недвижимости могли участвовать посредники, не имея реального подтверждения прав собственности.
- Теперь заказчики получат четкое представление о реальном владельце недвижимостии смогут избежать сделок с недобросовестными участниками.
Как это повлияет на рынок закупок?
- Для заказчиков– новый порядок снизит количество нарушений и судебных разбирательств, связанных с приобретением недвижимости.
- Для поставщиков– потребуется предоставлять развернутый пакет документов, подтверждающих права собственности.
Новые требования к контрактам на приобретение жилья уменьшат риски мошенничества и сделают сделки с недвижимостью более прозрачными и безопасными.
Госзакупки в новых территориях РФ
С 2025 года в Донецкой и Луганской Народных Республиках, Запорожской и Херсонской областях продолжают действовать особые условия проведения государственных закупок.
В связи с интеграцией в российскую систему контрактных закупок, Правительство РФ продлило действие упрощённого режима для госзаказчиков этих регионов. Этот режим позволит местным заказчикам адаптироваться к требованиям 44-ФЗ и постепенно внедрять цифровые закупочные процедуры.
Какие ключевые изменения ждут участников закупок в новых регионах? Разберем подробно.
Упрощённые неконкурентные закупки без согласования с ФАС
В отличие от других субъектов РФ, заказчики из новых территорий могут проводить закупки у единственного поставщика без необходимости согласования с Федеральной антимонопольной службой (ФАС).
Как это работает?
- в стандартных условиях закупка у единственного поставщика требует обоснования и одобрения контролирующих органов
- в новых регионах заказчики могут проводить такие закупки без предварительного разрешения ФАС, что ускоряет процесс размещения государственных заказов
Как это повлияет на рынок?
- для заказчиков – сокращение сроков закупок, оперативное обеспечение государственных нужд без бюрократических проволочек
- для поставщиков – больше возможностей заключить контракт напрямую, без участия в сложных тендерных процедурах
Ослабление контроля ФАС позволит быстрее реагировать на потребности региона, обеспечивая госучреждения товарами и услугами в кратчайшие сроки.
Отмена обязательного применения национального режима
В отличие от остальных регионов, где действуют строгие правила национального режима (ограничения на иностранные товары и преференции российским производителям), заказчики в новых территориях могут не применять нацрежим при размещении закупок.
Преимущества:
- возможность закупать продукцию, которая не производится в РФ или ЕАЭС, без дополнительных обоснований
- расширение списка доступных поставщиков
Риски:
- снижение спроса на продукцию российских производителей в этих регионах
- возможность появления конкуренции со стороны иностранных товаров
Для местных заказчиков это значительное упрощение, но поставщикам из РФ придется конкурировать с зарубежными производителями в этих тендерах.
Ослабление требований к документации и размещению сведений в ЕИС
Заказчики из новых территорий могут не размещать часть обязательных сведений о закупках в Единой информационной системе (ЕИС).
Как это повлияет на процесс закупок?
- меньше требований к публичности контрактов, что важно в условиях повышенной экономической нестабильности региона
- мнижение нагрузки на заказчиков, которым пока сложно полностью перейти на цифровые закупочные процедуры
Это временная мера, которая позволит госучреждениям постепенно перейти на полный цикл работы в ЕИС без риска срыва закупок.
Возможность заключения контрактов в бумажном формате
В отличие от остальных регионов РФ, где все закупки должны оформляться в цифровом формате через ЕИС, в новых территориях до конца 2025 года можно заключать контракты на бумаге.
Почему это важно?
- в ряде населенных пунктов еще не налажена цифровая инфраструктура для полноценной работы с ЕИС
- заказчики могут заключать срочные контракты без технических ограничений, связанных с интернет-доступом
Этот шаг сохранит стабильность закупочного процесса, пока заказчики региона полностью не перейдут на цифровую систему контрактов.
0 Comments