Отчет Генпрокуратуры об обеспечении законности в госзакупках
- On 20.05.2018
- 0 Comments
- 44-ФЗ, ЕИС, Закупки в строительстве, Закупки у единственного поставщика, Конкурс, Контроль закупок, Нарушения в закупках, ФАС
Контроль в закупках осуществляют ответственные ведомства и общественность. Но сфера также контролируется и правоохранительными органами. В рамках этой работы Генпрокуратура подвела итоги за 2017 год. Расскажем, какие нарушения этот государственный орган обнаружил в закупочной деятельности заказчиков.
Немного статистики
Сравнительный анализ данных за 2016 и 2017 годы говорит о том, что в прошлом году Генрокуратуре пришлось гораздо чаще вмешиваться в сферу закупок. Статистика такова:
- Число принесенных прокурорами протестов увеличилось с 6,9 тыс. до 8,1 тыс.
- Суммарный объем исков в денежном выражении, направленных в суд, возрос с 267 млн до 1 млрд 207 млн.
- Число внесенных представлений увеличилось с 33,8 тыс. до 35,6 тыс.
- Число материалов, которые были направлены в следственные органы для возможного возбуждения уголовного дела, выросло с 877 до 901.
- Количество лиц, которые были привлечены к административной и дисциплинарной ответственности, выросло с 39 тыс. до 40 тыс. человек.
Действия прокуратуры возымело положительный результат в виде оплаты заказчиками задолженности перед исполнителями контрактов. Так, за 2,5 года только перед индивидуальными предпринимателями заказчики погасили задолженность в общей сумме более 86 млрд рублей.
Регистрация в ЕРУЗ ЕИС
С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.
Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:
Где и что нарушают
Если говорить о географии нарушений, то они имеют место в разных регионах России. Например, в Республике Марий Эл, Архангельской и Магаданской областях прокуратуре пришлось вмешиваться в закупочную деятельность из-за того, что органы местного самоуправления и подведомственные им учреждения принимали правовые акты, противоречащие законам.
Распространенное нарушение, на которое обращают внимание чиновники Генпрокуратуры в своем отчете, — необоснованное заключение контракта с единственным поставщиком. Кстати, о том же чуть раньше сообщали в ФАС. Отмечается, что это имеет место среди заказчиков всех уровней. Отсутствие конкуренции влечет сразу два негативных последствия:
- существенно возрастает риск получения заказчиком не самых лучших условий сделки;
- нарушаются права и законные интересы других поставщиков.
Так, администрация одного из районов в Якутии заключила контракт без проведения конкурентной процедуры на строительство объектов для проведения праздника. Его сумма превысила 30 млн рублей. Была проведена проверка, в результате чего в арбитражный суд был подан иск о недействительности заключенных контрактов. Кроме того, виновные лица получили административное наказание.
Такие случаи не являются редкостью. Прокуратура выявила подобные нарушения в Дагестане, Ингушетии, Ставропольском крае и Мордовии, а также в Ульяновской, Ростовской Иркутской и Свердловской областях. Встречаются они и в других регионах России.
Нередко заказчики прибегают к искусственному дроблению заказа с тем, чтобы не проводить аукцион или конкурс, а осуществить закупку у единственного поставщика. Подобные нарушения выявлены в Алтайском крае, Оренбургской и Томской областях, в Чечне и других субъектах РФ.
Много нарушений, связанных с конфликтом интересов заказчика и поставщика. Например, родственные отношения между членом комиссии муниципального заказчика и ИП, который стал исполнителем контракта. Подобные случаи выявлены в Камчатском крае, в Башкортостане и Чувашии, Волгоградской и Челябинской областях.
Среди нарушений, которые носят массовый характер, Генпрокуратура выделяет такие:
- неправомерное признание торгов несостоявшимися;
- незаконное изменение условий госконтракта;
- нарушение процедуры размещения сведений в ЕИС;
- нарушения при утверждении документации;
- нарушение порядка определения победителя процедуры;
- неприменение заказчиком штрафных санкций;
- нерасторжение заказчиком контракта, который исполняется ненадлежащим образом.
Немало в сфере закупок коррупционных и криминальных нарушений. Таковые имели место в Курской, Волгоградской и Челябинской областях, в Башкортостане, Чувашской Республике и многих других российских регионах.
Что делается
Уделено внимание и тому, какие меры Генпрокуратура предпринимает для борьбы со всеми этими явлениями. Отмечена важность превентивных мер. Совместно с другими уполномоченными органами Генпрокуратура разрабатывает межведомственные планы и проводит проверки закупочной деятельности. Идет большая работа организационного и методического плана — создаются горячие линии по оплате госконтрактов, проводятся заседания общественного совета по правам предпринимателей.
Одна из мер воздействия на нарушителей — ужесточение наказания. В начале месяца в Уголовном кодексе появились две статьи, которые ввели наказание непосредственно за преступления в сфере госзакупок.
0 Comments