
Как правильно описать объект закупки
- On 30.09.2017
- 0 Comments
- 44-ФЗ, Запрос предложений, Конкурс, Объекты закупок
Содержание
Эффективность закупки во многом зависит от того, насколько грамотно заказчик составит описание ее объекта. Иначе есть риск приобрести что-нибудь ненужное. С этой точки зрения было бы проще всего указать конкретный товар — его марку, производителя. Однако это строго-настрого запрещено законом 44-ФЗ, поскольку является ограничением конкуренции. Как же заказчику быть в этой непростой ситуации? Выход один — подробно прописывать важные характеристики объекта закупки.
Описывайте товар объективно
Под объективным описанием подразумевается следующее: нужно указывать такие требования к закупаемым товарам, работам и услугам, которые реально соответствуют потребностям заказчика. Также следует составлять описание объекта таким образом, чтобы любой участник мог понять, о чем идет речь.
Основа описания — функциональные свойства
Главное в описании объекта закупки — дать четко понять, для чего заказчику он нужен. То есть перечислить его функциональные характеристики. Можно остановиться исключительно на них, тогда под описание попадет максимальное количество товаров. Контролирующие органы это одобряют, однако заказчики все же стараются добавить и прочие характеристики.
Регистрация в ЕРУЗ ЕИС
С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.
Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:
Описывая функциональные свойства, целесообразно выделить основные и вспомогательные. В таких процедурах определения поставщика, как конкурс и запрос предложений, они имеют важное значение. А в двухэтапных конкурсах дополнительным функциональным характеристикам отведена и вовсе особая роль — именно из-за них участник может стать победителем на втором этапе.
Эксплуатационные свойства
Грамотное описание объекта закупки обязательно должно включать эксплуатационные свойства, хоть закон 44-ФЗ этого и не требует. Их присутствие позволит приобрести надежный товар с длительным сроком функционирования. К эксплуатационным характеристикам относятся следующие: технические параметры, долговечность, прочность, эстетические характеристики (например, ровность), а также специальные — объемно-планировочные, санитарно-гигиенические и прочие.
Многие специалисты рекомендуют указывать в числе эксплуатационных характеристик и расходы на поддержание товара в работоспособном состоянии. Кроме того, можно указать стадию его жизненного цикла использования по назначению.
Основная проблема — указание конкретных марок
Всем известно, что название модели или производителя товара в описании указывать категорически запрещено. Есть исключения, но их совсем немного. Это случаи, когда закупается совместно товар и услуга, а также когда заказчик не имеет иной возможности описать свою потребность. Но нужно добавить фразу «или эквивалент», иначе это будет являться нарушением законодательства.
Однако важно не только указать «или эквивалент», но и прописать параметры, по которым будет устанавливаться эта эквивалентность. Если этого не сделать, то эквивалентом может быть посчитано все что угодно. Таким образом, заказчик рискует закупить совсем не то, что удовлетворяет его потребности. Например, печатную машинку вместо ноутбука. При этом контролирующий орган посчитает, что отклонение подобной заявки неправомерно, ведь параметры эквивалентности отсутствуют.
Когда же можно указать конкретную марку или производителя? Это возможно в двух случаях:
- когда закупаемый товар будет эксплуатироваться совместно с другим товаром, который уже есть у заказчика (требуется, чтобы они были совместимы);
- когда приобретаются запчасти или расходные материалы (например, картридж для принтера).
В этом случае необходимо подготовить документы, которые подтвердят, что закупать эквивалент нельзя или крайне нежелательно. Что касается техники и оборудования, то производители в инструкции обычно рекомендуют использовать исключительно «родные» материалы и запчасти. При этом они указывают, что применение эквивалентных товаров может привести к нарушению работы техники. Такие рекомендации производителей могут послужить оправданием для невозможности закупки эквивалента.
0 Comments