
Что волнует заказчиков? Топ-5 проблем
- On 23.01.2018
- 0 Comments
- 44-ФЗ, ЕИС, Закупки у единственного поставщика, Запрос котировок, Запрос предложений, Конкурс, Статьи, ФАС, Электронный аукцион, ЭТП
Содержание
Процедура закупок сложна не только для поставщиков, но и для заказчиков. Что чаще всего вызывает у них затруднение? Судя по тому, какие вопросы звучат на разного рода мероприятиях, можно выделить топ-5 проблем. О них расскажем в этой статье.
Вопрос 1. Как быть, если в законе содержится противоречие?
К сожалению, такие ситуации не редкость, ведь законодательство о закупках несовершенно. Как же быть заказчикам? Специалисты рекомендуют ознакомиться с мнением контролирующих органов по этому вопросу. Также стоит поинтересоваться, как подобное противоречие решалось на практике, в том числе и в судах.
Пример: вопрос о сроке публикации данных в ЕИС в случае изменения или расторжения контракта. Казначейство придерживается мнения, что информацию нужно публиковать в течение одного рабочего дня. В практике региональных УФАС были решения, когда они признавали, что это допустимо сделать это в трехдневный срок.
Безопаснее в такой ситуации ориентироваться на меньший срок, то есть действовать в соответствии с мнением Казначейства. Но на крайний случай стоит принимать во внимание и мнение региональных управлений ФАС.
Регистрация в ЕРУЗ ЕИС
С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.
Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:
Вопрос 2. Что делать, если на заказчика постоянно подаются жалобы?
Если поставщик решит, что заказчик допустил нарушение, он имеет право пожаловаться в контролирующие органы. Этим нередко пользуются так называемые профессиональные жалобщики. Они действуют в самом конце срока подачи обращения, поэтому зачастую заказчики не имеют времени для того, чтобы правильно отреагировать.
Как правило, профессиональными жалобщиками являются лица двух категорий:
- Организации или физлица, которые сами не участвуют в закупках, а получают выгоду от того, что отзывают свои жалобы.
- Всевозможные консалтинговые и прочие организации, которые представляют интересы поставщиков.
С подобным сталкивались многие крупные заказчики. Что делать в такой ситуации? Оградить себя от этого сложно. Единственный способ — добросовестно исполнять все условия законодательства о закупках, чтобы для жалоб было минимум причин.
Надо отметить, что профессиональные жалобщики — проблема не только заказчиков, но и контролирующих органов. Они существенно увеличивают нагрузку на проверяющих. Это притом что проверки, инициированные их обращениями, отличаются довольно низкой эффективностью — предписанием устранить нарушения оканчивается лишь около 15% из них.
Вопрос 3. Когда закупки станут полностью электронными?
Интернет все плотнее входит в хозяйственную жизнь организаций, и государственные заказчики не являются исключением. С распространением глобальной сети закупки превратились в удобный инструмент удовлетворения госнужд. А ведь еще каких-то 15 лет назад для того, чтобы заключить контракт, заказчикам приходилось обрабатывать тонны бумажных документов. Теперь же все несколько проще. Аукционы уже давно проводятся в электронной форме — неспроста это самый популярный вариант конкурентной закупочной процедуры.
Когда же в цифровой формат перейдут и остальные закупки? Буквально недавно на этот вопрос был дан вполне конкретный ответ. В последний день 2017 года был подписан закон № 504-ФЗ, который переводит практически все закупки в электронную форму. Их внедрение начнется с середины 2018 года, а к началу 2019 бумажные процедуры канут в Лету.
Речь идет о конкурсах, запросах котировок и предложений — эти процедуры определения поставщика будут проводиться на электронных площадках (ЭТП). Также будет создана единая база участников, которые аккредитованы на различных площадках.
Но и после этого системе будет куда развиваться. Будущее за полностью электронным процессом, который позволяет не только провести торги и заключить контракт, но и контролировать этапы его исполнения. Примером служит портал исполнения контрактов Московской области. Он позволяет загружать фотографии и проводить обсуждения, делая тем самым процесс совершенно прозрачным.
Вопрос 4. Почему эффективность некоторых закупок низка?
Бывает, что потребность в товаре или услуге есть, закупка проведена по всем правилам, однако эффективность оказалась на очень низком уровне. В чем дело?
Проблема в том, что заказчики не всегда проводят должную подготовительную работу. В частности, пренебрегают проведением аудита закупки. Между тем он помогает выявить:
- системные ошибки при подготовке процедуры;
- насколько эффективно работают сотрудники отдела закупок;
- насколько верно составлена документация;
- правильно ли выбрана процедура определения поставщика.
Вопрос 5. Как правильно планировать закупки?
Многие заказчики испытывают затруднения с планированием. В этом вопросе есть множество нюансов, которые касаются порядка заполнения плановых документов, сроков их публикации, отражения в них отдельных видов закупки и так далее. Некоторые вопросы мы рассмотрели в материале про планы-графики.
В прошлом году все осложнилось еще и вводом для федеральных заказчиков обязательного планирования закупок в системе «Электронный бюджет». Однако работать с ней было невозможно из-за постоянных сбоев. В итоге Казначейство разрешило составлять плановые документы в версии этой системы для ЕИС.
О формировании плана закупок в «Электронном бюджете»:
0 Comments