
Выбор типа процедуры по 44-ФЗ
- On 23.06.2017
- 0 Comments
- 44-ФЗ, Закупка лекарств, медоборуд., Закупки у единственного поставщика, Запрос котировок, Запрос предложений, Конкурс, НМЦК, Процедура закупки, Статьи, Электронный аукцион, ЭТП
Содержание
Закон 44-ФЗ дает заказчику не слишком много выбора, однако он все-таки есть. Во многих случаях можно выбирать, каким способом произвести закупку. При этом заказчики отдают предпочтение одним процедурам, тогда как другие применяется достаточно редко. От чего же зависит этот выбор?
Распространенные способы определения поставщика
Сравнивать популярность всех способов закупки не совсем верно, ведь в определенных случаях, установленных в законе 44-ФЗ, заказчик просто обязан применять ту или иную процедуру. Иначе ему грозит административная ответственность. Каждый из способов может быть выбрана лишь в случае, если закупка удовлетворяет определенным требованиям. Тем не менее по статистике чаще всего заказчики объявляют электронный аукцион, запрос котировок или открытый конкурс. Также большой популярностью пользуется закупка у единственного поставщика.
Неконкурентная закупка
Во многих случаях, когда речь идет о небольших суммах, заказчику выгодно не проводить конкурентную процедуру, а осуществить закупку у единственного поставщика. Закон 44-ФЗ разрешает это при условии, что сумма каждой закупки не более 100 тыс. рублей. При этом существуют дополнительные условия, которые должны исполняться — они связаны с долей таких процедур в совокупном годовом объеме закупок. Перечень разрешенных закупок у единственного поставщика содержится в пункте 1 статьи 93 закона 44-ФЗ.
Регистрация в ЕРУЗ ЕИС
С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.
Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:
Неконкурентная процедура имеет ряд преимуществ: быстрое получение необходимого товара (работы, услуги), возможность работы с проверенным поставщиком, экономия средств на подготовку закупочной процедуры. Из минусов отметим отсутствие конкуренции, а значит, и возможности получить наилучшие условия контракта, а также высокий риск дополнительного внимания со стороны проверяющих органов.
Электронный аукцион
Это самая прозрачная и формализованная процедура, к тому же наиболее выгодная для заказчика с точки зрения получения лучшей цены. Неудивительно, что электронный аукцион является наиболее популярной процедурой закупки. Существует перечень, утвержденный распоряжением Правительства от 21.03.2016 № 471-р, товары, работы и услуги из которого можно закупать только через электронный аукцион. Кроме того, заказчик может самостоятельно выбрать эту форму закупки, если закон запрещает ему закупить объект у единственного поставщика или через запрос котировок, и если решающим критерием выбора является цена, а не качество товара или квалификация исполнителей.
Неоспоримые преимущества электронного аукциона заключаются в следующем:
- организационные моменты берет на себя оператор торговой площадки;
- участники аукциона неизвестны заказчику, что резко снижает коррупционные риски;
- минимальные претензии со стороны проверяющих органов, поскольку аукцион является наиболее прозрачной процедурой;
- небольшое количество ограничений для проведения электронного аукциона.
Но этот способ определения поставщика не лишен и недостатков:
- качество товара уходит на второй план, а решающим критерием победы является цена;
- проведение электронного аукциона — довольно сложная и многоэтапная процедура;
- зависимость от оператора ЭТП и риск технических сбоев;
- невозможность выделения нескольких лотов.
Запрос котировок
Быстрее всего произвести закупку с невысокой НМЦ контракта можно через запрос котировок. Закон 44-ФЗ ограничивает цену контракта, заключаемого через указанную процедуру, суммой 500 тыс. рублей. Также установлено ограничение на годовой объем осуществляемых таким образом закупок (часть 2 статьи 72 закона). Кроме того, нельзя проводить запрос котировок, если закон обязывает для приобретения необходимых заказчику товаров, работ или услуг применять другие способы определения поставщика, в том числе закрытые.
Во всех остальных случаях заказчик может с учетом требований части 2 статьи 72 проводить запрос котировок. Специалисты рекомендуют прибегать к этому способу для небольших по объему закупок объектов, не являющихся технически сложными.
К преимуществам этого способа закупки отнесем его простоту и скорость реализации, а также возможность выбирать поставщика, опираясь не только на цену, но и прочее критерии отбора. Из минусов стоит упомянуть невозможность выделения лотов и риск участия недобросовестных поставщиков, поскольку при запросе котировок обеспечение заявки не взимается. К тому же существование дополнительных условий (ограничение НМЦК и доли в объеме совокупных закупок) — дополнительный повод для проведения проверок.
Открытый конкурс
Когда необходимо не только получить хорошую цену, но и как можно больше узнать о потенциальных поставщиках, объектах и условиях закупки, подойдет открытый конкурс. Эта процедура более сложна и длительна, чем упомянутые ранее. У заказчика возникает больше обязанностей — он должен собрать и хранить заявки, обеспечив их конфиденциальность, а также вынужден осуществлять сбор и возврат обеспечения заявок. Многоэтапность и сложность процедуры, а также ограничение на ее применение (часть 2 статьи 48 закона 44-ФЗ), порождают риск возникновения ошибок. Поэтому открытый конкурс чаще привлекает внимание контролирующих органов, чем, скажем, электронный аукцион.
Подвидами открытого конкурса являются конкурс с ограниченным участием и двухэтапный конкурс. Каждый из них назначается в определенных случаях.
Двухэтапный конкурс
Этот тип закупки применяется при соблюдении следующих условий:
- закупаются научно-исследовательские, проектно-изыскательские, экспериментальные работы, высокотехнологичная инновационная продукция, создание произведения искусства или литературы, а также некоторые другие объекты;
- требуется обсудить с участниками закупки более точные характеристики закупаемого объекта.
Конкурс с ограниченным участием
Проведение этой процедуры возможно при закупках:
- технически сложных и специфических товаров, работ и услуг, производство или выполнение которых связано с высоким уровнем квалификации;
- работ по сохранению объектов культурного наследия, реставрации музейных коллекций фонда РФ и документов архивного и редки библиотечных фондов;
- работ, требующих допуска исполнителя к библиотечным, архивным и музейным базам данных и системам безопасности.
Запрос предложений
Этот тип закупочной процедуры по срокам опережает конкурс — и в этом его плюс. Из минусов отметим невозможность отмены его проведения и то, что в документацию и извещение нельзя внести изменения.
Закупать через запрос предложений можно следующие объекты:
- спортивные инвентарь, экипировку и оборудования для подготовки и участия спортсменов в Олимпийских и Паралимпийских играх;
- изделия народных промыслов с зарегистрированными образцами;
- услуги по лечению гражданина России в иностранном государстве;
- лекарственные препараты для пациента по медпоказаниям (требуется решение врачебной комиссии);
- товары, работы и услуги, которые необходимо закупить в случае расторжения контракта по части 9 статьи 95 закона 44-ФЗ;
- товары, работы и услуги, которые необходимо закупить из-за того, что итоги повторного конкурса или электронного аукциона признали несостоявшимися;
- товары, работы и услуги, закупаемые консульскими, дипломатическими и торговыми представительствами, а также прочими заказчиками, за пределами России для обеспечения своей деятельности (НМЦК до 15 млн рублей);
- услуги по защите интересов России, закупаемые за ее пределами с привлечением адвокатов и экспертов.
0 Comments