Как сближаются 44-ФЗ и 223-ФЗ и чем это грозит
- On 22.11.2023
- 0 Comments
- 223-ФЗ, 44-ФЗ, Закупки у единственного поставщика, МСП, Национальный режим, НМЦК, СМП, СОНКО
Содержание
- Что уже изменилось в 44-ФЗ и 223-ФЗ
- Федеральный закон от 28 апреля 2023 года № 154-ФЗ (далее – 154-ФЗ)
- Федеральный закон от 4 августа 2023 года № 457-ФЗ
- Постановление Правительства РФ от 10 апреля 2023 года № 579
- Постановления Правительства РФ от 31 мая 2023 года № 889 и от 2 сентября 2023 года № 1443
- Приказ ФАС от 4 апреля 2023 года № 189/23
- Постановление Правительства РФ от 8 февраля 2017 года № 145
- Федеральный закон от 2 июля 2021 года № 360-ФЗ
- Какие преимущества ждут МСП в закупках?
- Унификация национального режима – правда или миф?
- Вопросы, касающиеся нововведений: ответ эксперта
Сегодня Федеральные законы от 05.04.2013 № 44-ФЗ и от 18.07.2011 № 223 ФЗ (далее – 44-ФЗ и 223-ФЗ соответственно) – наиболее динамичные сферы регулирования. Сложность для заказчика и поставщика заключается в том, что поправки могут вступить в силу в любой день, даже если это выходной. Например, Федеральный закон от 28.04.2023 № 154-ФЗ, который внес изменения в 44-ФЗ, вступил в силу через 10 дней со дня официального опубликования, то есть 9 мая, в праздничный день. В статье рассмотрим:
- что уже изменилось в 44-ФЗ и 223-ФЗ. Учитывая, что к изменениям, произошедшим в первом полугодии, уже практически все адаптировались, основное внимание будет уделено непосредственно второму полугодию
- какие преимущества ждут МСП в закупках
- некоторые нюансы национального режима, которые ожидаются в будущем
- ответы эксперта на вопросы, касающиеся нововведений
Что уже изменилось в 44-ФЗ и 223-ФЗ
Федеральный закон от 28 апреля 2023 года № 154-ФЗ (далее – 154-ФЗ)
Положения Закона № 154-ФЗ, принятого в апреле, вступали в силу постепенно. Данный закон предусматривает следующие изменения.
- Расширили перечень исключений для указания товарного знака.
Заказчик при описании объекта закупки может указывать товарный знак в определённых случаях:
Регистрация в ЕРУЗ ЕИС
С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.
Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:
- При закупке комплектующих и расходных материалов для оборудования, которое уже имеется.
- При технической несовместимости товаров, на которых размещаются иные товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, уже используемыми заказчиком.
Добавился новый случай, при котором допускается указание товарного знака: при закупке лечебного питания по медицинским показаниям (постановление Правительства РФ от 22 августа 2023 года № 1368). Минздрав будет вести соответствующий реестр. Медицинские учреждения и организации смогут обращаться в Минздрав для включения сведений в реестр. Пока приняты только правила ведения данного реестра. Однако он уже действительно существует.
- Приказ Минэкономразвития от 02.10.2013 № 567 (далее – Приказ № 567) будет иметь рекомендательный характер в отношении определения идентичности и однородности товаров. Учитывая, что на практике мало кто использовал Приказ № 567, данное положение не внесло ничего нового
Изначально инициатор поправок Матвиенко отмечал, что рекомендации из Приказа № 567 устарели. Во втором чтении закона в проекте было указано об отмене данного приказа, но заказчики начали задавать вопросы, что делать, как определить начальную максимальную цену, как обосновывать её и как унифицировано будет подходить к этому контрольный орган. Финансовые органы пока не готовы дать ответы и заменить этот акт, поэтому закрепили его рекомендательный характер. Хотя на самом деле он и до этого не был обязательным.
- Начальная максимальная цена запроса котировок возросла до 10 млн рублей (ранее была ограничена 3 млн рублей)
Сейчас активно растут статистические показатели применяемых заказчиками запросов котировок, так как на них сняли ограничение. Ранее действовали ограничения на годовой объём закупок, осуществляемых путём проведения электронного запроса котировок, – он не должен был превышать 20% совокупного годового объёма закупок заказчика или 100 млн рублей в отношении заказчика, совокупный годовой объём закупок которого в прошедшем календарном году составил менее 500 млн рублей. Сейчас все эти ограничения сняли: они не будут действовать до конца 2026 года. Цифровые показатели запроса котировок действительно значительно возросли. Согласно прогнозам МинФина, запрос котировок станет альтернативой аукционам, которые всегда были самой популярной процедурой по официальным данным специализированного портала zakupki.gov.ru. Теперь заказчик может проводить запрос котировок практически без ограничений, за исключением нюансов, связанных с конкретным объектом закупки. Как известно, победителем запроса котировок становится участник, предложивший наименьшую цену контракта, поэтому выходить на запрос котировок могут только товары, работы и услуги, входящие в аукционный перечень. Сам же процесс запроса котировок практически не изменился с 2022 года.
- Малые закупки в электронной форме в электронном магазине в соответствии с ч. 12 ст. 93 44-ФЗ претерпели следующие изменения:
- Максимальная цена для проведения таких закупок заказчиком увеличилась до 5 млн рублей.
- Данные закупки были выведены для всех заказчиков в отдельный вид ограничений.
Ранее для таких закупок, проводимых по основаниям, указанным в пп. 4https://ru14.forgeofempires.com/game/index?ref=aga_ru_ru-5 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ, действовало общее ограничение для бумажных процедур, процедур на агрегаторах и процедур в электронном магазине. Теперь же электронный магазин имеет собственные ограничения – для всех заказчиков они составляют 100 млн рублей. Однако для проведения таких закупок спецификой является то, что они касаются только товаров, которые имеют соответствующие характеристики в Каталоге товаров, работ и услуг (КТРУ). Иногда бывает так, что позиция товара присутствует в КТРУ, однако там отсутствуют характеристики, поэтому заказчик не может вывести её на закупку в электронном магазине. Но статистика таких закупок всё равно возрастает, хотя в прошлом году активность была не очень высокой.
- Согласование закупки у единственного поставщика сократили на 2 дня: с 10 рабочих дней до 8 рабочих дней
Когда заказчик проводит аукцион или конкурс, в результате которого получается либо единственный участник с соответствующей заявкой, либо вообще нет участников, предусмотрено согласование с контрольным органом в определённых постановлением Правительства РФ от 30.06.2020 № 961 случаях. Так, согласование требуется:
- Конкурс или аукцион в «ноль», если сумма закупки превышает 1 000 рублей.
- При конкурсе или аукционе в «единицу» лимит зависит от уровня заказчика: для федеральных учреждений – более 500 млн рублей, для региональных и муниципальных учреждений – 250 млн рублей.
- Заключение контракта со вторым участником. Добавили новое основание для возвращения заказчика в закупку и заключения контракта со вторым участником
Контракт будет заключён, если участник не исполняет обязательства или исполняет их ненадлежащим образом по объективным причинам, в результате чего заказчик отказывается от исполнения такого контракта, но участник не попадает в реестр недобросовестных поставщиков по этим объективным причинам.
Обратите внимание: заключение контракта со вторым участником возможно только при его согласии. Для второго участника это становится правом, а не обязанностью.
Таким образом, заказчик может вернуться в эту же закупку ко второму участнику, если:
- Расторгает контракт по соглашению сторон.
- Односторонне отказывается от контракта, и участник попадает в РНП.
- Односторонне отказывается от контракта, и участник не попадает в РНП из-за форс-мажорных обстоятельств.
- Авансы в строительных закупках «под ключ»: разрешили непропорциональное авансирование
Авансирование, как правило, является правом заказчика. Но в отношении строительных закупок «под ключ» разрешено применять пропорциональное авансирование по этапам, то есть не предоставлять авансы на этапе проектирования или инженерного изыскания, а включать их на этапах, в которых уже начинаются строительные работы. Такой подход способствует более сбалансированному процессу обеспечения финансирования строительных проектов и повышению ответственности сторон.
Федеральный закон от 4 августа 2023 года № 457-ФЗ
Данный закон устанавливает положения о машиночитаемых доверенностях. Применение этого инструмента отложено до сентября следующего года, если организации успели оформить на своих сотрудников новые доверенности до сентября текущего года. Причиной этого решения является неготовность функционала, необходимого для использования машиночитаемой доверенности.
Постановление Правительства РФ от 10 апреля 2023 года № 579
Обеспечение заявок для участников из ЕАЭС с 1 июня 2023 года стало возможным путём перечисления денежных средств непосредственно на счёт заказчика. Заказчик должен на этапе рассмотрения заявок убедиться в наличии этих денежных средств для целей обеспечения заявки. В случае подтверждения платежа заявка будет рассмотрена, в противном случае – отклонена.
Постановления Правительства РФ от 31 мая 2023 года № 889 и от 2 сентября 2023 года № 1443
Данные акты внесли некоторые изменения в порядок подтверждения соблюдения правил национального режима на этапе исполнения контракта. Теперь участникам не требуется представлять документы на этапе исполнения контракта, которые послужили основанием для включения соответствующих сведений о товаре в реестр промышленности.
Приказ ФАС от 4 апреля 2023 года № 189/23
Данный приказ отменил регламент рассмотрения жалоб. В настоящее время все вопросы, связанные с обжалованием в рамках 44-ФЗ, регулируются исключительно 44-ФЗ. Регламент ФАС в этой части больше не действует.
Постановление Правительства РФ от 8 февраля 2017 года № 145
Сегодня главный вопрос для заказчиков и поставщиков – переход на структурированные извещения и структурированные заявки, а также заключение структурированного контракта. Пока заключение подобного контракта не является обязательным. Однако поставщикам необходимо разобраться и понять, как это будет работать. Порядок строго последовательный. Заказчик формирует структурированное извещение на основании характеристик и показателей из КТРУ. Эта система уже доступна в ЕИС. Казначейство предоставило инструкции заказчикам о том, как добавлять характеристики. Пока функционал не работает – он будет дорабатываться. Однако следует понимать, что:
- в извещение попадёт не всё описание объекта закупки
- заказчик должен предоставить техническое задание в отдельном документе. Следовательно, ничто не мешает тем характеристикам, которые были указаны в структурированной форме, быть продублированными в описании извещения о закупках в силу ст. 42 44-ФЗ
Если заказчик укажет только качественные, функциональные характеристики товара (п. 1 ч. 1 ст. 33 44-ФЗ) в структурированной форме, а остальные данные предоставит в прикреплённом файле, он не полностью соблюдает нормы 44-ФЗ. В приложенном файле также нужно указывать все данные. Чтобы избежать споров, потому придётся дублировать даже те характеристики, которые указаны в структурированной форме. Содержание показателей в структурированной форме определяет дальнейшие действия участника закупки. Он будет ориентироваться уже на данные от заказчика. При этом можно заметить, что некоторые позиции нельзя изменить, а где-то нужно будет указать свои значения – эти строки останутся активными. Для заказчика это довольно трудоёмкая работа. Сейчас обсуждается возможность разрешить заказчику включать так называемые комплекты, а расшифровку деталей и запасных частей всё-таки включать в извещение. Переход на структурированные извещения вовсе не означает, что всё техническое описание, а теперь и техническое задание будут формироваться в электронной форме. Это требование затрагивает только качественные функциональные характеристики и потребительские свойства товаров, то есть то, что заложено в п. 1 ч. 1 ст. 33 44-ФЗ. Всё остальное, включая эти характеристики, будет представляться в приложенном файле. Участники закупок также должны будут представлять эту структурированную часть на функционале площадки в структурированной форме. Просто прикрепить файл будет недостаточно, да и функционал площадки не позволит нажать на кнопку и подать заявку, пока не будет отмечено всё, что требуется от участника (какие-либо пограничные показатели либо отметку «Согласен»). Хотя уже возникают некоторые проблемы. Например, когда заказчик указывает, что класс не ниже С и позиции не могут быть изменены. Эта информация «приклеивается» к заявке участника и становится частью структурированного контракта. Ничего уже не может быть изменено. Получается, что на этапе приёмки заказчик должен проверять, что класс не ниже С, но конкретизация здесь не предусмотрена: участник просто не может этого сделать.
Федеральный закон от 2 июля 2021 года № 360-ФЗ
Структурированный контракт не является полноценным документом, каковым его ожидают увидеть. Он лишь небольшая часть контракта, содержащая информацию:
- о сторонах контракта (заказчик и участники)
- об описании объекта закупки
- об этапах исполнения контракта
Обратите внимание: все эти сведения не подлежат корректировке. Всё, что войдёт в структурированную часть, станет информацией, которая переносится в заявку, а потом и в контракт, заключаемый между сторонами. Этапы не могут быть изменены, но на этапе исполнения контракта действует ст. 95 44-ФЗ, поэтому можно будет внутри этапов поработать со сроками. Но именно в структурированном контракте с самими этапами ничего не получится сделать.
Источник финансирования, который переносится из извещения в контракт, также не может быть изменён. По этому поводу ведётся дискуссия уже многие годы: юристы настаивают на том, что источник финансирования не относится к условиям контракта, так как не связан с сутью обязательства, а финансисты настаивают на том, что это существенное условие, которое не может быть изменено. В итоге можно отметить, что уже сейчас на функционале работает указание источников финансирования, которые прямо переносятся в заявку и в контракты, которые также нельзя будет изменить.
Какие преимущества ждут МСП в закупках?
Преимущества, которые уже есть у МСП в закупках
Для начала рассмотрим, какие преимущества для субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) по 223-ФЗ и для МСП и социально ориентированных некоммерческих организаций (СОНКО) в закупках по 44-ФЗ уже действуют:
- Сохраняется квота закупок в 25% в 44-ФЗ и 223-ФЗ. Однако подход к расчёту этой квоты значительно отличается. У заказчиков есть интерес достичь этой квоты, так как невыполнение требования:
- для заказчиков по 44-ФЗ может повлечь штраф в размере 50 тысяч рублей
- для заказчиков по 223-ФЗ приведет к переходу на применение норм 44-ФЗ в следующем году. То есть, если они не набрали квоту 25% в 2023 году, то с февраля 2024 года до конца 2024 года они будут применять 44-ФЗ. Таким образом, законодательство прямо говорит, что 44-ФЗ, по сути, является наказанием
- В закупках по 44-ФЗ:
- НМЦК
- ОЗ и ОИК
- добросовестность вместо ОИК/ОГО. В 44-ФЗ есть возможность использовать сведения о добросовестности (путём их предоставления) для обеспечения освобождения от требований к обеспечению исполнения контракта и гарантийных обязательств, в то время как в 223-ФЗ такой возможности нет. У некоторых заказчиков в рамках программы партнёрства существуют некоторые нюансы. В таких программах предоставляются возможности для освобождения участников от определенных обязательств
- сроки возврата д/с, внесенных в ОИК
- типовые условия для привлечения на соисполнение МСП/СОНКО
- В закупках по 223-ФЗ:
- перечень ТРУ. Чтобы понять, что покупает заказчик у МСП по 223-ФЗ, достаточно зайти на его страницу на zakupki.gov.ru и посмотреть этот перечень
В 44-ФЗ такого перечня нет, поэтому заказчик может включить любой объект в закупке подвести под преференции для МСП. Исключение составляют случаи, когда есть определённые нормы, которые будут конфликтовать с нормами об МСП, например, преимущества для учреждений уголовно-исправительной системы. Они не могут иметь статус МСП, поэтому заказчик не сможет объединить в закупку эти два преимущества. В целом, если не учитывать такие ограничения, это практически любая закупка
- НМЦД
- ОЗ и обеспечение исполнения договора (ОИД)
- сроки оплаты. По общему правилу они не должны превышать 7 рабочих дней, в том числе для МСП. Однако есть единичная судебная практика, в которой суды указывают на то, что если закупка осуществлялась без каких-либо преференций, то участникам не следует рассчитывать на особые условия оплаты. Следовательно, она допускает установление особых сроков оплаты
Какие преимущества ждут МСП в закупках?
На сегодняшний день обсуждается:
- распространение преференций на СОНКО при проведении закупок по 223-ФЗ. Сейчас они имеют преференции только в закупках по 44-ФЗ. Нововведения связаны с тем, что некоторые заказчики, не выполнившие долю закупок в 2022 году, перешли на применение норм 44-ФЗ в 2023 году, однако им необходимо отчитываться по нормам 223-ФЗ. Иными словами, они могут показать, что квота в 25% была выполнена, но, если речь идёт о договорах с СОНКО, они не смогут это показать в отчётности. Потому преференции СОНКО распространили и на 223-ФЗ
- аукцион может рассматриваться как потенциальное заявление в одной части. Однако это касается в основном корпоративных закупок, поскольку в рамках 44-ФЗ это и так применяется в одной части
- обеспечение исполнения договора планируется взимать от самой цены договора
- освобождение от требования ОИД добросовестных участников, возможно, введут и в рамках 223-ФЗ
Унификация национального режима – правда или миф?
В настоящее время уже имеется законопроект № 137928 по унификации нацрежима, разработчиком которого является Минфин. Данный законопроект предполагает введение одинаковых норм нацрежима по законам 44-ФЗ и 223-ФЗ. Это означает, что всем известные запреты, ограничения, условия допуска будут применяться и в рамках закона 223-ФЗ. А что это означает для поставщиков, мы рассмотрим в одной из следующих статей.
Вопросы, касающиеся нововведений: ответ эксперта
Вопрос № 1
На практике заказчики пытаются объединить в одну закупку фактически 2 описания объекта закупки: одно в классической словесной форме, а другое – в структурированной. Зачастую описание противоречит друг другу. В контракт заказчики, пользуясь отсутствием обязательного цифрового контракта, включают всё, что им заблагорассудится. На данный момент практика контролирующих органов не установлена. Необходимо что-то предпринять и законодательно закрепить один способ описания объекта закупки.
Ответ: заказчик по-прежнему будет формировать описание в отдельном файле, который будет включать в себя в том числе данные из структурированной формы. Но данные должны полностью совпадать. То есть то, что указано в структурированной форме, должно переноситься в форму прикладываемого файла, который также будет содержать дополнительные детали, не указанные в п. 1 ч. 1 ст. 33. В указанной ситуации участник может подать заказчику запрос на разъяснение, чтобы уточнить, почему так происходит. Нужно указать, что есть противоречащие нормы. Иной вариант – пожаловаться в ФАС. Вероятность обжалования 100%, так как данные должны совпадать. Структурированный контракт, если посмотреть в процентном соотношении, – максимум 20% от содержания того, что реально будет в контракте. То есть он будет включать реквизиты сторон, основные преамбулы контракта, то, что передаётся из структурированной части технического задания, этапы контракта, источники финансирования – ключевые, но всё же базовые положения. В то время как всё остальное, касающееся прав и обязанностей участников, условий исполнения контракта, ответственности сторон, будет формироваться просто в файле.
Вопрос № 2
При подаче заявки с 1 октября 2023 года, то есть после введения структурированного технического задания по 44-ФЗ, заполнение заявки возможно только на площадке. Можно ли сохранить заявку и продолжить работу с ней позже, учитывая, что некоторые заявки требуют нескольких дней работы?
Ответ: да, сохранение ранее введённой информации возможно. Продолжительность срока подачи заявки зависит от процедуры закупки. Если вы не успеваете подать заявку, как правило, во всех функционалах есть возможность сохранить информацию, но всё равно стоит придерживаться установленных сроков для подачи заявок. День окончания срока подачи заявок не может приходиться на выходной день, но площадки и функционал работают круглосуточно.
Вопрос № 3
Будут ли продлеваться сроки подачи заявок, если невозможно их заполнить? Если нет, то как и куда жаловаться на такие моменты при их возникновении?
Ответ: нужно работать на площадке. Вся информация будет автоматически подтягиваться. Если вдруг последний день подачи заявок выпадает на выходной, то можно пожаловаться. Но таких случаев практически не бывает.
Вопрос № 4
Как вносить изменения в контракт в части технического задания, если всё будет структурированное? Например, если есть описки с той или иной стороны, которые существенно влияют на условия контракта.
Ответ: вносить изменения в техническое задание очень сложно в любом случае. Но если речь идёт о технической описке (в одном месте написано правильно, в другом – нет), то это можно исправить. На данный момент заказчики часто действуют в рамках дополнительных соглашений на бумаге, а со следующего года тоже произойдёт переход на электронную форму. В целом, изменение любых условий должно соответствовать положениям ст. 95 44-ФЗ, а содержание технического задания всегда носит ключевой характер. Если имеются ошибки, которые нельзя исправить (одна и та же ошибка в нескольких местах), то в ряде случаев внесение изменений невозможно: для этого нет оснований. Однако существуют специальные нормы, например ч. 63.1 ст. 112 44-ФЗ, которые позволяют обратиться в орган исполнительной власти и согласовать необходимость внесения изменений в контракт, так как исполнить его на заключенных условиях невозможно. Здесь потребуется решение органа исполнительной власти.
0 Comments