
96% закупок госкомпаний проводится без конкуренции
- On 11.04.2018
- 0 Comments
- 223-ФЗ, 44-ФЗ, ЕИС, ЕЭТП, Закупки у единственного поставщика, Запрос котировок, Запрос предложений, Конкурс, Контроль закупок, Минфин, РТС тендер, ЭТП
Минфин по итогам мониторинга закупок по 223-ФЗ за 2017 год заявил о том, что в условиях конкуренции прошло лишь 3,6% закупок госкомпаний. Все остальные процедуры проводились «иными методами» либо договоры заключались напрямую с поставщиками.
Что происходит
Известно, что закон 223-ФЗ не ограничивает заказчиков в выборе способа определения поставщика. В итоге, по данным за 2017 год, число таких способов составило порядка 5000. В 2016 году Минфин насчитал чуть меньше — 4500 способа. При этом конкурентными можно назвать лишь несколько способов — конкурсы, аукционы и запросы котировок.
В 2017 году объем заключенных договоров составил 16,5 трлн рублей. Более 96% из них были произведены посредством неконкурентных методов определения поставщика. По сравнению с 2016 годом показатели ухудшились. Тогда неконкурентными были признаны 95% закупок.
Регистрация в ЕРУЗ ЕИС
С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.
Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:
По отношению к позапрошлому году, в 2017 объем закупок, которые проводились иными способами определения поставщика, вырос на 14%. В Минфине считают, что порядка 65% «иных способов» составляют неконкурентные закупки.
Кроме того, большой популярностью традиционно пользуется закупка у единственного поставщика. В 2017 году этим способом был заключен 31% от общего объема закупок.
Лидером закупок по итогам 2017 года стала «Роснефть». Она заключила договоров на 7,7 трлн рублей. Второе место заняла РЖД с объемом закупок 1,3 трлн рублей. Интересно, что «Газпром», который по итогам 2016 года занял первое место, в 2017 году не вошел даже в пятёрку лидеров. Объём его закупок составил 1 трлн рублей.
Лидирующие позиции «Роснефти» связана с новыми проектами. Специалисты считают, что такие ключевые заказчики образуют весь рынок, поскольку привлекают в отрасль новых участников.
Трудности подсчета
Вместе с тем на рынке отмечают, что данные Минфина не совсем точны, во всяком случае, относительно части закупок, проведенных «иными способами». Дело в том, что в эту группу, по словам директора ЕЭТП Антона Емельянова, финансовое ведомство включило и запрос предложений. Между тем эта процедура читается конкурентной. Она проводится путем сбора предложений и их оценки по ряду параметров, среди которых цена и качество объекта закупки. Господина Емельянов отмечает, что запрос предложений по 223-ФЗ является популярным и вполне способен изменить итоги статистики..
Это мнение разделяет и эксперт института государственного и муниципального управления ВШЭ Марина Турчан. По ее словам, заказчики сами частенько относят к иным способам процедуры, которые по факту являются конкурентными.
Что же касается роста популярности договоров с единственным поставщиком, то тут причина может быть в специфике заказчиков. Такое мнение выразил директор «РТС-Тендер» Владимир Лишенков. Крупные заказчики нередко заказывают, например, высокотехнологичную продукцию, и тогда конкурентов у производителей попросту нет.
Объем заказов снижается
По сравнению с предыдущим годом, объем закупок по 223-ФЗ в 2017 году сократился. В 2016 году этот показатель составил 21,1 трлн рублей, а в 2017 — лишь 18,7 трлн рублей. Специалисты объясняют это тем, что унитарные предприятия были переведены под действие 44-ФЗ.
А вот объем закрытых процедур вырос почти на 50 млрд рублей и составил 4,2% от всех закупок. Это связано с тем, что в конце прошлого года госкомпаниям законодательно было разрешено не раскрывать своих поставщиков в связи с санкциями. Теперь они могут публиковать в ЕИС обезличенную информация о результатах и способах закупки, но данные исполнителя контракта не открывать.
Хуже стали показатели и по закупкам у МСП. Статистика идет вразрез со стратегией, разработанной до 2030 года. Ее суть в том, что госкомпании должны, наоборот, постепенно увеличивать долю закупок у малого и среднего бизнеса. В прошлом году таких закупок должна быть 18% от общего объема. Но Минфин констатирует: цель не достигнута. Объем закупок у МСП в 2017 году составил 2,4 трлн рублей, то есть меньше 13% от общего объема заключенных договоров.
0 Comments