
Когда требуется свидетельство о госрегистрации продукции в составе заявки на участие в закупке
- On 01.09.2023
- 0 Comments
- Допуск к закупкам, Практика ФАС, регистрация
Некоторые товары для допуска к обращению на российском рынке должны иметь государственную регистрацию. При закупке таких товаров заказчик может потребовать от участников конкурентной процедуры предоставить в составе заявок документы, которые подтверждают наличие госрегистрации, в соответствии с подп. «в» п. 2 ч. 1 ст. 43 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ (далее – Закон № 44-ФЗ). Если в извещении о закупке было указано соответствующее требование, комиссия заказчика должна проверить заявку на наличие в ней необходимых документов и сведений. В случае их отсутствия заявка будет отклонена по п. 1 ч. 12 ст. 48 Закона № 44-ФЗ.
Рассмотрим, в каких случаях потребуется представить сертификат о государственной регистрации товаров (далее – СГР).
Требования к госрегистрации закупаемых товаров: правовые основы
Требования о госрегистрации определённых товаров находятся в различных нормативных правовых актах, которые регламентируют обращение таких товаров.
Например, решением Комиссии Таможенного союза от 28 мая 2010 года № 299 «О применении санитарных мер в Евразийском экономическом союзе» (далее — Решение КТС № 299) утверждён перечень продукции (товаров), подлежащих госрегистрации. В этот перечень входят дезинфицирующие, дезинсекционные и дератизационные средства, бытовая химия, предметы личной гигиены для взрослых и другие товары.
Регистрация в ЕРУЗ ЕИС
С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.
Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:
В ч. 1, 2 ст. 24 ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции» установлено требование о госрегистрации специализированной пищевой продукции, к которой относятся:
- пищевая продукция для детского питания, включая питьевую воду
- пищевая продукция для диетического лечебного и профилактического питания
- лечебно-столовые и лечебные природные минеральные воды
- пищевая продукция для питания спортсменов, беременных и кормящих женщин
- биологически активные добавки к пище (БАД)
Некоторые товары, предназначенные для детей, также требуют госрегистрации (с последующим декларированием соответствия) (п. 2 ст. 12 ТР ТС 007/2011 «О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков»).
В приложении № 12 к ТР ТС 009/2011 «О безопасности парфюмерно-косметической продукции» определён перечень парфюмерно-косметической продукции, которая подлежит госрегистрации.
В соответствии со ст. 23 Федерального закона от 24 июня 1997 года № 109-ФЗ «О безопасности обращения с пестицидами и агрохимикатами» пестициды и агрохимикаты также требуют госрегистрации. Факт госрегистрации и включения их в государственный каталог пестицидов и агрохимикатов, разрешённых к использованию на территории РФ, подтверждается специальным «свидетельством о госрегистрации пестицида и/или агрохимиката».
Если законодательство РФ устанавливает определённые требования к отдельным видам товаров, в том числе касающиеся регистрации такой продукции, заказчик должен устанавливать в извещении о закупке соответствующие требования, в том числе к предоставлению документов (сведений), подтверждающих указанные требования (письмо Минфина РФ от 6 октября 2022 года № 24-06-06/96640). Такой подход применяется и в правоприменительной практике. Практически никто не ставит под сомнение правомерность требования о предоставлении СГР в составе заявки. Доказательством этого служат, к примеру, решения:
- Тверского УФАС РФ от 31 мая 2022 года № 05-6/1-81-2022 (изв. № 0836600003322000155 о закупке гербицидов)
- Чувашского УФАС РФ от 2 ноября 2022 года № 021/06/7-957/2022 (изв. № 0315100000522000148 о закупке бумажных полотенец)
- Сахалинского УФАС РФ от 13 апреля 2022 года по делу № 065/06/106-186/2022 (изв. № 0361200015022001131 о закупке дезинфицирующих средств)
- Красноярского УФАС РФ от 26 декабря 2022 года № 024/06/106-3615/2022 (изв. № 0319100004922000980 о закупке дезинфицирующих средств) и другие.
Согласно мнению некоторых контрольных органов, СГР – документ, который передаётся покупателю вместе с товаром, и поэтому требование о его предоставлении в составе заявки является незаконным.
Пример: заявка участника закупки была отклонена из-за отсутствия в её составе СГР на предлагаемую продукцию.
Правовая оценка УФАС: СГР (или его копия) является документом, который передаётся покупателю вместе с товаром. Закон № 44-ФЗ не требует, чтобы участник закупки на момент подачи заявки имел в наличии конкретный товар, соответствующий требованиям заказчика. Соответственно, требование о предоставлении СГР в составе заявки является неправомерным.
Заказчик нарушил подп. «в» п. 2 ч. 1 ст. 43 Закона № 44-ФЗ, требуя предоставления документов в составе заявки, которые по проекту контракта должны предоставляться заказчику одновременно с передачей товара. По решению Московского УФАС РФ от 16 марта 2023 года по делу № 077/06/106-3371/2023 (изв. № 0373100095223000026) действия заказчика содержат признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ. Аналогичное решение было принято Дагестанским УФАС РФ от 28 апреля 2023 года № 005/06/106-1063/2023 (изв. № 0103200008423001569).
Автор статьи считает такой подход неверным: СГР выдаётся не на конкретную партию товара (как, к примеру, сертификат или декларация соответствия), его наличие является необходимым условием для допуска продукции к обращению на российском рынке. Кроме того, информация обо всех действующих СГР является общедоступной. Да, в данном примере заказчик также требовал предоставить копии СГР в момент поставки товара, но это не отменяет его права требовать предоставления СГР в том числе в составе заявки. Существует множество судебных решений по аналогичным вопросам о предоставлении копии регистрационных удостоверений (далее – РУ) в составе заявки, если в проекте контракта указано условие о передаче этой копии в том числе и в момент поставки товара (см. постановления Одиннадцатого ААС от 26 мая 2017 года по делу № А65-27989/2016, ФАС Московского округа от 11 июля 2019 года по делу № А40-197857/2018, Девятого ААС от 13 сентября 2019 года по делу № А40-4347/2019).
Способы подтверждения госрегистрации предлагаемого к поставке товара
В Приложении № 4 к Решению КТС № 299 утвержден порядок проведения государственного санитарно-эпидемиологического надзора (контроля) на таможенной границе и на таможенной территории Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Из п. 17 и 30 данного порядка следует, что ввоз и обращение подконтрольных товаров на территории ЕАЭС допускается только при наличии госрегистрации, которая может быть подтверждена одним из следующих способов:
- Свидетельством о госрегистрации подконтрольных товаров или его заверенной в установленном порядке копией.
- Выпиской из единого реестра СГР, выданной уполномоченными органами, где должны быть указаны реквизиты СГР, наименование подконтрольных товаров, изготовителя (производителя), получателя и органа, выдавшего СГР.
- СГР в виде электронного документа.
- Наличием сведений о СГР в едином реестре СГР, опубликованном на информационном портале Союза, или в национальных реестрах СГР государств-членов ЕАЭС, указанных в документах, подтверждающих приобретение (поступление) товаров, в других сопроводительных документах, на товаре и/или его потребительской таре.
Участник закупки вправе подтвердить госрегистрацию предлагаемых к поставке товаров путём предоставления документов и сведений, относящихся к любому из вышеуказанных пунктов.
Пример: в извещении о закупке дезинфицирующих средств было установлено требование предоставить копию СГР в составе заявки. Однако вместо копии СГР участник закупки представил выписку из единого реестра СГР. В связи с невыполнением требований к составу и содержанию заявки комиссия заказчика отклонила заявку данного участника.
Правовая оценка УФАС: отклонение заявки было правомерным, поскольку участник закупки действительно не предоставил необходимый документ. Однако требование заказчика предоставить исключительно копию СГР не соответствует п. 17 порядка проведения государственного санитарно-эпидемиологического надзора (контроля) на таможенной границе и на таможенной территории ЕАЭС, который предусматривает возможность подтверждения факта госрегистрации подконтрольной продукции ещё 3 способами (в том числе путём предоставления выписки из единого реестра СГР). Действия заказчика нарушают п. 3 ч. 2 с т. 42 Закона № 44-ФЗ и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ (решение Астраханского УФАС РФ от 4 июля 2022 года № 030/06/42-762/2022 (изв. № 0825500000722002368)).
Однако, если участник закупки подтвердил факт госрегистрации продукции, предоставив копию СГР, отсутствие информации о таком СГР в едином реестре само по себе не даёт заказчику оснований для принятия решения о его недействительности.
Пример: на средство дезинфицирующее «БиацидАктив» участник закупки предоставил копию СГР от 20 июля 2022 года KZ.16.01.98.002.E.000490.07.22. Однако комиссия заказчика отклонила заявку участника, так как на момент её рассмотрения в едином реестре СГР отсутствовала информация о данном СГР.
Правовая оценка УФАС: в извещении о закупке не было указано требование о наличии свидетельства в едином реестре СГР. Отсутствие сведений о СГР в указанном реестре не является подтверждением ни действительности, ни недействительности данного свидетельства. Уполномоченное учреждение и заказчик не представили доказательств, опровергающих это. Кроме того, на момент рассмотрения жалобы информация о спорном СГР была отражена в едином реестре СГР. Следовательно, заявка участника содержала всю необходимую информацию и её отклонение было незаконным (решение Алтайского краевого УФАС РФ от 29 декабря 2022 года по делу № 022/06/48-993/2022 (изв. № 0817200000322018365)).
Когда для подтверждения госрегистрации товара требуется СГР
Специалисты в сфере закупок, которые работают в учреждениях здравоохранения, постоянно сталкиваются с закупками лекарственных препаратов и медизделий. Обращение данных товаров также допускается только при условии их госрегистрации, которую необходимо подтвердить РУ. Однако привычка работать с РУ может стать ловушкой для закупщиков из лечебно-профилактический учреждений (далее – ЛПУ).
Пример: в извещении о закупке дезинфицирующих средств для очистки гибких эндоскопов требовалось предоставить копии РУ на предлагаемую к поставке продукцию. Поскольку эти копии не были представлены, заявку участника закупки отклонили.
Правовая оценка УФАС: отклонение заявки признано законным, так как она действительно не содержала копии РУ, которая должна была быть предоставлена в соответствии с условиями извещения о закупке. Однако само требование о предоставлении копии РУ является незаконным, так как в соответствии с решением КТС № 299 дезинфицирующие средства подлежат госрегистрации с выдачей СГР, а не РУ (решение Санкт-Петербургского УФАС РФ от 7 марта 2023 года по делу № 44-703/23 (изв. № 0372200009723000031), решение Ставропольского УФАС РФ от 24 декабря 2019 года по делу № 026/06/64-2379/2019 (изв. № 0321100022119000101)).
Также верно и обратное: не требуется предоставление СГР, если товары, закупаемые участником, имеют копию РУ, подтверждающую их допуск к обращению. И, естественно, если участник закупки предоставит копии РУ вместо необходимого СГР, это будет являться основанием для отклонения заявки.
Пример: при подаче заявки на участие в закупке дезинфицирующих средств по одной из товарных позиций участник представил РУ на медицинское изделие «Салфетка спиртовая антисептическая из нетканого материала, стерильная одноразовая» вместо СГР.
Правовая оценка УФАС: средства для дезинфекции кожи подлежат госрегистрации в форме выдачи СГР (п. 1.2 Номенклатуры дезинфицирующих, дезинсекционных и дератизационных средств для применения в быту, в лечебно-профилактических учреждениях и на других объектах для обеспечения безопасности и здоровья людей, подлежащих госрегистрации, утв. приказом Минздрава РФ от 10 ноября 2002 года № 344). Заявка участника закупки была правомерно отклонена в связи с несоответствием требованиям извещения о закупке (решение Ульяновского УФАС РФ от 17 марта 2022 года по делу № 073/06/105-107/2022 (изв. № 0168500000622000374)).
Рекомендации по проведению анализа СГР
- СГР должно быть действующим:для проверки можно обратиться к единому реестру СГР. В соответствии с подп. «в» п. 7 Правил формирования единого реестра СГР (утв. решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 30.06.2017 № 80 «О свидетельствах о государственной регистрации продукции») в реестре отражается статус СГР: действующее, действие приостановлено, аннулировано (отозвано).
- Копия СГР должна быть полной, что следует из самого понятия копии документа как экземпляра документа, который полностью воспроизводит информацию оригинала. На практике участники закупок часто нарушают данное правило, представляя в своих заявках копии СГР без приложений к ним.
Согласно п. 22 Правил оформления СГР, приложение является неотъемлемой частью СГР, а сам бланк приложения к СГР – документ строгой отчётности, который имеет установленные степени защиты.
При этом в приложение к СГР вносятся не менее важные сведения, такие как информация о продукции, обеспечивающая её идентификацию, особенно при значительном объёме таких сведений. В таком случае в соответствующих полях СГР указывается ссылка на приложение к СГР с указанием количества листов в приложении.
Важно: предоставление копии СГР без приложений является основанием для отклонения заявки.
Пример правовой оценки: ИП предоставил копию СГР, где содержалась ссылка на приложение, однако в составе заявки приложение отсутствовало. В связи с этим отклонение заявки соответствует требованиям извещения о закупке и Закона № 44-ФЗ (решение Красноярского УФАС РФ от 17 июня 2022 года № 024/06/105-1547/2022 (изв. № 0119200000122005759)).
- Наименование товара, указанное в заявке участником закупки, должно соответствовать наименованию такого товара в СГР, иначе невозможно будет достоверно судить об идентичности товара, который предложил участник закупки, и товара, в отношении которого представлено СГР. Важно отметить, что согласно п. 3 ст. 455 ГК РФ условие договора купли-продажи о товаре считается согласованным, если договор позволяет определить, среди прочего, наименование товара.
Пример аргументации: СГР является документом, который подтверждает соответствие товара требованиям, установленным в соответствии с законодательством РФ. Поэтому, если невозможно однозначно сопоставить предлагаемый товар с таким документом, возникает риск закупки товара, оборот которого не разрешён на территории РФ. Это не соответствует принципам результативности и эффективности осуществления закупок. Следовательно, условие контракта о его предмете, включающем наименование товара, считается согласованным, если наименование поставляемого дезинфицирующего средства указано в соответствии с его СГР (решение Омского УФАС РФ от 26 апреля 2023 года № 055/06/106-478/2023 (изв. № 0852500000123000881)).
Рекомендация: заказчикам следует включить соответствующее требование непосредственно в инструкцию по заполнению заявок. В большинстве случаев контрольные органы считают такое требование заказчика правомерным. Примером может служить решение Ростовского УФАС РФ от 24 апреля 2023 года по делу № 061/06/49-1437/2023 (изв. № 0358300079423000116).
- Область применения предлагаемого товара должна соответствовать потребностям заказчика. К числу сведений, отражаемых в СГР, относится в том числе область применения товара, в отношении которого выдаётся СГР (подп. «г» п. 21 Правил оформления СГР, утв. решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 30 июня 2017 года № 80). Очевидно, что, если товар предназначен для другой области применения, отличной от необходимой заказчику, такую заявку нельзя считать соответствующей требованиям извещения о закупке.
Пример: заказчик требует, чтобы закупаемая смесь белковая композитная сухая была предназначена для диетического лечебного и диетического профилактического питания в качестве компонента для приготовления готовых блюд для детей с 3-х лет и взрослых.
Участник закупки предложил поставить смесь «СЭТ Оптима». В приложенном СГР область применения указана следующим образом: «для реализации населению и использования пищеблоками лечебно-профилактических учреждений и другими предприятиями общественного питания в качестве компонента для приготовления блюд для диетического лечебного и диетического профилактического питания взрослых».
Правовая оценка УФАС: отклонение заявки признано правомерным, так как область применения предложенного продукта в соответствии с СГР предусматривает его использование только в качестве компонента для приготовления блюд для диетического лечебного и диетического профилактического питания взрослых. При этом отсутствует официальная информация о возможности использования этого товара для приготовления блюд для детей с 3-х лет.
Примером могут служить решения Хакасского УФАС РФ от 22 июня 2023 года по жалобе № 019/06/106-597/2023 (изв. № 0380200000123003351), Тульского УФАС РФ от 13 января 2023 года по делу № 071/06/106-8/2023 (изв. № 0366200035622007309), Краснодарского УФАС от 24 марта 2023 года № 292/2023 по делу № 023/06/99-1468/2023 (изв. № 0818500000823001629).
При этом следует помнить, что комиссии заказчика следует проводить анализ представленной информации не только на буквальное, но и на логическое соответствие установленным требованиям. Иначе есть риск отклонения заявки в отсутствие на то законных оснований.
Пример: участник закупки предложил к поставке витаминно-минеральный комплекс «Нутримикстура». Согласно СГР, данный продукт предназначен для использования медицинскими организациями в рамках различных диет лечебного питания у пациентов различных возрастных групп и нозологий. Также данный продукт может использоваться учреждениями и предприятиями социального обслуживания для компенсации дефицита витаминов и минералов, а также для нормализации обмена веществ. Продукт может служить компонентом для приготовления готовых блюд.
Правовая оценка УФАС: область применения «для пациентов различных возрастных групп» не противоречит указанной области применения «для взрослых и детей старше 3 лет», так как является более широкой и включает в себя обе возрастные группы, описанные в условиях закупки. Соответственно, для отклонения данной заявки отсутствуют основания (решение Татарстанского УФАС РФ от 6 октября 2022 года по делу № 016/06/48-1632/2022 (изв. № 0311100000622000192)).
- Содержащиеся в СГР данные о характеристиках товара могут опровергать сведения, указанные участником закупки в заявке.В данном случае в связи с выявлением в заявке недостоверных сведений она должна быть отклонена в соответствии с п. 8 ч. 12 ст. 48 Закона № 44-ФЗ.
СГР позволяет проверить достоверность информации не только о характеристиках, но и, к примеру, о стране происхождения товара, так как в СГР отражается информация в том числе и об адресе (адресах) места осуществления деятельности по изготовлению продукции (подп. «д» п. 21 Правил оформления СГР, утв. решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 30 июня 2017 года № 80).
В подобных случаях заявка будет отклонена именно из-за выявления в ней недостоверных сведений, а не в связи с фактическим непредоставлением СГР на товар с указанными участником характеристиками.
Пример: согласно СГР, предложенный товар производится согласно ТУ 10.86.10-08905800314-2018. При этом в ТЗ указано, что товар должен производиться в соответствии с ГОСТ Р 57106-2016. В связи с непредставлением СГР на необходимый заказчику товар заявку участника отклонили по п. 1 ч. 12 ст. 48 Закона № 44-ФЗ.
Правовая оценка УФАС: заявку нужно было отклонить, так как в ней указаны недостоверные сведения о соответствии предлагаемого к поставке товара требованиям ГОСТ 57106-2016, в то время как согласно представленному СГР и сведениям реестра СГР производство предлагаемого к поставке товара осуществляется в соответствии с ТУ 10.86.10-089-05800314-2018 (т. е. отклонить заявку следовало по п. 8, а не по п. 1 ч. 12 ст. 43 Закона № 44-ФЗ). Если в итоговом протоколе указывается неверное основание для отклонения заявки, это является нарушением п. 2 ч. 5 ст. 49 Закона № 44-ФЗ (см. решения Орловского УФАС РФ от 5 апреля 2023 года по делу № 057/06/48-177/2023 (изв. № 0354200022323000072), Башкортостанского УФАС РФ от 6 июня 2022 года № ТО002/06/106-1002/2022 (изв. № 0301300326022000082), Санкт-Петербургского УФАС РФ от 20 декабря 2022 года по делу № 44-4372/22 (изв. № 0372200123422000069)).
Сведения СГР можно использовать не только для проверки достоверности информации, которую участник закупки указал в своей заявке. С их помощью также можно доказать, что участник закупки не указал в заявке необходимые сведения, к примеру, товарный знак товара, если он имеется. В данном случае отклонить заявку следует по п. 1, а не п. 8 ч. 12 ст. 43 Закона № 44-ФЗ.
Пример: один из участников закупки предложил поставить товар с названием «Средство дезинфицирующее» и представил СГР на дезинфицирующее средство «БиаХлор». В заявке не было указано, имеет ли товар товарный знак. Однако комиссия заказчика обнаружила, что это дезинфицирующее средство продаётся на территории РФ под зарегистрированным товарным знаком «БиаХлор» (регистрационный номер 848373 на сайте Роспатента). Из-за этого заявка была отклонена.
Правовая оценка УФАС: согласно подп. «а» п. 2 ч. 1 ст. 43 Закона № 44-ФЗ, при закупке товара предложение участника закупки в отношении объекта закупки должно содержать товарный знак (если имеется). При рассмотрении жалобы участник закупки не представил никаких доказательств того, что товар не имеет товарного знака. Комиссия заказчика законно отклонила заявку в соответствии с п. 1 ч. 12 ст. 48 Закона № 44-ФЗ из-за отсутствия в ней СГР на дезинфицирующее средство с таким же названием, как у предлагаемого для поставки товара (см. решение Омского УФАС РФ от 26 апреля 2023 года № 055/06/106-478/2023 (изв. № 0852500000123000881)).
Приведённый в статье обзор правоприменительной практики предназначен для облегчения работы членов закупочных комиссий по анализу СГР, представленных участниками закупок.
0 Comments