
Требования нацрежима в закупках ПО
- On 08.11.2021
- 0 Comments
- 44-ФЗ, Национальный режим, Практика ФАС
Содержание
- Запреты в закупках ПО
- Документы для подтверждения страны происхождения и их форма
- Возможна ли замена товара при поставке
- Как обосновать невозможность соблюдения запрета
- Запрет в смешанной закупке
- Допускается ли одновременное ограничить закупку нацрежимом и потребовать лицензию по защите информации
- Кто формирует реестры
- Процесс включения ПО в реестры
- Заявление о включении в реестр
- Исключение из реестра
- Пример из практики
Постановления Правительства от 16.11.2015 №1236 и от 21.12.2019 №1746 запретили закупать иностранное программное обеспечение (ПО), что производство отечественного ПО развивалось.
Рассмотрим основные положения законодательства о закупке ПО, а также приведём пример решения спора ФАС на практике.
Запреты в закупках ПО
Постановление №1236 запрещает покупать иностранное ПО в любом виде: на флешке, диске, в веб-версии.
Регистрация в ЕРУЗ ЕИС
С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.
Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:
Исключения:
- Отсутствие в реестрах российского и евразийского ПО товаров класса, необходимого для закупки.
- Несоответствие имеющегося в реестрах ПО характеристикам заказчика.
Постановление №1746 запрещает в закупках на поставку товаров, аренду или лизинг иностранные товары с кодом 26.20.2 «Устройства запоминающие и прочие устройства хранения данных».
Читайте также Особенности нацрежима в закупках по 44-ФЗ в вопросах и ответах
Документы для подтверждения страны происхождения и их форма
Чтобы подтвердить страну происхождения ПО, требуется декларация о том, что программное обеспечение находится в реестре российского либо евразийского ПО (См. подробнее: «Подтверждение страны происхождения товара«).
Если товар закупается по коду 26.20.2, необходимо предоставить декларацию о его нахождении в едином реестре российской радиоэлектронной продукции. Номер реестровой записи указывается в контракте.
В закупке по Постановлению № 1236 требуется только декларация. Иные подтверждающие документы (например, свидетельство госрегистрации) не нужны.
Декларация предоставляется в свободной форме.
Возможна ли замена товара при поставке
Если ПО или товары есть в реестрах, их нельзя заменить на иностранные при исполнении контракта.
Как обосновать невозможность соблюдения запрета
Если ПО того же класса отсутствует в реестре или не подходит по характеристикам, заказчику нужно подготовить обоснование и разместить его в ЕИС вместе с извещением.
Документ должен содержать:
- Основание для несоблюдения запрета.
- Требуемые класс ПО и характеристики объекта закупки.
- Характеристики из реестра по каждому ПО, которое не подходит заказчику.
Запрет не применяется:
- если ПО закупают заказчики, работающие за границей;
- сведения о ПО составляют государственную тайну.
Запрет в смешанной закупке
В Постановлении №1236 нет однозначной позиции. Главная задача национального режима, которую нужно учитывать, – приоритет российского производства.
Если в закупке в одном лоте будет ПО с российским аналогом и без него, заказчику нужно подтвердить технологическую и функциональную взаимосвязь. Если возникнет подозрение, что такой взаимосвязи нет, это повод пожаловаться на закупку в ФАС.
Допускается ли одновременное ограничить закупку нацрежимом и потребовать лицензию по защите информации
Так как статьи регулируют разные требования, ограничения отсутствуют.
По Постановлению №1236 запрещены поставки иностранного товара, аналог которого присутствует в реестре российского или евразийского ПО (ст. 14 44-ФЗ).
Лицензия ФСТЭК — документ, подтверждающий соответствие товара, работы или услуги требованиям, которые установлены п. 1 ч. 1 ст. 31 44-ФЗ.
Эти статьи используются одновременно в услугах по аттестации либо по организации безопасности.
Кто формирует реестры
Отвечает за российский и евразийский реестры ПО Минцифры России.
Разъяснения Министерства по применению правил:
- реестры ведутся в электронном виде специализированным оператором (спецоператор), которого выбирает ведомство;
- работникам спецоператора необходимо зарегистрироваться в системе идентификации и аутентификации;
- реестры находятся в открытом доступе. Чтобы получить сведения, нужно отправить в электронной форме запрос спецоператору (предварительно зарегистрироваться на сайте).
Процесс включения ПО в реестры
Процесс включения ПО в оба реестра одинаковый. Рассмотрим его в таблице.
№ п/п | Наименование | Продолжительность (*Пояснение) |
1 | Подача заявления | |
2 | Проверка заявления уполномоченным органом | 5 рабочих дней
* Заявление регистрируют и присваивают уникальный номер. Если оно составлено с нарушением требований либо ранее уже принималось решение об отказе, исключении и не прошло 12 месяцев, отказ. Заявитель может исправить его и подать повторно |
3 | Размещение заявления на сайте спецоператором | 1 рабочий день
*Размещается только заявление без документов и персональных данных |
4 | Рассмотрение заявления экспертным советом | 15 рабочих дней
*Экспертный совет может запросить у заявителя дополнительные документы или пояснения, которые нужно предоставить в течение 20 рабочих дней. Основной срок рассмотрения останавливается, пока не будут предоставлены документы. Иначе экспертное заявление не подготовят. |
5 | Передача экспертного заявления спецоператору | 1 рабочий день |
6 | Размещение экспертного заявления на сайте спецоператором | 1 рабочий день |
7 | Подготовка уполномоченным органом решения о включении сведений в реестр | 10 рабочих дней |
8 | Включение сведений в реестр спецоператором | 1 рабочий день |
Если что-либо изменилось в сведениях или документах, заявителю необходимо в течение 5 рабочих дней уведомить об этом оператора или уполномоченный орган. Изменения проверят за 5 рабочих дней: их либо внесут в реестры, либо нет.
Уполномоченный орган не реже 1 раза в год проводит дополнительную проверку всех сведений в реестрах на соответствие требованиям, включая дополнительные требования по Постановлению Правительства РФ от 23.03.2017 № 325.
Заявление о включении в реестр
Заявление о включении в реестр должно содержать:
- Информацию, соответствует ли ПО требованиям.
- Данные о долях прямого и косвенного участия ЕАЭС, России, а также её субъектов в производстве.
- Адрес электронной почты и номер телефона заявителя.
- Декларацию соответствия ПО и декларацию достоверности сведений.
К заявлению нужно приложить документы:
- экземпляр ПО;
- копию устава организации и документ, подтверждающий полномочия лица, подписавшего заявление;
- документы, подтверждающие принадлежность исключительного права на ПО российской либо евразийской организации;
- описание процессов по поддержанию жизненного цикла программного обеспечения;
- другие документы по усмотрению заявителя.
Заявление и документы необходимо предоставить в электронном виде в уполномоченный орган через ЕСИА, подписав их электронной подписью.
Важно: документы, составленные на иностранном языке, необходимо перевести на русский язык и заверить.
Исключение из реестра
Уполномоченный орган исключает сведения из реестров, если:
- правообладатель убрал товар из реестра;
- получено обращение с доказательством несоответствия ПО необходимым требованиям;
- обнаружены недостоверные сведения (например, поддельные документы);
- исключительные права на ПО перешли правообладателю, не отвечающему требованиям;
- экспертный совет выдал заключение о несоответствии требованиям.
Исключение из реестра займёт от 10 до 30 рабочих дней, в зависимости от его причины (дольше всего рассматривается обращение по 2 пункту).
Решения и действия уполномоченного органа и спецоператора допускается обжаловать в суде.
Пример из практики
Решения УФАС по Постановлению № 1236 в различных регионах постепенно становятся единообразными. Это заметно упрощает участие в закупках.
Читайте также 5 вопросов по закупкам ФАС, Минфину и другим госорганам
Пример: участник закупки в Оренбургском УФАС решил, что заказчик должен был установить ограничение и запрет по Постановлениям № 878 и № 1236.
В ходе проверки комиссия установила, что заказчик не указал в документации требования к техническим характеристикам используемого товара: ПО «Система защиты Guardant ITV» и видеокамеры Hikvision. Документы не содержали ни запрета, ни обоснования невозможности его соблюдения.
Решение по делу № 056/06/64-876/2020: жалобу признали обоснованной, так как присутствуют явные нарушения со стороны заказчика.
0 Comments