
Как в закупке по 44-ФЗ выбрать метод определения поставщика
- On 21.04.2018
- 0 Comments
- 223-ФЗ, 44-ФЗ, Закупки у единственного поставщика, Запрос котировок, Конкурс, Процедура закупки, Статьи, Электронный аукцион, ЭТП
Содержание
В отличие от 223-ФЗ, закон о госзакупках строго регламентирует способы, которыми определяются поставщики. Заказчикам доступны лишь несколько методов, причем некоторые из них пользуются особой популярностью, а к другим прибегают изредка. Расскажем о том, как заказчики выбирают метод закупки.
Статистика закупок по 44-ФЗ говорит о том, что наибольшей популярностью пользуются:
- электронный аукцион;
- заключение контракта с единственным поставщиком;
- запрос котировок;
- открытый конкурс.
Расскажем о них поподробнее и сравним друг с другом.
Регистрация в ЕРУЗ ЕИС
С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.
Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:
Открытый конкурс или электронный аукцион?
Способом, который используется «по умолчанию», закон считает открытый конкурс. Другими словами, если для проведения процедуры иным способом нет оснований, то нужно проводить именно его. Электронный аукцион, в свою очередь, обязательно проводить для закупки товаров из утвержденного Правительством аукционного перечня. Но никто не запрещает закупать им и другие объекты — главное, чтобы предмет закупки можно было четко описать, а заявку оценить лишь по цене. То есть для объектов закупки, не вошедших в перечень, аукцион и открытый конкурс могут чаще всего применяться на равных основаниях.
Однако конкурс сильно проигрывает аукциону в простоте подготовки и оценки заявок, а также в легкости проведения, поэтому пользуется гораздо популярностью.
Другими преимуществами электронного аукциона являются:
- проведение через ЭТП, что существенно упрощает процедуру для заказчика и поставщиков;
- прозрачность — весь процесс можно наблюдать онлайн, причем до окончания торгов состав участников неизвестен ни заказчику, ни конкурентам.
Из минусов аукциона отметим такие:
- возможность технических сбоев, поскольку процедура происходит в электронном виде;
- оценка заявок осуществляется лишь по одному критерию — по цене (не учитывается качество).
Чтобы минимизировать влияние последнего фактора, рекомендуется тщательно описывать требования к закупаемому объекту.
Таким образом, простота, прозрачность и практическое отсутствие ограничений по объектам закупки делает электронный аукцион гораздо популярнее открытого конкурса.
Кроме открытого существуют двухэтапный конкурс и конкурс с ограниченным участием.
А в некоторых случаях проводится закрытый конкурс. Однако назвать их популярными в силу сложности и ограниченных оснований для проведения нельзя.
Контракт с единственным поставщиком
Если бы заказчикам дали волю, то, наверное, все контракты заключались бы с единственным поставщиком. Однако закон существенно ограничивает их в этом праве. В статье 93 приведен исчерпывающий перечень оснований для заключения контракта с единственным поставщиком. В остальных случаях такая процедура запрещена.
Исключение составляют лишь так называемые малые закупки, указанные в пункте 4 части 1 статьи 93 закона. Суть в том, что закупать у единственного поставщика можно любые товары, работы или услуги на сумму не более 100 тыс. рублей в рамках одного контракта. Также установлены дополнительные ограничения на общий объем закупок, осуществленных таким образом.
Преимущества контракта с единственным поставщиком для заказчиков очевидны:
- не нужно тратить время и другие ресурсы на подготовку и проведение закупки;
- можно быстро удовлетворить возникшую нужду, не меняя плановых документов;
- можно работать с проверенным поставщиком.
Минус заключается в том, что метод является неконкурентным, поэтому не всегда способен обеспечить лучшие условия заключения контракта.
Запрос котировок
Запрос котировок также является очень удобным для заказчика вариантом закупить товары, работы или услуги, особенно когда это необходимо сделать оперативно. При этом цена контракта ограничена суммой 500 тыс. рублей, за редким исключением, которое установлено в статьях 75 и 76 закона 44-ФЗ.
Также есть случаи, когда запрос котировок объявить нельзя: если закупка должна проводиться закрытыми методами или посредством конкурса с ограниченным участием.
Из плюсов запроса котировок отметим:
- высокую оперативность процедуры;
- возможность оценивать заявки не только по цене, но и по качеству;
- простоту, а значит, низкий риск нарушений.
К минусам отнесем то, что в запросе котировок:
- отсутствует обеспечение заявки, что открывает дорогу недобросовестным поставщикам;
- невозможно выделить лоты.
Подведем итоги
Чаще всего при выборе метода закупки заказчик действует по такому алгоритму:
- Определяет, нет ли основания для проведения закупки каким-то конкретным способом, например, посредством конкурса с ограниченным участием или закрытой процедуры.
- При отсутствии таких оснований, исходя из суммы контракта, определяет, можно ли провести закупку у единственного поставщика или запрос котировок. Если сумма вписывается в одну из этих процедур, то выбор падает на нее (при условии, что не превышен годовой объем закупок, осуществленных соответствующим образом).
- Если провести запрос котировок или закупку у единственного поставщика невозможно, заказчик проводит электронный аукцион, а в некоторых случаях — открытый конкурс.
0 Comments