
Что изменилось в законодательстве по закупкам, разъяснения ФАС
- On 23.06.2020
- 0 Comments
- 223-ФЗ, 44-ФЗ, ЕИС, ФАС, Электронные закупки
Содержание
С марта текущего года возникла угроза всей системы закупок. У многих закупочные процедуры выпадали на нерабочие дни, не попадающие под Трудовое законодательство. Это поставило в тупик все сообщество закупщиков. Как только возникла ситуация с режимом повышенной готовности, стало понятно, что 44-ФЗ не совсем отвечает требованиям сегодняшней жизни.
Изменения в законодательстве в связи с СOVID-19
Рассмотрим самые важные изменения законодательства в условиях распространения коронавирусной инфекции.
Федеральный закон от 01.04.2020 N 98-ФЗ
- Пени рассчитывается от цены этапа контракта.
Если в условиях выполнения контракта предусматриваются этапы выполнения, пеня будет определяться от цены данного этапа контракта, а не целого контракта (изменения в ч. 7 ст. 34 Закона № 44-ФЗ). Данное изменение внесено с целью снижения финансовой нагрузки на предпринимателей.
Регистрация в ЕРУЗ ЕИС
С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.
Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:
- Закупки на основании п. 9 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ в условиях режима повышенной готовности.
В действие п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона 44-ФЗ добавлены закупочные процедуры, производимые в режиме повышенной готовности. Был пересмотрен концепт этого пункта. Добавился термин «режим повышенной готовности«. Конкретизированы ситуации, когда этот пункт можно использовать. 18 марта 2020 года ФАС разослал разъяснения, что ситуацию с Covid-19 можно считать обстоятельством непреодолимой силы. Для применения этого пункта должна быть логическая связь между принятием решения о закупке и распространением коронавирусной инфекции. Именно этот момент будет определяющим при проверке контролирующим органом.
- Можно не устанавливать требование об обеспечении контракта для закупок среди СМП, за исключением случая, когда установлена выплата аванса.
Если не предусмотрен аванс, то до 31 декабря 2020 г. при проведении закупок у СМП заказчики имеют право не включать в документацию условия об обеспечительном взносе выполнения контрактов и гарантийных обязательств. Заказчики, применяющие эту нормы, должны оценивать риски, которые могут быть при злоупотреблении некоторых исполнителей. Эта норма может применяться не во всех сферах.
- Возможность изменения цены/срока контракта из-за распространения коронавируса и в иных случаях, установленных Правительство РФ.
В 2020 году могут быть изменены условия закупки в части срока и стоимости работ, если нет возможности исполнить его из-за Covid-19, а также в других случаях, которые определяет Правительство РФ. При применении этого изменения, обязательно должно быть обоснование изменений. Особенно осторожно нужно относиться к изменению цены контракта.
- Правительство РФ определяет иные случаи осуществления закупок у единственного поставщика.
Правительством РФ закреплены другие варианты закупок у единственного поставщика. К данной группе отнесены закупочные процедуры для строительства объектов под ключ в рамках национальных проектов при очень сжатых сроках. Данное решение отдано под юрисдикцию Правительства РФ, Губернаторов регионов, Глав Администрации. Данная норма будет применяться до 1 января 2024 года.
Постановление Правительства РФ от 03.04.2020 N 443
- В рамках закупок по 44-ФЗ сроки, исчисляемые в рабочих днях, будут считаться в календарных (за исключением субботы и воскресения).
Изменен порядок расчета сроков для закупочных процедур по 44-ФЗ, они будут определяться не в рабочих, а в календарных днях (без учета субботы и воскресения). Это изменение внесено из-за сложившейся ситуации с затяжным периодом нерабочих дней. Чтобы не останавливать проведение необходимых закупок.
- Проведение аукционов, которые содержат ПСД переносить ненужно.
Сроки проведения аукционов, имеющих проектно-сметную документацию, не переносятся.
- Рассматривать заявки можно дистанционно, с составлением электронного протокола.
Допустимо дистанционное рассмотрение заявок, при условии составления электронного протокола. Необходимо подписать протокол электронной подписью.
- При заключении контракта заказчик вправе увеличить срок исполнения обязательств по контракту на срок, установленный как нерабочие дни.
Заказчик имеет право увеличить срок выполнения работ по контракту на количество дней, установленных как «нерабочие». Это связано с введением запрета на массовые мероприятия, затяжным периодом нерабочих дней.
Федеральный закон от 24.04.2020 N 124-ФЗ
- Предельная цена контракта по малым закупкам установлена в размере 600 тыс. рублей (было 300 тыс. рублей), доля таких контрактов не должна превышать 10% СГОЗ (было 5%).
Это долгожданное изменение связано с изменением цен на разные товарные группы.
- Решение установления условия об обеспечении гарантийных обязательств при любой закупке это право заказчика, а не обязанность.
Это решение полностью становится ответственностью Заказчика.
- Снижена минимальная ставка обеспечения контракта, новые пределы от 0,5 до 30%.
Эта норма дает принять минимальное значение, но несет определенные риски для заказчика, которые он должен учитывать.
- Установлена обязанность комиссии заказчика проверять юридические лица, являющиеся участниками закупки, на привлечение к административной ответственности по ст.19.28 КоАП.
Это статья связана с коррупционной составляющей. Проверить эту информацию необходимо по реестру, который ведет Генеральная Прокуратура РФ.
- Установлено право изменять размер аванса из-за коронавируса.
- В закупках по 223-ФЗ сроки теперь определяются в календарных днях (не считая субботы и воскресения).
Это изменение внесено по аналогии с 44-ФЗ. Для предотвращения остановки проведения необходимых закупок на период нерабочих дней.
Постановление Правительства РФ от 08.05.2020 N 647
Данное постановление предусматривает принятие Правительством РФ отдельных решений по закупкам у единственного поставщика. Даны расширенные полномочия председателю Правительства и оперативным штабам по работе в условиях Covid-19:
- Поставщик определен протоколом заседания Правительства РФ, как обеспечивающий устойчивое экономическое развития в условиях распространения Covid-19.
- Поставщик определен, как реализующий решения совета при Правительстве по борьбе с Covid-19.
- Закупка проводится за счет средств резервного фонда Правительства России. В данном случае должны быть соблюдены требования бюджетного законодательства в части направления затрат и их процентного соотношения.
При принятии данных решений должен быть разработан проект акта Правительства с межведомственным согласованием. Затем принят акт.
Срок введения в действие нового порядка осуществления малых закупок и запросов котировок сдвинут на 01.10.2020 г.
Назревшие проблемы в работе по 44-ФЗ и предложения ФАС для их решения
ФАС подготовлен пакет оптимизационных поправок:
- Давно назревшая проблема с документационными «ловушками». Она дает возможность недобросовестным заказчикам по условно «техническим» поводам отклонить участников процедур. Предлагается, по примеру принятых изменений в строительной сфере, не допускать указания характеристик товаров, не указанных в КТРУ, за исключением случаев, где есть четкое обоснование вводимых дополнительных критериев. Ограничить перечень необходимых характеристик товаров, которых пока нет в КТРУ 5 единицами. Поставщику достаточно будет согласиться на поставку товаров по требованию заказчика.
- Сокращение промежутка времени между сроком подачи заявок до процедуры аукциона уменьшает возможность сговора между ее участниками.
При повторных процедурах, когда нет заявок, нет необходимости повторять торговые процедуры много раз. Такое часто бывает на Дальнем Востоке. В таких случаях предлагается возможность заключать контракт со сторонней организацией, которая подходит под требования закупки, проходит пред квалификацию. После согласования в ФАС можно заключать контракт. - Рейтинг деловой репутации должен стимулировать бизнес работать без штрафных санкций на повышение своего статуса. Это приведет к снижению финансовой нагрузки на бизнес в виде снижения обеспечения контракта. Этот вопрос обсуждается и поддерживается и в государственных структурах, и на бизнес — форумах.
Предложения для дальнейшего развития электронных процедур
Для прозрачности и наглядности всех закупочных процедур предлагается:
- Ввести единые критерии для оформления банковской гарантии.
Приведение банковских гарантий к единой форме – давно назревшая проблема. Необходимо создать единый вид этого документа, чтобы избежать риски участников. Так как сейчас у каждого банка свой бланк гарантии.
- Всю переписку, включая претензионную, участников закупки вести в ЕИС.
Для исключения бумажного документооборота, ошибок при доставке почты необходимо весь спектр документооборота по закупочным процедурам, включая жалобы, претензии и прочее перенести в ЕИС. Тогда контролировать и отслеживать его будет легче как участникам торгов, так и контролирующим органам.
- Подачу жалоб и официальных уведомлений также перевести в ЕИС.
Введение универсальной предквалификации на торгах поможет повысить уровень участников на крупных заказах. А также снизит уровень жалоб, что уменьшит нагрузку на заказчиков и территориальные органы ФАС.
- Ввести изменения В ЕврАзЭС для внесения нового способа закупки — закупки в электронном магазине.
Обновление процедуры расторжения контракта в одностороннем порядке поможет всем участникам торгов. У заказчика будет право уменьшить сроки принятия решений, ограничение списка причин поможет не совершить нарушений закона. А у исполнителя появится право отстоять свою точку зрения и оспорить решение заказчика.
Если все предложения ФАС будут приняты, то это приведет к упрощению закупочных процедур и уменьшению рисков заказчиков и исполнителей.
0 Comments