
Национальный режим в госзакупках: практика применения
- On 21.09.2018
- 0 Comments
- 44-ФЗ, ЕИС, Закупка лекарств, медоборуд., Закупки у единственного поставщика, Запрос котировок, Запрос предложений, Импортозамещение, Конкурс, медоборуд., НМЦК, Электронный аукцион
Закон 44-ФЗ не слишком подробно поясняет вопросы национального режима. Вместе с тем для заказчиков существует много правил, установленных подзаконными нормативными актами. Сегодня рассмотрим, как работать с требования нацрежима.
Суть национального режима
Национальный режим в закупках представляет собой набор мер:
- заперт на закупку отдельных товаров производства зарубежных стран;
- ограничение на закупку иностранных товаров;
- условия их допуска на рынок госзакупок.
Правительство РФ утвердило перечни объектов иностранного производства, которым запрещено участвовать в закупках. А также списки объектов, которые могут участвовать при определенных ограничениях. Что касается условий допуска на рынок госзакупок, то они устанавливаются регулятором.
На следующей схеме показано, как работают меры нацрежима.
Регистрация в ЕРУЗ ЕИС
С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.
Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:
Схема 1. Действие разных мер национального режима в закупках
Запрет
|
Ограничение
|
Условия допуска
|
![]() |
![]() |
![]() |
Если участник предложил иностранный товар, закачк его заявку отклоняет. Исключение: в РФ или странах Таможенного союза объект закупки не производится |
Правило «Третий лишний»: заказчик должен отклонить иностранную заявку, если поданы 2 заявки из РФ или ЕАЭС с товаром от разных производителей. Есть исключения, например, закупка по постановлению № 1469 (стены) — достаточно одной заявки с российским товаром |
Заявка с иностранным товарам не отклоняется, но предложение с российским товарам имеет 15%-ную ценовую преференцию. Особенности: при реализации каждого метода закупки преференция предоставляется по-своему (См. Схема 2) |
![]() |
![]() |
![]() |
Примеры: иностранное ПО, товары машиностроения | Примеры: медизделия и препараты, радиоэлектроника | Самые разные товарные группы |
Правовое регулирование
Нормативная база по нацрежиму обширна. Мы собрали все НПА в одной таблице. Заказчику следует изучить все нормативные акты, поскольку в каждом из них установлены собственные правила применения. Ну и, конечно, перечни товаров, на которые сей нормативный акт распространяет.
Таблица. Список нормативных актов, регулирующих национальный режим в госзакупках
№ | Название (ПП — постановление Правительства) | Сфера регулирования |
Запрет на допуск к закупкам |
||
1 | ПП от 14.01.2017 № 9 | Общее |
2 | ПП от 14.07.2014 № 656 | Отдельные виды товаров машиностроения |
3 | ПП от 16.11.2015 № 1236 | Программное обеспечение |
4 | ПП от 11.08.2014 № 791 | Товары легкой промышленности и услуги по их прокату |
5 | ПП от 05.09.2017 № 1072 | Отдельные виды товаров мебельной и деревообрабатывающей промышленности |
Ограничения на допуск к закупкам |
||
1 | ПП от 26.09.2016 № 968 | Отдельные виды радиоэлектронной продукции |
2 | ПП от 04.12.2017 № 1469 | Медицинские изделия — стенаты для коронарных артерий, катетеры для ангиопластики и эмболэктомии |
3 | ПП от 05.02.2015 № 102 | Отдельные виды медицинских изделий |
4 | ПП от 30.11.2015 № 1289 | Лекарственные препараты из списка жизненно важных |
5 | ПП от 22.08.2016 № 832 | Отдельные виды пищевых продуктов |
Условия допуска |
||
1 | Приказ Минэкономразвития 25.03.2014 № 155. | Общее |
При планировании закупок заказчик должен знать, какими из вышеупомянутых актов регулируются правила нацрежима для того либо иного объекта. Информацию об этом необходимо указать в плане-графике в столбце 27. Чтобы ссылки на нормативные акты там отразились, в ЕИС нужно перейти во вкладку «Условия закупки» и прописать НПА в разделе «Преимущества и требования к участникам закупки»:

Нужно прописать регулирующие НПА в этом разделе, и тогда они отразятся в плане-графике
Нацрежим на практике
Применение запрета
Допустим, заказчику нужно закупить автотранспортные средства — автобусы (ОКПД 29.10.30.111). Они входят в перечень из постановления № 656. В этом документе объекты закупки разделены на две группы. И для каждой из них установлены перечни документов, при предоставлении которых запрет применяться не будет.
Предмет закупки заказчика входит в группу № 1. Действие запрета не будет распространяться, если участник приложит к заявке один из трех документов:
- Копию специнвестконтракта, которую заверил руководитель организации — участницы такого контракта.
- Акт экспертизы, подтверждающий, что предложенный товар удовлетворяет требованиям из постановления № 719 от 17 июля 2015 года (выдается Торгово-промышленной палатой).
- Сертификат по форме СТ-1, подтверждающий российское или приравненное к нему происхождении товара.
Заказчик получил 3 заявки. Вторые их части содержались следующие документы:
- Участник 1. Копия специнвестконтракта.
- Участник 2. Сертификат СТ-1.
- Участник 3. Сертификат СТ-1, не удостоверяющий требованиям постановления 14.07.2014 № 656. Заявка отклонена.
Таким образом, к участию в закупке допущены два участника — № 1 и № 2.
Применение ограничения
Выше мы упоминали о том, что ограничение — это правило «Третий лишний». Суть в том, что все заявки с иностранными товарами отклоняются в том случае, если есть как минимум две заявки (в отдельных случаях — одна заявка) с товаром из РФ или ЕАЭС (в некоторых случаях допускаются только товары из России). Причем эти заявки должны содержать предложения разных производителей.
Допустим, заказчику нужно закупить лекарственный препарат из списка жизненно важных (распоряжение Правительства от 23.10.2017 № 2323-р). Здесь вступает в работу постановление № 1289. Оно требует, чтобы поставщики подтвердили происхождение препарата, приложив ко второй части заявки сертификата СТ-1.
Заявки подали 4 участника:
- Участник 1. Предложил препарат, произведенный в России, приложил сертификат СТ-1.
- Участник 2. Предложил препарат, произведенные в Европе.
- Участник 3. Предложил препарат, произведенный в России, приложил сертификат СТ-1.
- Участник 4. Предложил препарат, произведенный в России, не приложил сертификат СТ-1.
В этом случае заказчик должен «включить» ограничение из постановления № 1289. Ему следует отклонить заявку участника № 2, поскольку она содержит препарат иностранного производства. Заявку участника № 4 также нужно отклонить, поскольку он не приложил сертификат. Таким образом, к участию допущены два поставщика.
Применение условий допуска
С условиями допуска из приказа Минэкономразвития № 155 все не так просто. Во-первых, приказ распространяется на самые разные товары, начиная с овощей и заканчивая мебелью. Тогда как «запретные» и «ограничительные» постановления имеют узкую направленность. Во-вторых, для каждого вида процедуры правила предоставление ценовой преференции работают по-своему. Это видно из Схемы 2.
Схема 2. Предоставление ценовой преференции в связи с национальным режимом
Виды закупок
|
|||
![]() |
![]() |
![]() |
|
Конкурс, |
Запрос предложений |
||
![]() |
![]() |
![]() |
|
Заявка участника |
Окончательное предложение |
Победитель |
|
![]() ![]() ![]() |
![]() |
![]() |
|
Заявка (окончательное предложение) содержит иностранный товар |
Заявка (окончательное предложение) содержит товар из РФ или ЕАЭС |
Заявка содержит предложение иностранного товара |
Заявка содержит предложение товара из РФ или ЕАЭС |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Преференции нет |
При оценке контракта учитывается цена на 15% ниже |
С победителем заключается контракт по цене на 15% ниже предложенной |
Преференции нет |
![]() |
![]() |
Преференции нет
|
||||
![]() |
![]() |
![]() |
||
Конкурс, Запрос котировок, Запрос предложений |
![]() |
![]() |
![]() |
Аукцион |
В закупки только часть товара включена в перечень из приказа № 155 |
Закупка признана несостоявшейся |
Все заявки содержат предложения поставки иностранного товара |
||
![]() |
![]() |
|||
Стоимость товаров из РФ или ЕАЭС в заявке составляет |
Стоимость товаров из РФ или ЕАЭС в заявке победителя составляет |
В частности, если заказчик проводит запрос котировок или конкурс, то оценивает заявки с российским товаром по критерию «цена контракта», как будто они содержат цену на 15% дешевле. Если же проводится аукцион, то в случае победы заявки с иностранным товаром контракт будет заключаться по цене, на 15% ниже предложения поставщика.
Также существуют случаи, когда преференции из приказа № 155 не предоставляются (см. Схему 2).
Рассмотрим закупку госмедучреждением медицинских изделий, попадающих под приказ № 155. Закупка проводится через аукцион, начальная цена — 98 000 рублей. Поставщики в качестве подтверждения происхождения изделий должны приложить декларацию.
Пример 1. Были поданы 5 заявок, все они допущены к аукциону. По итогам аукциона получилось вот что:
- Участник 1. Продукция китайского происхождения. Цена — 97 500 рублей.
- Участник 2. Продукция китайского происхождения. Цена — 81 350 рублей.
- Участник 3. Продукция российского происхождения. Ценового предложения не подано.
- Участник 4. Продукция китайского происхождения. Цена — 76 000 рублей.
- Участник 5. Продукция китайского происхождения. Ценового предложения не подано.
Итак, участники № 3 и № 5 не стали участвовать в торгах. Таким образом, единственное предложение российского товара из аукционного выбрало. Следовательно, 15%-ное снижение цены контракта не применяется. Заказчик заключил контракт по цене 76 000 рублей.
Пример 2. На аукцион были поданы следующие заявки:
- Участник 1. Продукция китайского происхождения. Цена — 97 500 рублей.
- Участник 2. Продукция китайского происхождения. Ценового предложения не подано.
- Участник 3. Продукция российского происхождения. Цена — 81 350 рублей.
- Участник 4. Продукция российского и китайского происхождения. Цена — 76 000 рублей.
- Участник 5. Продукция китайского происхождения. Ценового предложения не подано.
Как видно, участник № 4 предложил товары, смешанные по происхождению. Однако он не продекларировал соотношение долей изделий китайского и российского производства. В процессе расчета доли по цене единицы за товар при обосновании НМЦК вышло, что товара российского происхождения менее половины. Это значит, что включается правило 15%-ного снижения цены. Заказчик заключил контракт с участником № 4 по цене 64 600 рублей.
0 Comments