
Счетная палата нашла почти 900 нарушений законов о закупках
- On 18.04.2017
- 0 Comments
- 223-ФЗ, 44-ФЗ, ЕИС, Закупки у единственного поставщика, Запрос котировок, Запрос предложений, Конкурс, Контроль закупок, НМЦК, СМП, Статьи
Содержание
Счетная палата РФ опубликовала в ЕИС результаты мониторинга системы закупок в государственном и корпоративном секторе за прошлый год. Проверяющие не только выявили множество проблем, но проанализировали их причины и предложили пути решения.
Статистика за период
За анализируемый период было объявлено открытых закупок на 32,2 трлн рублей, что на 9,5% больше, чем в 2015 году. В рамках закона 44-ФЗ было объявлено порядка 3 млн открытых закупок, суммарная стоимость которых составила 6,5 трлн рублей, что на 1,5% больше аналогичного показателя 2015 года. По закону 223-ФЗ было объявлено 1,5 млн закупок на 25,7 трлн рублей — рост по сравнению с 2015 годом составил 11,6%.
Количество нарушений законодательства о госзакупках, которые обнаружены аудиторами, составило 898 случаев на сумму 53,1 млрд рублей. Закон 44-ФЗ был нарушен в 823 случаях на сумму порядка 49 млрд руб. По сравнению с прошлым годом нарушений в госзаказе стало почти в два раза больше. Закон 223-ФЗ, по данным Счетной палаты, был нарушен в 75 случаях на общую сумму 4,3 млрд руб. В корпоративном секторе число нарушений по сравнению с прошлым годом увеличилось почти в четыре раза в абсолютном значении и почти в 7 раз — в стоимостном.
Регистрация в ЕРУЗ ЕИС
С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.
Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:
Как известно, с начала текущего года под действие закона 44-ФЗ попали ГУП и МУП. В конце прошлого года был разработан механизм выведения некоторых ФГУП из-под действия этого закона. Сейчас из-под него выведены 68 унитарных предприятий.
О проблемах госзаказа
Из минусов закупок по 44-ФЗ аудиторы отметили тот факт, что на протяжении двух последних лет не увеличивается их конкурентность. Среднее число участников на 1 лот составляет 3 заявки. В Счетной палате видят причину этого в том, что законодательство о закупках является весьма сложным и часто меняющимся. Кроме того, постоянно переносится переход на электронные конкурсы и запросы котировок.
Проверяющие также отметили следующие проблемы:
- в части планирования — при формировании бюджета на 2017–2019 годы планы закупок не послужили в полной мере источником обоснования бюджетных ассигнований;
- в части нормирования — по-прежнему имеет место ценовой разброс на одни и те же товары у различных органов исполнительной власти, причем он колеблется от 4 до 37,5 раз;
- в части обоснования закупок — выявлено большое количество нарушений при формировании НМЦ контракта, внедрение Каталога товаров, работ, услуг снова отложено;
- в части коррупционных рисков — установление необоснованно высоких авансов по долгосрочным контрактам, что позволяет поставщикам размещать полученные денежные средства в банках с целью получения дохода.
Проверяющие обнаружили в реализации закона 44-ФЗ и положительные изменения. Например, относительная экономия закупок в рамках госзаказа составила 8,8% против 7,6% в 2015 году. Кроме того, на 35% улучшился показатель объявленных закупок у СМП и СОНО.
Корпоративные закупки: никаких улучшений
А вот в закупках по закону 223-ФЗ никаких положительных сдвигов пока не замечено. Доля открытых и понятных процедур составляет чуть более 5%, в конкурентных закупках среднее количество участников на 1 лот снизилось, как и относительная экономия по результатам закупок.
В целом эффективность закупок по 223-ФЗ довольно низкая. Аудиторы видят в этом следующие причины:
- В корпоративных закупках нет строго перечня способов определения поставщика — существует порядка 5 тыс. разных процедур закупки.
- Торги проводятся на большом количестве электронных торговых площадок (более 170).
- В законе 223-ФЗ нет точных оснований для неконкурентной закупки. В результате заказчики могут в неограниченном числе случаев заключать договор с единственным поставщиком, уходя таким образом от конкурентных процедур.
- Закон не содержит норм, которые требуют повышать эффективность расходуемых средств. Такими мерами могли бы стать, например, необходимость обоснования НМЦК и запрет на конфликт интересов.
Предложения счетной палаты
Учитывая выявленные нарушения, Счетная палата предлагает предпринять следующие меры:
- Заменить Методические рекомендации по определению НМЦК, имеющие необязательный характер, на нормативный правовой акт, который будет регулировать применение методов определения цены.
- Проанализировать предельные цены на объекты закупок и уменьшить их разброс.
- Последовательно вносить изменения в законодательство о контрактной системе, которые будут вступать в силу со следующего финансового года.
- Дать Правительству РФ полномочия определять порядок авансирования госконтрактов, который среди прочего будет зависеть и от поэтапного объема выполняемых работ.
- Ужесточить закон 223-ФЗ, а именно:
- ввести необходимость обоснования цены контракта;
- установить исчерпывающий перечень способов, которыми может проводиться закупка;
- определить перечень оснований для закупки у единственного поставщика;
- ввести запрет на конфликт интересов специалистов по закупкам заказчика и поставщиков.
0 Comments