
Преференции российским товарам в закупках по 223-ФЗ на примерах
- On 07.07.2023
- 0 Comments
Национальный режим действует в закупках как по Федеральному закону от 05.04.2013 № 44-ФЗ, так и по Федеральному закону от 18.07.2011 № 223-ФЗ (далее – Закон № 223-ФЗ). В рамках Закона № 223-ФЗ предоставление приоритета отечественным товарам осуществляется по упрощённой схеме. В статье рассмотрим, как действует приоритет и в каких случаях он предоставляется.
С учётом Договора о ЕАЭС от 29 мая 2014 года в закупках по Закону № 223-ФЗ участники из РФ и других стран-участников ЕАЭС находятся в более выгодном положении в сравнении с их зарубежными конкурентами: их товары, работы и услуги (ТРУ) имеют приоритет в размере 15% или 30% (при закупке радиоэлектронной продукции) от цены договора.
Принцип действия приоритета товарам из РФ
В зависимости от способа и предмета закупки предоставляются определённые преимущества.
При проведении конкурса, запроса котировок, запроса предложений, где обязательно присутствуют заявки с указанием в качестве страны происхождения РФ (ЕАЭС, ДНР, ЛНР) и не РФ:
Регистрация в ЕРУЗ ЕИС
С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.
Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:
- цена заявки РФ (ЕАЭС, ДНР, ЛНР) будет оцениваться заказчиком по цене «предложение -15%»
- при победе участника из РФ (ЕАЭС, ДНР, ЛНР) договор будет заключен по предложенной участником цене (не уменьшенной на 15%)
При проведении аукциона, в котором одновременно присутствуют заявки с указанием в качестве страны происхождения РФ (ЕАЭС, ДНР, ЛНР) и не РФ:
- при победе участника не РФ договор будет заключен по цене «предложение -15%»
Постановление Правительства РФ от 16.09.2016 № 925 (далее – постановление № 925) не содержит никаких ограничений в отношении перечня ТРУ, при закупках которых устанавливается приоритет.
Нужно учитывать только отдельные положения, регулирующие нацрежим в рамках закупки радиоэлектроники. При проведении конкурса, запроса котировок, запроса предложений на приобретение радиоэлектронной продукции, где обязательно есть заявки со страной происхождения РФ (ЕАЭС, ДНР, ЛНР) и не РФ:
- цена заявки РФ (ЕАЭС, ДНР, ЛНР) будет оцениваться заказчиком по цене «предложение -30%»
- при победе участника из РФ (ЕАЭС, ДНР, ЛНР) договор будет заключен по предложенной участником цене (не уменьшенной на 30%)
При проведении аукциона на приобретение радиоэлектронной продукции, в котором одновременно присутствуют заявки с указанием в качестве страны происхождения РФ (ЕАЭС, ДНР, ЛНР) и не РФ:
- при победе участника не РФ договор будет заключен по цене «предложение -30%»
Важно: приоритет предоставляется при закупках в рамках Закона № 223-ФЗ, которые осуществляются любым способом, за исключением закупки у единственного поставщика.
Согласно постановлению № 925, участнику закупки для подтверждения российского происхождения (ЕАЭС, ДНР/ЛНР) предлагаемых товаров достаточно будет указать этот факт в заявке на участие в закупке. При этом не нужно будет предоставлять какие-либо документы.
Принадлежность участника к определённой стране будет определяться на основании:
- документа о регистрации юрлица (ИП), если участник закупки — юрлицо (ИП)
- документа, удостоверяющего личность, если участник закупки — физлицо
Примеры действия приоритета
Пример № 1
На участие в конкурсе есть заявки:
- Импортный товар предлагается за 1500 рублей.
- Товар из РФ предлагается по той же цене — 1500 рублей.
Заказчик при рассмотрении заявок будет руководствоваться тем, что должен дать преференцию товару из РФ в 15%, т.е. считать, как будто бы цена товара из РФ – 1275 рублей (1500 рублей минус 15%). Соответственно, победителем признают заявку с российским товаром, т.к. его цена с учётом данной преференции будет дешевле на 225 рублей (1275 против 1500). Но договор будет заключен по цене, которую участник предложил в заявке, — 1500 рублей.
Пример № 2
На участие в запросе котировок есть заявки:
- Импортный товар предлагается за 1500 рублей.
- Товар из РФ предлагается за 1650 рублей.
В данном случае опять действует схема предоставления преференции товару из РФ в 15%: его цена будет считаться равной 1402,5 рублей (1650 рублей минус 15%). Победителем признают заявку с товаром из РФ, т.к. его цена с учётом преференции будет дешевле на 97,5 рублей (1402,5 против 1500). Но договор будет заключен по цене, которую участник предложил в заявке, — 1650 рублей.
Вывод: заказчик обязан приобрести товар дороже на 150 рублей, так как он является российским.
Пример № 3
На участие в аукционе на приобретение радиоэлектронной продукции есть заявки:
- Импортный товар предлагается за 1500 рублей.
- Товар из РФ предлагается за 1700 рублей.
Победителем аукциона в соответствии с принципом предложения самой низкой цены станет участник, предложивший импортный товар.
Однако здесь, согласно п. 3(1) постановления № 925, действует следующая схема: договор будет заключен по цене «предложение -30%».
Случаи, в которых приоритет российским ТРУ не предоставляется
Согласно п. 6 постановления № 925, приоритет товарам из РФ (ЕАЭС, ДНР, ЛНР) не предоставляется в следующих ситуациях:
- закупка не состоялась и была подана только 1 заявка
- по всем поданным заявкам предлагается к поставке только российская продукция
- по всем поданным заявкам предлагается к поставке только иностранная продукция
- в заявке участника конкурса или иной закупки, где победителя выбирают по критериям оценки заявок или им признают участника, который предложил наиболее низкую цену договора, указаны предложения поставить российскую и иностранную продукцию, и доля иностранной продукции в стоимостном выражении равна или превышает 50%
- в заявке участника аукциона или иной закупки, где участники пошагово снижают цену, указаны предложения поставить российскую и иностранную продукцию, и доля иностранной продукции в стоимостном выражении равна или не превышает 50%.
Соблюдение минимальной доли закупок товаров из РФ
Правительство РФ также предусмотрело минимальную долю закупок товаров российского происхождения.
Товарами российского происхождения признаются товары, включённые в один из реестров, упомянутых в постановлениях Правительства РФ от 30 апреля 2020 года № 616 и от 10 июля 2019 года № 878 (п. 2 постановления Правительства РФ от 3 декабря 2020 года № 2013). Это следующие реестры:
- Реестр российской промышленной продукции
- Единый реестр российской радиоэлектронной продукции
- Евразийский реестр промышленных товаров
Для достижения минимальной доли закупок товаров российского происхождения им нужно предоставить приоритет в порядке, который предусмотрен положением о закупке заказчика. Заказчик вправе установить в документации о закупке требование, согласно которому участник должен предоставить в заявке информацию о нахождении товара в одном из реестров.
Важно: закон устанавливает для отечественных товаров только приоритет над иностранными. При этом не предусмотрены запреты или ограничения допуска иностранных товаров.
0 Comments