Причины демпинга в закупках
- On 22.12.2023
- 0 Comments
- Госзакупки, Демпинг, Правила конкуренции
Содержание
В данной статье мы рассмотрим основные виды демпинга в контексте закупок и объясним, для чего компании выбирают такую стратегию при участии в государственных закупках.
Демпинг – стратегия продажи товаров или услуг по искусственно заниженным ценам. Такие цены обычно значительно ниже рыночных, а иногда даже ниже себестоимости товара или услуги. В контексте государственных закупок демпинг означает предложение заведомо низких цен в рамках заявки с целью устранения конкуренции.
Существует множество демпинговых схем при проведении госзакупок как по Федеральному закону от 05.04.2013 № 44-ФЗ (далее – 44-ФЗ), так и по Федеральному закону от 18.07.2011 № 223-ФЗ (далее – 223-ФЗ). Иногда заказчик не сразу осознаёт, что участник закупки прямым образом влияет на ценовую политику торгов.
Регистрация в ЕРУЗ ЕИС
С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.
Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:
В каких закупках можно встретить демпинг
Компании, стремящиеся к демпингу, уже успели адаптировать свои стратегии под каждую из форм закупок.
Аукцион
В случае аукционов основным видом демпинга становится выбор по цене (предложение самой низкой цены). Победителем становится участник, предложивший минимальную цену.
Конкурс
Выбор победителя в рамках данной процедуры имеет как ценовые, так и неценовые критерии. Однако существенная доля выбора участников всё же приходится на наиболее выгодную заказчику цену.
Мониторинг цен
В данном случае демпинг осуществляется на предтендерном этапе участия в закупках. Одной из схем демпинга здесь является представление нескольких заведомо низких ценовых предложений. Обычно компании, использующие такую стратегию, привлекают к этому процессу своих партнёров или связанные с ними организации. Это делается с целью полного обвала рынка проводимой закупки.
Почему компании применяют демпинг
Выделяют несколько основных причин демпинга.
Приобретение опыта участия в закупках
Участники стремятся одержать победу в госзакупках любой ценой. При этом они осознают, что на выигранном с помощью демпинга контракте не получится заработать – можно даже уйти в убыток. Активно применяя демпинг, они, по сути, покупают себе опыт участия в госзакупках, который впоследствии позволит им претендовать на крупные и престижные контракты. Это связано с тем, что для выхода на многомиллионные государственные контракты, участие в которых проходит уже по всем правилам, необходимо наличие большого опыта успешных закупок, проведённых без нарушений.
Устранение конкурентов
Компания или индивидуальный предприниматель, которые имеют достаточно низкие расходы, уже начинают зарабатывать даже при марже в 10% или 15% от себестоимости товара или услуги. Для таких участников вполне допустимо предлагать более низкие цены. Однако для крупных компаний, чьи затраты включают аренду помещений, зарплату работников и многие другие показатели, низкая цена становится недопустимой роскошью. Малый бизнес и скромные частные предприниматели становятся серьёзными конкурентами для крупных компаний, поскольку они предлагают товары и услуги потенциальным заказчикам значительно дешевле.
Перепродажа заказов партнёрам
В современном деловом мире всё чаще встречается объединение нескольких компаний для совместного участия в закупках. В связи с этим заказчики по 44-ФЗ и 223-ФЗ стали активно включать в закупочную документацию запрет на привлечение субподрядчиков для выполнения контрактных обязательств. Проблема заключается в том, что компания, выигравшая контракт по минимальной цене, порой не в состоянии самостоятельно поставить товар или оказать услугу по сниженному тарифу. В таких случаях она привлекает партнёров для выполнения обязательств по контракту, которым выплачивает небольшие комиссионные. В итоге, обе стороны получают выгоду от такого сотрудничества, однако с точки зрения заказчика это является обманом, поскольку фактическим исполнителем контракта становится не компания-победитель, подписавшая контракт, а её партнёр.
0 Comments