
Что такое совместные закупки в рамках госзаказа?
- On 10.04.2018
- 0 Comments
- 223-ФЗ, 44-ФЗ, ЕИС, Закупки у единственного поставщика, Конкурс, НМЦК, РНП, СМП, Статьи, ФАС, Электронный аукцион
Содержание
Под совместными закупками в контексте государственных нужд понимается объединение двух или более заказчиков для проведения конкурса или аукциона в целях приобретения одинаковых товаров. В этом материале пойдет речь об особенностях такой процедуры по законам 44-ФЗ и 223-ФЗ.
Зачем проводить совместные закупки
Идея, конечно же, в том, чтобы сэкономить. Закупая существенный объем товара, можно получить хорошие скидки или оптовую цену. Кроме того, сэкономить можно и на затратах на организацию закупки, разделив их с другими заказчиками.
Тем не менее торги, проводимые в интересах нескольких заказчиков, нельзя назвать популярными ни в рамках 44-ФЗ, ни в рамках 223-ФЗ. Но иногда они все-таки проводятся, поэтому заслуживают внимания.
Регистрация в ЕРУЗ ЕИС
С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.
Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:
Коллективные закупки по закону 44-ФЗ
Проведение совместных закупок регулируется частью 25 закона 44-ФЗ. В этой норме описаны общие принципы, а конкретные правила установлены в постановлении Правительства № 1088 от 23 ноября 2013 года.
Итак, совместные торги проводятся по следующим правилам:
- в качестве способа определения поставщика можно использовать только конкурс либо аукцион;
- победитель заключает с каждым из заказчиков отдельный контракт;
- между заказчиками, проводящими совместную закупку, заключается соглашение (более подробно о нем расскажем чуть позже).
Кто проводит
Организовать совместную закупку может уполномоченный орган или один из заказчиков.
Уполномоченный орган — это орган власти, на который возлагаются функции организации закупок. Такие органы могут либо быть созданы специально для осуществления указанных функций, либо получить эти полномочия в дополнение к своей основной деятельности.
Если такой орган отсутствует, определяется один из заказчиков совместной закупки, кто соглашается исполнять эти функции.
В рамках проведения совместной закупки ее организатор выполняет такие обязанности:
- разрабатывает закупочную документацию и размещает в ЕИС (документация предварительно согласовывается со всеми заказчиками);
- публикует в системе информацию о том, как проходят торги, какие изменения вносятся в документы и так далее;
- дает разъяснения по запросам участников;
- публикует в ЕИС протоколы торгов;
- размещает проект государственного контракта.
Соглашение заказчиков
Соглашение между участниками коллективной закупки является основополагающим документом для ее проведения. В нем прописывается следующая информация:
- о заказчиках и организаторе совместной закупки;
- об объекте, который закупается;
- о том, какая часть полномочий заказчиков передается организатору торгов;
- об условиях поставки объекта закупки каждому из заказчиков, включая сведения о месте, времени, объеме товара и так далее;
- о размерах НМЦК, рассчитанных каждым из заказчиков, и ее обосновании;
- о закупочной документации;
- о создании и действии комиссии по закупке;
- о сроках, включая срок разработки документации;
- о том, как будут оплачиваться общие расходы;
- о том, каковы объемы прав, обязанностей и ответственности каждого из заказчиков;
- о сроке действия соглашения и порядке разрешения возникающих в связи с ним споров.
Когда соглашение подписано, заказчики должны изменить свои плановые документы. В них необходимо отразить, что закупка носит коллективный характер.
На следующем этапе организатор торгов формирует закупочную комиссию. В нее должны войти представители каждого заказчика. Количество членов комиссии от каждого из них должно быть пропорционально доле этого заказчика в общей цене контракта. По тому же принципу происходит и распределение общих расходов, которые участники совместной закупки несут в связи с ее проведением.
В остальном процедура проводится также, как обычный конкурс или аукцион по 44-ФЗ.
Совместная закупка по закону 223-ФЗ
Чаще всего субъекты, которые обязаны вести закупки по 223-ФЗ, прибегают к совместным закупкам по инициативе головной компании. То есть часто такой вид торгов проводится корпорациями для своих зависимых обществ. Суть в том же, что и при проведении совместной закупки по 44-ФЗ — сэкономить за счет получения предмета закупки по оптовой цене. Нередко корпорации, холдинги и прочие заказчики, которые проводят для своих зависимых обществ совместные закупки по 223-ФЗ, руководствуются правилами, установленными законом 44-ФЗ.
Несвязанные между собой заказчики редко прибегают к такой форме торгов, но все-таки иногда это происходит. В таком случае организовывать всю процедуру берется основной заказчик, который испытывает наибольшую потребность в закупаемом товаре. А все прочие, чьи потребности скромнее, присоединяются к нему.
Закон 223-ФЗ не регламентирует проведение совместной закупки, поэтому практически все правила устанавливаются заказчиком самостоятельно.
Плюсы и минусы
Преимущества совместных закупок очевидны для всех звеньев процедуры:
- Участники получают выгодные цены.
- Поставщики получают возможность реализовать больший объем своих товаров.
- Организаторы — уполномоченные органы — могут снизить трудозатраты на проведение закупки.
Минусы связаны со сложностью организации коллективных торгов. Если нет уполномоченного органа, то его роль приходится исполнять кому-то из заказчиков. Но далеко не каждый захочет принять на себя дополнительные функции и ответственность.
Сложности, которые могут возникнуть
Поставщик, выигравший совместную закупку, уклоняется от контракта с одним из заказчиков. Заключаются ли при этом остальные контракты?
В этом случае остальные подписанные контракты будут считаться действующими. Поставщик получит обратно обеспечение своей заявки не полностью: часть суммы будет переведена заказчику, с которым он не заключил контракт. Также при этом поставщик может быть включен по решению ФАС в РНП.
Кто из заказчиков должен обосновывать НМЦК при совместной закупке по 44-ФЗ?
При проведении совместного конкурса или аукциона обосновывать НМЦК должен каждый из заказчиков. Цена и ее обоснование включаются в соглашение, которое заключают заказчики.
Если проводится электронный аукцион для СМП, может ли цена лота превышать 20 млн рублей? Цена каждого контракта при этом меньше указанной суммы.
Правоприменительной практики по этому вопросу пока не сложилось, поэтому специалисты рекомендуют избегать совместных закупок для СМП. Но если все-таки такая процедура будет проводиться, безопаснее не устанавливает цену лота более 20 млн рублей.
Допустим, совместная закупка по 44-ФЗ не состоялась. Могут ли заказчики заключить контракт с единственным поставщиком?
Пункт 9 Правил, утвержденных упомянутым выше постановлением № 1088, гласит, что каждый заказчик должен решать этот вопрос сам, руководствуясь нормами закона 44-ФЗ.
0 Comments