
Как заказчику по 44-ФЗ понять, что поставщик добросовестный
- On 26.03.2019
- 0 Comments
- 44-ФЗ, 615 Постановление, РНП
Содержание
Государственные заказчики в большинстве случаев ограничены в выборе контрагентов и должны придерживаться принципов экономии. Но также в их интересах, чтобы поставщик или подрядчик не подвел и выполнил контракт качественно и точно в срок. Поэтому заказчики уделяют внимание добросовестности участника. Посмотрим, как они это делают.
Репутация в закупках
Самое первое, что приходит на ум при оценке добросовестности — проверка в Реестре недобросовестных поставщиков (РНП). Раньше заказчики были вправе установить в закупке требование, чтобы участник не фигурировал в этом реестре. Случалось, хотя и нечасто, что они этот факт не проверяли. Теперь же, когда все торги идут на ЭТП, такая проверка проходит автоматически. Но есть нюансы:
- Если поставщик угодил в РНП по 44-ФЗ, подать заявку на тендер по этому закону до исключения из реестра он не сможет. А вот участвовать в торгах по 223-ФЗ или постановлению № 615 это не помешает. То же самое работает и наоборот. Дело в том, что РНП ведется по каждому типу торгов отдельно:
- Если поставщик был внесен в РНП уже после заключения контракта, на этом основании расторгать его неправомерно. На этот счет есть арбитражная практика, например, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 21 апреля 2015 г. № 09АП-11847/2015-ГК по делу № А40-178922/14.
В РНП попадают поставщики, которые некачественно выполняют условия контракта, что приводит к его расторжению заказчиком в одностороннем порядке или по решению суда. Также там рискуют оказаться те, кто не подписал контракт в срок или не перечислили его обеспечение (целиком или частично).
Страховка для заказчика
Некой гарантией для заказчика служит установление обеспечения контракта. Из него удерживаются суммы в счет возмещения ущерба, причиненного поставщиком заказчику. Размеры обеспечения могут быть в таких пределах:
Регистрация в ЕРУЗ ЕИС
С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.
Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:
- при НМЦК до 50 млн рублей включительно — от 5 до до 30%;
- при НМЦК свыше 50 млн рублей — от 10 до 30%;
Однако если закупка предполагает перечисление аванса, то обеспечение должно быть не менее его суммы.
Обеспечение нужно перевести до подписания контракта. Если поставщик добросовестно его исполнит, вся сумма обеспечения будет ему возвращена. Кроме денег, обеспечить контракт можно банковской гарантией.
Если цена снизилась значительно
Если поставщик демпингует, это невольно наталкивает на мысль — а сможет ли он качественно выполнить контракт? Возможно, он работает на репутацию и не гонится за прибылью в этом тендере. Но также может быть, что поставщик чего-то не учел, переоценил свои силы или планирует сэкономить, поступившись качеством.
Так или иначе, при падении в ходе торгов цены на 25% от НМЦК и более начинают работать антидемпинговые меры. Поставщик должен:
- Перечислить обеспечение в полуторном размере (для любых торгов, кроме закупки жизненно необходимых товаров — лекарств, топлива, продуктов).
- Перечислить обычное обеспечение и представить копии контрактов по 44-ФЗ, которые он исполнил (только если НМЦК менее 15 млн рулей). При этом объект закупки роли не играет. Подойдут как минимум 3 контракта, исполненные без штрафов за последние 3 года. Или 4 и более контракта за 2 последних года, из которых ¾ выполнены без штрафных санкций. Как минимум 1 контракт из представленных должен быть стоимостью не менее 20% от НМЦК той закупки, при участии в которой поставщик снизил цену. Исполненные контракты должны быть размещены в реестре контрактов по 44-ФЗ. Малые закупки для подтверждения не подойдут, поскольку они в реестр не вносятся.
При закупке товаров для жизнеобеспечения следует представить обоснование столь низкой цены. Это может быть, например, гарантийное письмо от производителя или документы, которые подтвердят наличие товара на складах исполнителя контракта.
Оценка заявок
Когда закупка проводится аукционом или запросом котировок, имеет значение только цена. Все остальные условия регламентируются в документации без каких-то вариантов. Если проводится конкурс или запрос предложений, помимо стоимостных критериев оценки существует и нестоимостные. Это, например, квалифицированный персонал, наличие рекомендаций и другие. Предельные величины значимости критериев определены в постановлении № 1085 от 28 ноября 2013 года и зависят от того, что именно закупается.
Например, при закупке товаров нестоимостные критерии могут иметь вес не более 30%, при закупке строительных работ — не более 20%. А вот при создании информационных систем для государства величина значимости нестоимостного критерия может достигать 70%.
В том же постановление приводятся правила расчета баллов, присуждаемых участнику при оценке его заявки. Они таковы:
- Чем больше контрактов, подтверждающих опыт, предоставит участник, тем больше будет его балл. Точное значение рассчитывается по специальной формуле.
- Также по формуле рассчитывается предельное необходимое число квалифицированных характеристик, минимальное или максимальное. Например, чтобы получить баллы за опыт, участник должен представить от 5 до 10 исполненных контрактов.
- Баллы присваиваются по шкале, где каждому их значению соответствует определенный диапазон показателя. Например, участник не представил контракты — ему присваивается 0 баллов, если он представил 1-3 контрактов — 5 баллов и так далее.
Если в заявке нет документов, подтверждающих опыт, то ее не отклонят. Но по этому нестоимостному критерию участник наберет 0 баллов.
Контракты могут быть как из реестра по 44-ФЗ, так и по закону 223-ФЗ. Подойдут и договоры, не связанные с государственными закупками. Участник может представить копии:
- коммерческих договоров, в которых видно что и когда он поставлял или исполнял;
- актов приемки выполненных работ и документов об оплате;
- любых других документов, которыми будут подтверждены исполнены обязательства по договору.
В законе не прописано, что заявитель должен представлять документы, подтверждающие опыт, по тому же объекту закупки. Но арбитражная практика говорит о том, что заказчик вправе этого требовать. Например, если закупаются строительные работы, то подтверждать опыт нужно исполненными строительными контрактами. Также суды оставляют заказчикам право требовать предоставления договоров, которые исполнены без нарушений со стороны поставщика или подрядчика.
А вот следующие требования заказчика, по мнению арбитров, не являются правомерными:
- чтобы договор был исполнен в том же регионе, где производится закупка;
- чтобы исполнитель имел более узкую квалификацию, чем необходимо для исполнения контракта;
- чтобы сумма исполненных договоров была более 20% от НМЦ закупки.
Особо обстоит ситуация в конкурсах на оказание консультационных услуг, а также выполнение НИОКР и технологических работ. Тут правило такое: если исполнитель снижает цену более, чем на 25%, то значимость цены становится равной 10% от суммы величин всех критериев.
Грядущие изменения
Вероятно, вскоре в закупках смогут принимать участие только квалифицированные поставщики и подрядчики, имеющие опыт. Об этом говорится в Концепции повышения эффективности бюджетных расходов на 2019-20124 годы.
Также в планах разрешить закупку услуг по организации детского отдыха исключительно через конкурс с ограниченным участием. Сейчас их можно закупать на аукционах и запросах котировок, где единственный критерий — цена. Из-за этого зачастую страдает качество отдыха детей.
Еще одно планируемое новшество — автоматическая проверка участника в реестре юридических лиц, привлеченных к административной ответственности за незаконное вознаграждение. Этот реестр ведется Генпрокуратурой.
0 Comments