
Национальный режим в закупках: настоящее и будущее
- On 24.06.2018
- 0 Comments
- 44-ФЗ, Импортозамещение, Конкурс, Электронный аукцион
Суть национального режима
Закон 44-ФЗ предусматривает три механизма реализации национального режима: преференции для отечественных производителей, ограничение доступа иностранной продукции и полный запрет. Целью таких мер является не только защита внутреннего рынка и поддержка российских производителей, но и обеспечение госбезопасности.
Законом также установлено, что ограничение и запрет на участие иностранных товаров в закупке может быть обойден при наличии соответствующего обоснования.
В качестве примера реализации национального режима можно провести программное обеспечение. Создан реестр ПО российского производства, и если продукт, исполняющий требуемые заказчиком функции, в него включен, то закупать иностранный аналог запрещено. До текущего года ограничение распространялось на ПО, разработанное в том числе и странах Евразийского союза. В 2018 году порядок был немного изменен, и теперь программы из стран ЕАЭС допущены к закупке.
Как национальный режим применяется на практике
Что значит ограничение и запрет на доступ иностранного товара? Заказчик должны прописывать дополнительные требования к участникам о том, что они обязаны указывать страну происхождения товара. Кроме того, этот факт нужно подтвердить специальными документами.
Регистрация в ЕРУЗ ЕИС
С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.
Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:
Если поставщик подтвердит, что предлагает товар российского производства, то ему будет представлена преференция в виде 15-процентного ценового преимущества. Иначе говоря, при рассмотрении заявок с подтвержденным российским происхождением товара (товар из ЕАЭС приравнивается к российскому) участвующая в определении поставщика цена снижается на 15%. Таким образом, участник получает существенное преимущество перед поставщиками, предлагающим иностранный товар. При этом контракт заключается по той цене, которую поставщик указал в заявке. Такое правило действует в отношении конкурсов и запросов.
Правило 15-процентного снижения есть и в аукционах, но реализация там иная. Если победитель предлагает иностранный товар, то контракт заключается по цене на 15% меньше той, которую он указал в победивший заявке. Если же победу одерживает российский участник или поставщик из ЕАЭС, то снижения цены не происходит.
Бывает, что среди всех заявок не оказалось товаров российского производства, включая товары из ЕАЭС, то есть все поставщики предлагают иностранный товар. В таком в случае преференции никому не предоставляются. То же самое происходит, когда проводится комплексная закупка, и только часть товаров из закупаемых попадает под национальный режим.
Конкретный перечень товаров, в отношении которых действует национальный режим, указан в приложении к приказу Минэкономразвития № 155. Среди них продукты питания, оборудование, электронные компоненты, мебель и многое другое.
Изменения
Национальный режим начиная с 1 июля претерпевает изменения:
- Меняется положение части 3 статьи 14, в котором сказано о том, как устанавливаются требования к обоснованию невозможности соблюсти национальный режим, порядок его подготовки и размещения. В текущей редакции сказано, что все это устанавливается правительством. А с 1 июля все это будет устанавливаться в самих правовых актах.
- Подтверждающие страну происхождения документы должны представляться в составе заявок в оригинале или копии. При отсутствии подтверждения дальнейшие действия заказчика будут зависеть от того, как реализовывается в закупке национальный режим:
- если установлено ограничение на допуск иностранных товаров, отклонять такую заявку не следует (при этом товары будут считаться иностранными;)
- если установлен запрет, то заявку следует отклонить.
0 Comments