ФАС назвала основные проблемы закупок в 2017 году
- On 24.03.2018
- 0 Comments
- 223-ФЗ, 44-ФЗ, Закупки в строительстве, Закупки у единственного поставщика, Конкурс, Нарушения в закупках, СМП, ФАС, ЭТП
О том, что в сфере государственного и корпоративного заказа немало проблем, знают и заказчики, и поставщики. Но есть ряд ключевых сложностей — их ФАС включила в свой итоговый доклад за 2017 год.
Одна из проблем — вывод из-под закона 44-ФЗ закупок ГУП и МУП, проводимых за счет субсидий. В этом случае они могут руководствоваться законом 223-ФЗ, а он, как известно, гораздо более мягкий и мало что регулирует. По мнению ФАС, субсидии можно выдавать ГУП и МУП на конкурсной основе — закон это позволяет.
Крайне актуальная проблема — растущее количество закупок у единственного поставщика. Причем речь в том числе и о конкурентных сферах — медизделия, строительные работы. В целях более эффективного расходования государственных средств рекомендуется это количество снизить.
Вместе с Минэкономразвития Антимонопольная служба разрабатывает порядок принятия актов, направленных на определение единственного поставщика. В итоге это должно поддержать конкуренцию.
Еще одной проблемой является «бумажная» форма конкурсных заявок. Из-за этого, как считают в ФАС, растет значимость субъективных критериев их оценки. К тому же нет гарантий, что будет сохранена конфиденциальность информации, содержащейся в заявке.
Регистрация в ЕРУЗ ЕИС
С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.
Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:
Проблема «бумажных» процедур должна решиться в 2019 году, когда все закупки будут переведены в электронную форму.
Следующая болевая точка в сфере закупок — проведение конкурсов с ограниченным участием. ФАС подразумевает те случаи, когда к участникам предъявляется требование о наличии материальных ресурсов. По мнению службы, при этом повышаются коррупционные риски. Вместе с тем наличие ресурсов не является свидетельством надежности поставщика. Статистика говорит о том, что заявки, поданные на процедуры с подобными требованиями, не отличаются высоким качеством. Поэтому в ФАС считают, что их нужно отменять.
Важной проблемой в ФАС называют установку заказчиком дополнительных требований к потенциальным исполнителям контрактов. В частности, помимо описания товара, заказчик может потребовать указать конкретные показатели, которые могут быть получены только в результате его испытания. В итоге это приводит к ограничению конкуренции, поскольку не каждый поставщик имеет возможность провести подобные тесты.
Помочь в решении этой проблемы должен разрабатываемый Минэкономразвития Каталог товаров, работ и услуг. Он введет унифицированные описания и исключит возможность выставления подобных требований.
Немаловажной проблемой в ФАС считают и возможность заказчика расторгнуть контракт в одностороннем порядке. Из-за этого на исполнителя может быть оказано давление. Ведь перечень конкретных причин расторжения контракта по инициативе заказчика не определен. Кроме того, есть еще одна сложность. Например, исполнитель поставил товар ненадлежащего, по мнению заказчика, качества. Так это или нет — это должно быть установлено в результате экспертизы, а специалистов для ее проведения заказчик выбирает сам.
Еще одна серьезная проблема закупок — недостаточная поддержка малого бизнеса. Да, заказчики обязаны заключать долю контрактов с СМП. Однако в этой доле учитываются и контракты, в которых малые компании привлекаются в качестве субподрядчиков. Вместе с тем какого-то четкого механизма их отбора не разработано.
Что касается закона 223-ФЗ, то ФАС видит в нем множество проблем. В частности то, что в нем отсутствуют такие положения:
- требования к описанию предмета закупки;
- список требований к поставщикам;
- перечень методов проведения закупки (в итоге их число перевалило за 4000);
- порядок оценки заявок;
- правила, в соответствии с которыми ведутся протоколы;
- требования к электронным площадкам (иногда ЭТП может быть специально созданной однодневкой, аффилированной с заказчиком).
Отдельно отметим проблему заключения договора с единственным поставщиком. В законе 223-ФЗ не оговорены случаи, когда можно прибегать к такой закупке. В итоге огромное количество процедур, по-сути, является именно закупкой у единственного поставщика, хотя и маскируется под иные способы. И то, что в законе не приводится никаких требований к способам закупки, этому весьма способствует.
0 Comments