
44-ФЗ: как обеспечивается исполнение контракта
- On 18.01.2017
- 0 Comments
- 44-ФЗ, Банковская гарантия, Статьи, ФАС
Закон о госзакупках обязывает заказчика в подавляющем большинстве случаев требовать от победившего участника предварительных гарантий исполнения своих обязательств. Как реализуется обеспечение исполнения контракта в рамках закона № 44-ФЗ?
Обеспечение исполнения контракта является подтверждением серьезности намерений победившего участника выполнить свои обязательства. Заказчик обязан проверить внесенное исполнителем обеспечение, и только после этого контракт может быть заключен. Такое требование устанавливает часть 4 статьи 96 закона № 44-ФЗ.
На основании части 3 той же статьи, выбор способа обеспечения исполнения контракта остается за участником. У него есть два варианта: перечислить на счет заказчика денежные средства либо предоставить банковскую гарантию.
Регистрация в ЕРУЗ ЕИС
С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.
Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:
Обеспечение «живыми» деньгами
В этом варианте участник просто осуществляет перевод денежных средств на счет заказчика. При оформлении платежного поручения в назначении платежа следует отметить, что он производится в обеспечение исполнения госконтракта, и указать сведения о закупке.
В этом, казалось бы, простом способе есть свои нюансы. Например, может ли внести обеспечение контракта не сам участник, а иное лицо за него?
Закон о госзакупках не содержит нормы, которая прямо запрещает или разрешает указанный порядок внесения обеспечения. Контролирующие же органы не имеют по этому поводу однозначной позиции.
В частности, в практике арбитражных судов и Федеральной антимонопольной службы бывали случаи, когда такой порядок признавался правомерным. Например, об этом гласит постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 14.01.16 № 09АП-52950/2015 и решение Коми УФАС России от 27.03.14 № 04-02/2548. В этих документах контролирующие органы квалифицируют действия заказчиков, которые отказывались принять финансовое обеспечение от третьих лиц, как неправомерные.
А вот в Минэкономразвития придерживаются противоположной позиции. Там отмечают, что нормы закона № 44-ФЗ прямо такой способ внесения обеспечения не предусматривают. А значит, вносить обеспечение должно именно то лицо, с которым будет заключен контракт. Более подробно об этом — в письмах Минэкономразвития от 09.07.15 № Д28и-2060 и от 19.09.14 № Д28и-1893.
Таким образом, чтобы избежать возникновения споров и неоднозначных ситуаций, исполнителю безопаснее переводить денежные средства заказчику в счет обеспечения исполнения контракта от собственного имени.
Банковская гарантия
Предоставление в качестве обеспечения контракта банковской гарантии — способ более предпочтительный для поставщиков, поскольку не требует изъятия из оборота денежных средств. Для получения банковской гарантии нужно:
- выбрать банк из специального перечня Минфина;
- выполнить требования банка, которые установлены для получения гарантии.
После рассмотрения заявки банк выносит решение о предоставлении или непредоставлении заявителю гарантии. В случае благоприятного исхода поставщик получит договор банковской гарантии, саму гарантию на бумажном носителе или в электронном виде, которая предназначается для заказчика, а также выписку из реестра банковских гарантий. Поставщикам рекомендуется самостоятельно проверить, удовлетворяет ли полученная гарантия требованиям, которые установлены в статье 45 закона номер № 44-ФЗ.
Обеспечение гарантийных обязательств
На поставленные в рамках контракта товары и услуги или выполненные работы исполнители нередко дают гарантию. Иногда заказчики включают в закупочную документацию требования об обеспечении этих гарантийных обязательств. Правомерно ли это? И может ли заказчик признать поставщика уклонившимся от заключения контракта, если он не предоставил обеспечение своих гарантийных обязательств?
С одной стороны, в статье 96 закона № 44-ФЗ, которая регулирует обеспечение исполнения контракта, отсутствует деление на основные и гарантийные обязательства исполнителя. Из этого следует, что заказчик может в своей закупочной документации установить требование для исполнителя предоставить обеспечение не только, скажем, исполнения оговоренных контрактом работ, но и будущих работ по гарантии. Если поставщик откажется вносить такое обеспечение, то на основании части 5 статьи 96 закона № 44-ФЗ он будет считаться уклонившимся от заключения контракта.
Однако есть и альтернативная точка зрения, которая принадлежит Минфину (письмо от 02.07.14 № 02-02-07/32132). В ведомстве считают, что гарантийные правоотношения, которые возникают после исполнения контракта, законом № 44-ФЗ не регламентируются. Поэтому если поставщик не внес обеспечение гарантийных обязательств, то заказчик не может на этом основании отказаться от заключения контракта с ним.
0 Comments