
Внедрение ИАС для закупки лекарств может увеличить их стоимость на треть
- On 10.11.2017
- 0 Comments
- ЕИС, Закупка лекарств, медоборуд., Объекты закупок, Статьи, ФАС
Антимонопольная служба считает, что ИАС в сфере лекарств может привести к их удорожанию. Но проблема не столько в детище Ростеха, сколько в несовершенном реестре препаратов, который ведет Минздрав. Отсутствие единообразия при указании непатентованных наименований лекарственных средств стало причиной дублирования информации и путаницы.
О чем речь?
Со следующего года информационно-аналитическая система (ИАС) для закупки лекарственных средств начнет функционировать в полную силу. Ее задача — контролировать цены, по которым заключаются контракты на закупку медикаментов. На основе данных Государственного реестра лекарственных средств (ГРЛС) и тех, которые уже имеются в системе, она будет в автоматическом режиме рассчитывать максимальную стоимость контракта. Таким образом планируется исключить возможность завышения цен в лекарственных закупках. ИАС разработана Ростехом по поручению В.В. Путина и используется в тестовом режиме с марта текущего года.
Однако в ФАС опасаются, что внедрение системы даст обратный эффект. Такого мнения придерживается начальник управления контроля социальной сферы и торговли ФАС Тимофей Нижегородцев. Выступая на Фарма Форуме РБК, он заявил: ИАС считает правильно, но использует данные ГРЛС, который содержит множество ошибок и неточностей.
Регистрация в ЕРУЗ ЕИС
С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.
Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:
Проблемы реестра
У каждого медикамента есть основное действующее вещество, в соответствии с которым оно имеет международное непатентованное наименование, например, ацетилсалициловая кислота. Кроме того, есть торговое наименование (бренд), например, «Аспирин», «Аспикор», «Аспинат», «Аспитрин», «Аспровит» и так далее. Таким образом, одному МНН соответствует несколько, а иногда и довольно много, торговых наименований от разных производителей. Поэтому закупка медикаментов для нужд государственных лечебных учреждений в России производится по МНН. Это обеспечивает конкуренцию и возможность приобрести нужное вещество по самой выгодной цене, не переплачивая за бренд.
По каждому МНН в ГРЛС внесена информация о действующем веществе, торговых наименованиях, дозировке, стоимости. Однако проблема в том, что сами эти наименования у разных производителей пишутся по-разному, без единого стандарта. В частности, между словами может быть больше одного пробела, могут использоваться нетипичные скобки и так далее. Например, действующее вещество «амоксициллин плюс клавулановая кислота» в ГРЛС встречается в семи вариантах написания. При этом для системы каждый из вариантов является отдельным МНН.
Кроме того, нет единообразия и в описании лекарственных форм. Об одном и том же веществе у одного производителя написано, что это таблетки, покрытые пленочной оболочкой, а у другого — таблетки, покрытые кишечнорастворимой оболочкой.
Все эти неточности открывают дорогу к злоупотреблению в закупках лекарственных средств. Зная, как именно нужный производитель прописывать МНН и лекарственные формы, заказчик может в закупочной документации указать именно их. В итоге к закупке будет допущен только один производитель, а заявки всех прочих будут отклонены. Получается, что конкурентов нет, хотя заказчик формально не нарушил правила, ведь взял данные из реестра.
В ИАС есть и другая проблема, на которую обращают внимание некоторые представители фармацевтического рынка. Система не учитывает региональных особенностей, связанных с большими расстояниями внутри страны. Например, препарат, произведенный в Москве, будет стоить по-разному в Санкт-Петербурге и во Владивостоке из-за доставки. Однако ИАС это игнорирует.
Что может случиться?
Под угрозой роста цен окажутся самые важные препараты, то есть те, которые входят в список ЖВНЛП. Ведь именно они в большинстве случаев являются предметом закупки. Лекарства из этого перечня применяются для лечения в стационарах, а также для обеспечения льготных категорий граждан. Ежегодно объем этого рынка составляет примерно 300 млрд рублей.
В аналитической компании DSM Group подсчитали, на сколько могут увеличиться затраты на закупку лекарственных средств из-за упомянутых проблем ИАС. Так, на тот же «амоксициллин плюс клавулановая кислота» в прошлом году было потрачено порядка 500 млн рублей. Если бы все заказчики воспользовались неточностью ГРЛС и приобрели самое дорогое торговое наименование с указанным действующим веществом, затраты бюджета составили бы 1,5 млрд рублей, то есть выросли бы в 3 раза. Справедливости ради стоит отметить, что не каждая МНН в каталоге Минздрава имеет 7 вариантов написания и такой большой разброс цены между брендами. В среднем рост цен на закупку препаратов, обусловленный неэффективностью ИАС, ожидается на более «скромном» уровне — порядка 30%.
Что делать?
Очевидно, что реестр Минздрава необходимо приводить в порядок. По оценкам экспертов, это может обойтись при самых скромных подсчетах в 5 млн рублей. Если же понадобится дорабатывать ГРЛС и интегрировать его с ИАС, то ценник может быть выше примерно в 10 раз.
В свою очередь, в Ростехе заявляют о том, что все несоответствия по МНН в ГРЛС устранены. По словам замглавы госкорпорации Александра Назарова, описанные выше проблемы встречаются лишь в 0,5% случаев. Структура Ростеха, ответственная за разработку ИАС, при содействии Минздрава сейчас работает над устранением последних ошибок.
0 Comments