
Профессиональные стандарты в сфере закупок
- On 05.04.2019
- 0 Comments
- 44-ФЗ
Содержание
Министерство труда еще в 2015 году разработало 2 профессиональных стандарта: специалист в сфере закупок (приказ № 625н) и эксперт в сфере закупок (приказ № 626н). Эти документы утверждают требования, которым должны соответствовать работники заказчика, отвечающие за госзакупки. Эксперты в госзакупках занимаются преимущественно организационной работой, а специалисты — технической. Соответственно, к ним предъявляются разные требования в части навыков, знаний и опыта.
Небольшие заказчики редко организуют отдельную контрактную службу. Закупками в таком случае чаще всего занимаются экономист, юрист или бухгалтер на условиях совмещения должностей. Это допустимо, если специалист соответствует требованиям к уровню квалификации и опыту работы, а также обладает нужными знаниями.
Профстандарт для специалиста
В соответствии с профстандартом «специалист в сфере закупок», такому работнику присваивается квалификация разного уровня, в зависимости от его функций.
Обеспечение закупочных процедур
Уровень квалификации 5
Регистрация в ЕРУЗ ЕИС
С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.
Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:
Специалист по закупкам, которому присваивается этот уровень квалификации, может не обладать опытом работы, но должен иметь как минимум среднее профессиональное образование. Его основные обязанности заключаются в следующем:
- собирать информацию о ценах на предмет закупки, о поставщиках;
- готовить документацию;
- описывать объект закупки;
- участвовать в обработке результатов торгов и другие.
Осуществление закупок
Уровень квалификации 6
К специалисту в сфере закупок этого уровня квалификации предъявляются такие требования:
- высшее образование не ниже бакалавра;
- опыт работы — как минимум 3 года.
Такому специалисту, в частности, поручается:
- составление планов и планов графиков;
- обоснование цен;
- организация процесса общественного обсуждения закупки, когда это необходимо;
- организация процесса торгов (через ЭТП, а в редких случаях, когда это допустимо — в бумажном виде);
- размещение в ЕИС различных отчетов.
Экспертиза результатов исполнения контракта
Уровень квалификации 7
Специалист, отвечающий за экспертизу, должен иметь высшее образование (специалитет или магистратура) и как минимум 4-летний опыт работы. В зону его ответственности включается:
- проверка того, соблюдает ли исполнитель условия контракта;
- организация приемки после исполнения контракта или отдельных его этапов, в том числе создание приемочной комиссии;
- проверка качества поставленных товаров и результатов выполненных работ (оказанных услуг) при приемке;
- обсуждение с представителями поставщика спорных вопросов в процессе приемки, а также при расторжении контракта;
- привлечение внешних экспертов, если экспертизу при приемке решено проводить их силами.
Контроль закупочной деятельности
Уровень квалификации 8
Самым высоким уровнем квалификации в соответствии с рассматриваемым профессиональным стандартом наделяется специалист, который имеет:
- высшее образование по программам специалитет или магистратура;
- 5-летний опыт работы, в том числе 2-летний — на руководящих должностях.
Сфера деятельности этого специалиста:
- контролировать всю закупочную деятельность своей организации;
- оценивать, насколько обосновано проведение той или иной закупки;
- давать оценку эффективности закупок;
- следить за изменениями законодательства и своевременно приводить в соответствие с ними внутренние нормативные акты организации (разрабатывать проекты документов).
Профстандарт для эксперта
Эксперт имеет квалификацию более высокого уровня, чем специалист. Эксперт в сфере закупок занимается консультированием, проведением экспертизы, а также организацией работы технических специалистов:к
- Консультирование. Чтобы соответствовать профстандарту «эксперт» и заниматься консультированием, специалисту необходимо высшее образование (бакалавриат и выше), дополнительное обучение по программе повышения квалификации в сфере закупок, опыт работы минимум 3 года. С таким багажом можно проводить консультации в сфере закупок, составлять заключения, рассчитывать различные аналитические показатели, например, влияние на цену тех или иных факторов.
- Экспертиза. Эксперт должен иметь высшее образование по программе специалитет или магистратура и пройти обучение в сфере закупок. Опыт работы — от 4 лет. Основное направление деятельности — экспертиза документов, связанных с закупкой (в том числе заявок) и результатов выполнения контракта (включая составление экспертного заключения). Кроме того, эксперт может разрабатывать методологические базы для закупочной деятельности.
- Организация. Наиболее квалифицированные и опытные специалисты занимаются организацией всей закупочной деятельности заказчика. К ним предъявляются такие требования: специалитет или магистратура плюс профильное обучение в сфере государственных закупок, а также 5 лет работы, 3 из которых — на руководящих должностях. Функции такого руководителя:
- организовать процесс работы, распределить задачи между исполнителями, а также контролировать их исполнение;
- планировать закупочную деятельность;
- контролировать, чтобы привлеченные к экспертизе и консультированию внешние специалисты исполняли условия договора;
- контролировать эффективное использование ресурсов;
- следить за исполнением требований охраны труда.
Выводы
Итак, работать в сфере закупок может практически любой специалист с высшим образованием. Но в большинстве случаев необходимо пройти профильное обучение. Нужен и опыт работы — как минимум 3 года. Если же есть планы стать экспертом, контрактным управляющим или даже возглавить целую контрактную службу, нужно иметь опыт руководящей работы.
0 Comments