
НДС в торгах при УСН и не только
- On 19.12.2024
- 0 Comments
- 223-ФЗ, 44-ФЗ, НДС, НМЦК
Налог на добавленную стоимость (НДС) – это ключевая часть налоговой системы, влияющая на формирование цен и проведение закупок. Законодательство, регулирующее НДС, содержит множество нюансов, которые необходимо учитывать как заказчикам, так и поставщикам. В этой статье мы разберём основные аспекты применения НДС в сфере закупок, рассмотрим различия между режимами налогообложения, а также затронем правила формирования начальной максимальной цены (НМЦ).
НДС при формировании НМЦ
При определении начальной максимальной цены заказчик должен ориентироваться на требования законодательства, включая Налоговый кодекс, федеральные законы, нормативно-правовые акты и рекомендации профильных ведомств. Главная задача — учесть требования закона и создать равные условия для всех участников закупки вне зависимости от их налогового режима.
Порядок для заказчиков по 44-ФЗ
В закупках, проводимых в рамках Федерального закона № 44-ФЗ, заказчики обязаны включать НДС в НМЦ. Это связано с несколькими важными аспектами:
- Запрет на удержание НДС из цены победителя. Согласно письму Минэкономразвития РФ № Д28и-900 от 11.04.2016, заказчики не имеют права удерживать налог из предложенной победителем цены.
- Цена не может превышать предложенную победителем. Если победитель тендера применяет упрощённую систему налогообложения (УСН), НДС не может быть добавлен к его цене. Это закреплено в пункте 2 статьи 34 44-ФЗ.
- Включение НДС в НМЦ обязательно для всех облагаемых налогом объектов. Исключение составляют закупки, которые по статье 149 Налогового кодекса освобождены от налогообложения. Например, это медицинские товары из списка Постановления Правительства РФ № 1042, услуги городского транспорта, обслуживание морских судов и другие.
Особенности закупок по 223-ФЗ и коммерческих торгов
В закупках, проводимых по Федеральному закону № 223-ФЗ, а также в коммерческом секторе, заказчики имеют больше свободы. Они создают индивидуальные положения о закупках, где определяют подходы к формированию НМЦ.
Регистрация в ЕРУЗ ЕИС
С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.
Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:
При этом важно соблюсти принцип равенства условий для участников. Заказчик обязан установить одинаковую НМЦ, вне зависимости от применяемого налогового режима поставщиков. Это позволяет разместить закупки с ценой, не включающей НДС, если того требует специфика сделки.
Действия поставщика
При проведении закупок по Федеральному закону № 44-ФЗ цена контракта формируется на основании предложений участников. В соответствии с частью 1 статьи 34 44-ФЗ контракт подписывается на условиях, предложенных победителем, а цена фиксируется на весь срок его действия (ч. 2 ст. 34 44-ФЗ).
Особенности подачи предложений
Поставщики направляют ценовые предложения, учитывая свой налоговый режим. Это важно, так как цена контракта будет отражать специфику применения НДС:
- Если победитель применяет УСН, его ценовое предложение подается без учёта НДС. Заказчик укажет в контракте цену без НДС, что полностью соответствует нормам закона.
- Если победитель на ОСН, его предложение уже включает НДС, который будет отражен в контракте.
Пример:
- Начальная максимальная цена закупки (НМЦ) составляет 1 000 000 рублей с учётом НДС.
- Победителем стал участник на УСН с предложением 900 000 рублей. Заказчик укажет в контракте цену 900 000 рублей без НДС.
- Если победил участник на ОСН с предложением 950 000 рублей, контракт будет заключен на эту сумму, включая НДС.
Такой подход обеспечивает равные условия для всех участников, независимо от применяемого налогового режима
Действия поставщика при подписании контракта
Победитель тендера, применяющий «упрощёнку», может встретить заказчика, который прописывает в контракте цену с НДС. Для корректировки следует:
- Выслать протокол разногласий. В документе нужно указать, что победитель использует УСН, а значит, НДС не включается в цену контракта.
- Приложить уведомление о применении УСН. Это подтвердит, что поставщик действительно работает без уплаты НДС.
- Если заказчик отказывается вносить изменения, отклоняя протокол разногласий, его действия остаются законными (определение Верховного суда № 305-ЭС19-391 от 30.05.2019).
Обязанности поставщика на УСН
В случае, если контракт подписан с указанием НДС, но поставщик на УСН не выставляет счёт-фактуру, он не обязан уплачивать налог. Это подтверждается письмом ФНС № СД-4-3/12950@ от 10.10.2023.
Однако, если счёт-фактура был выставлен, поставщик обязан перечислить налог в бюджет (пункт 5 статьи 173 Налогового кодекса). Значит, наличие графы «включая НДС» в контракте не означает автоматическую обязанность «упрощёнщика» уплачивать налог, если он не оформляет счёт-фактуру.
Участие в закупках по 223-ФЗ
Закупки по Федеральному закону № 223-ФЗ предоставляют заказчику больше свободы в определении правил проведения тендера. Заказчик разрабатывает собственное Положение о закупках, где может утвердить особенности оценки заявок участников.
Рекомендации для поставщиков
Чтобы минимизировать риски и повысить шансы на успех в тендерах по 223-ФЗ, рекомендуется:
- Изучить Положение о закупках. Это поможет понять, какие критерии оценки применяет заказчик и как формируется итоговая цена контракта.
- Отправить запрос на разъяснения через ЭТП. Если условия закупки не ясны, запросите дополнительную информацию у заказчика. Это поможет избежать ошибок при подаче заявки.
- Изучить практику ФАС по заказчику. Федеральная антимонопольная служба публикует решения по жалобам участников на заказчиков. Ознакомление с этими материалами позволит понять, не ущемляют ли правила закупки ваши права, и выбрать верную стратегию действий.
Будущие нововведения
Сфера закупок продолжает развиваться, и законодательство, регулирующее правила проведения тендеров, регулярно дополняется новыми инициативами. В сентябре 2024 года в Государственную Думу внесли законопроект с поправками в статьи 3 и 4 Федерального закона № 223-ФЗ. Изменения направлены на совершенствование порядка оценки ценовых предложений участников закупок. Разберём, что предлагает новый законопроект и как он повлияет на участников с разными режимами налогообложения.
Суть изменений: единый базис сравнения
Поправки предполагают введение единого подхода к оценке заявок по ценовому критерию. Предлагаемый порядок:
- Сравнение цен без НДС. Из цены, предложенной участником на общей системе налогообложения (ОСН), вычитается сумма НДС. Полученное значение сравнивается с ценовыми предложениями участников на упрощённой системе налогообложения (УСН).
НМЦ закупки 3 000 000 руб. с НДС | ||
Участники | Ценовые предложения участников в заявках | Ценовые предложения, приведённые к единому базису без НДС |
Участник № 1 | 2 300 000 рублей без НДС | 2 300 000 рублей |
Участник № 2 | 2 700 000 рублей с НДС | 2 250 000 рублей |
Участник № 3 | 2 655 570 рублей с НДС | 2 212 975 рублей |
- Заключение договора. Несмотря на изменение базы для сравнения, договор будет заключаться по той цене, которая указана в заявке победителя.
Таким образом, изменения направлены на устранение существующих преимуществ для участников на УСН, которые в действующей системе могут предлагать цены ниже за счёт отсутствия НДС.
Возможные последствия для участников
Поставщики на ОСН
- Применение методики сравнения цен без НДС повышает шансы на победу у компаний на общей системе налогообложения.
- Повышение конкурентоспособности. Ранее участники на ОСН могли терять конкурентное преимущество из-за включения НДС в цену своих предложений. Новый порядок оценивания устраняет этот дисбаланс.
- Равные условия в оценке. Поставщики на ОСН смогут конкурировать с «упрощёнщиками» на равных, что особенно важно при тендерах с жёстким ценовым критерием.
Поставщики на УСН
- Для участников на упрощённой системе налогообложения поправки создают дополнительные вызовы.
- Снижение шансов на победу. Участники на УСН больше не смогут пользоваться преимуществом, связанным с отсутствием НДС, поскольку сравнение будет производиться без учёта налога.
- Риски повышения затрат. Если для победы придется предлагать значительно более низкие цены, это может негативно сказаться на рентабельности бизнеса «упрощёнщиков».
Аргументы «за» и «против»
Поправки вызвали широкий отклик, и мнения экспертов разделились.
Аргументы в пользу изменений
- Равенство условий. Авторы инициативы утверждают, что новый порядок устранит перекосы, предоставлявшие преимущество «упрощёнщикам».
- Стимулирование прозрачности. Сравнение цен без НДС делает процесс оценки заявок более объективным.
Аргументы против
- Негативное влияние на «упрощёнщиков». Поставщики на УСН могут оказаться в менее выгодных условиях, что снизит их заинтересованность в участии в тендерах.
- Риски для малого бизнеса. Компании на УСН часто представляют малый бизнес, для которого участие в закупках является важным источником дохода. Новый порядок может привести к снижению их конкурентоспособности.
Цель законопроекта
Основная цель законопроекта — создать равные условия для всех участников закупок, независимо от их налогового режима. Инициаторы изменений считают, что единый базис сравнения цен устранит существующее преимущество поставщиков на УСН, которые могут предлагать цены ниже за счёт отсутствия НДС.
Однако, несмотря на благие намерения, поправки могут стать вызовом для малого бизнеса, который, по мнению некоторых экспертов, окажется в менее выгодном положении.
Как подготовиться к изменениям
Поставщикам, особенно на УСН, важно заранее подготовиться к возможным изменениям в законодательстве:
- Анализировать рентабельность. Оцените, насколько вы сможете снижать цены при сохранении конкурентоспособности и прибыли.
- Следить за законодательством. Уточняйте, приняты ли поправки, и изучайте их влияние на вашу деятельность.
- Оптимизировать процессы. Подумайте о возможностях сокращения издержек, чтобы оставаться конкурентоспособным.
Позиция ФАС по вопросам НДС в закупках: ключевые кейсы и разъяснения
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) регулярно рассматривает дела, связанные с налогообложением и применением НДС в закупках. Многие заказчики допускают ошибки, которые могут привести к нарушению конкурентных условий. Рассмотрим ключевые позиции ФАС по этим вопросам, опираясь на недавние кейсы.
Единый базис цен: мнение ФАС
Некоторые заказчики пытаются применять методику приведения цен участников к единому базису — без учёта НДС. Например, они закрепляют в своих положениях о закупках правило, что для оценки ценовых предложений всех участников сумма НДС будет исключена.
ФАС не раз признавал такие действия неправомерными.
Показательный случай
Заказчик из Краснодарского края в критериях оценки «Цена договора» указал, что цены участников на ОСН будут приведены к базису без учёта НДС. Комиссия Краснодарского УФАС признала это нарушение (решение № 27363/24 от 30.09.2024). Основные аргументы:
- Ограничение конкуренции. Применение единого базиса цен предоставляет преимущество участникам на ОСН.
- Нарушение законодательства. 223-ФЗ не предусматривает приведение цен к базису без НДС.
- Противоречие нормативным актам. Положение о закупках заказчика не должно нарушать действующее законодательство.
Аналогичные выводы сделаны в следующих делах:
- Решение Забайкальского УФАС № 075/07/3-416/2024 от 10.07.2024.
- Решение Ханты-Мансийского УФАС № 086/07/3-2211/2023 от 30.01.2024.
- Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа № А75-15345/2022 от 05.12.2023.
- Определение Верховного суда РФ № 304-ЭС23-29229 от 26.01.2024.
Вывод: заказчик не вправе использовать методику приведения цен к единому базису без учёта НДС, так как это нарушает нормы 223-ФЗ и ограничивает конкуренцию.
Две НМЦ в извещении: нарушение закона
Другим распространенным нарушением является указание в извещении сразу двух значений начальной максимальной цены (НМЦ) — с НДС и без НДС.
Пример из практики
В одной закупке заказчик установил две НМЦ, одновременно уточнив, что участники на УСН должны ориентироваться на значение без НДС. Это вызвало разбирательство, по итогам которого Нижегородское УФАС признало действия заказчика неправомерными (решение № 052/10/18.1-1787/2024).
Основные выводы ФАС:
- В извещении должно быть указано только одно значение НМЦ.
- Нельзя устанавливать разные требования к участникам на ОСН и УСН.
Эта позиция подтверждена решениями других территориальных управлений ФАС:
- Ханты-Мансийское УФАС (решение № 086/07/3-136/2024 от 12.02.2024).
- Центральный аппарат ФАС (решение № 28/66087/24 от 25.07.2024).
Вывод: заказчик обязан указывать единую НМЦ и не вправе дифференцировать её в зависимости от системы налогообложения участников.
«Снижение налоговой нагрузки» как критерий: нарушение принципа конкуренции
Некоторые заказчики вводят в критерии оценки заявок пункт «снижение налоговой нагрузки». Например, баллы начисляются за выставление счёта-фактуры с НДС, что ставит участников на УСН в невыгодное положение.
Пример из практики
В одном из случаев заказчик присуждал 100 баллов участникам, которые обязались выставить счёт-фактуру с НДС, и 0 баллов тем, кто не делал этого. По мнению заказчика, это снижало его налоговую нагрузку.
Пермское УФАС признало такие действия незаконными (решение № 9792/24 от 17.09.2024, дело № 059/10/18.1-1089/2024). Комиссия указала:
- Заказчик не может оценивать заявки участников на основе своей финансовой выгоды.
- Налоговые обязательства исполнителя не связаны с качеством или сроками выполнения работ.
- Такие условия ограничивают конкуренцию, ущемляя права участников на УСН.
Вывод: критерии оценки заявок должны быть объективными и не должны ограничивать конкуренцию.
Рекомендации для заказчиков и поставщиков
Позиция ФАС по вопросам НДС в закупках однозначна: заказчики не вправе ограничивать конкуренцию, создавая преимущество для участников на ОСН.
Рекомендации для заказчиков
- Указывать в извещении только одно значение НМЦ.
- Не применять методику приведения цен к единому базису.
- Исключить из критериев оценки заявки пункты, связанные с налоговой нагрузкой.
Рекомендации для поставщиков
- Обращать внимание на извещения и положения о закупках. При выявлении нарушений направлять запросы на разъяснение или подавать жалобы в ФАС.
- Следить за решениями территориальных управлений ФАС, чтобы учитывать существующую практику.
Следование этим рекомендациям поможет минимизировать риски для всех сторон закупочного процесса и обеспечит равные условия для участников независимо от их системы налогообложения.
Подведём итоги
Каждому поставщику приходится иметь дело НДС вне зависимости от налогового режима. По некоторым связанным с ним вопросам есть однозначные решения, однако, есть и спорные вопросы. Так что во избежание проблем при участии в торгах следует тщательно исследовать закупочную документацию, отмечая вышеописанные детали, и быть в курсе практики антимонопольной службы.
0 Comments