
Вынужденная и добровольная неконкурентная закупка
- On 06.07.2017
- 0 Comments
- 44-ФЗ, ЕИС, Закупки у единственного поставщика, Запрос котировок, Запрос предложений, НМЦК, Статьи, ФАС, Электронный аукцион
Содержание
Наряду с конкурентными способами закупки, в законе 44-ФЗ предусмотрена возможность заключить контракт с единственным поставщиком. Случаи, когда это можно сделать, перечислены в пункте 1 статьи 93. В основном заказчик может прибегнуть к закупке у единственного поставщика по своему усмотрению. Но есть и исключения, когда выбора у него нет.
Вынужденное заключение контракта с единственным участником
Если конкурентная закупка, в том числе закрытого типа, признана несостоявшейся по причине лишь одной заявки, которая была подана либо признана соответствующей требованиям, то придется осуществлять закупку у единственного поставщика. Эти случаи описаны в пунктах 24 и 25 пункта 1 статьи 93. При этом контракт заключается на условиях, предусмотренных документацией и по цене, предложенной единственным участником (она не должна превышать НМЦК).
Согласование закупки у единственного поставщика
В указанных случаях требуется обязательное согласование заключения контракта с единственным поставщиком в контролирующих органах. Контракты по федеральным закупкам согласуются в ФАС РФ, по региональным — в уполномоченном органе исполнительной власти соответствующего субъекта, по муниципальным — в уполномоченном органе местного самоуправления.
Регистрация в ЕРУЗ ЕИС
С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.
Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:
Чтобы согласовать заключение контракта с единственным поставщиком, в контролирующий орган необходимо подать обращение. В него включаются следующие данные и документы:
- реквизиты размещенного в ЕИС извещения о закупке — дата и номер;
- копии составленных в процессе закупки протоколов;
- копии документов по закупке, а при наличии — изменений и разъяснений;
- копии заявок участников.
Обратите внимание! Если процедура проводилась в виде электронного аукциона или запроса котировок, то согласования заключения контракта с единственным поставщиком не требуется. Эти процедуры предполагают определение победителя лишь по единственному критерию — по цене, поэтому и согласовывать в них нечего.
Обращение подается в течение 10 дней с даты подписания протокола. Если оно соответствует установленным требованиям, то контролирующий орган присваивает ему номер и принимает к рассмотрению.
Если с обращением что-то не так, то не позднее 5 рабочих дней оно возвращается заявителю. Тут возможны два варианта:
- обращение направлено в орган, который не уполномочен решать содержащиеся в нем вопросы;
- в обращении собрана неполная информация и документы, которые предусмотрены Приказом №189.
По каким-либо другим основаниям возвратить обращение контролирующий орган не вправе.
Не позднее 10 рабочих дней с даты поступления обращение должно быть рассмотрено.
При рассмотрении обращения контролирующий орган проверит, не было ли допущено нарушений в ходе процедуры, и не имеет ли заявка единственного участника грубых ошибок. Основанием не согласовать заключение контракта является выявление нарушений, которые могут повлиять на результат. В этом случае заявитель получить решение об отказе о согласовании.
Бывает, что контролирующий орган выявляет несущественные нарушения, которые не оказали влияния на результат закупки. В этом случае заявитель получит положительное решение, однако в нем будут перечислены выявленные нарушения. Еще один вариант — заключение контракта с единственным поставщиком будет согласовано, но материалы, в которых зафиксированы нарушения заказчика и его должностных лиц, будут переданы на административное производство.
После того как согласование получено, контракт с единственным поставщиком должен быть заключен не позднее 20 дней.
Добровольная неконкурентная закупка
Закон предусматривает около 50 различных оснований для закупки у единственного поставщика — от покупки малоценных товаров на небольшую сумму до приобретения объектов, связанных с государственной тайной. Многие из них встречаются редко, но часть является весьма распространенными. Например, это малые закупки, закупки у монополистов, органов исполнительной власти, а также у поставщика, определенного распоряжением президента или правительства.
Малые закупки у единственного поставщика
Такие закупки разрешены пунктом 4 части 1 статьи 93 закона 44-ФЗ. В нем определены условия заключения контракта, в частности, НМЦК не более 100 тыс. рублей. Для заказчиков в таких закупках масса плюсов. Ему не нужно:
- размещать извещение в ЕИС,
- писать отчет-обоснование,
- предусматривать обеспечение контракта,
- уведомлять контролирующие органы,
- прибегать к помощи сторонних экспертов,
- предоставлять сведения о расчете НМЦК (не обязательно).
Закупки у естественных монополий
С естественными монополиями заказчик сталкивается всякий раз, когда закупает услуги водоснабжения, электроэнергию, услуги электронной и почтовой связи, транспортные услуги и некоторые другие объекты. Все сферы деятельности таких субъектов перечислены в статье 4 закона 147-ФЗ «О естественных монополиях».
Организации-монополисты ищутся через Реестр субъектов естественных монополий. Однако стоит учитывать, что он ведется по заявленному принципу. Не исключены ситуации, что нужной организации в Реестре может не быть.
Извещение о закупке у единственного поставщика — субъекта естественной монополии необходимо размещать в ЕИС. А вот писать отчет-обоснование и уведомлять контролирующий орган о заключении такого контракта не нужно. Также нет необходимости включать в него обоснование цены и прибегать к помощи сторонних организаций. Вопрос о том, предусматривать ли обеспечение контракта или нет, заказчик решает сам.
Закупка у поставщика, определенного в качестве единственного указом президента или правительства
Если президент или правительство утвердили конкретную организацию в качестве поставщика необходимых заказчику товаров, работ или услуг, то он может не проводить конкурентную процедуру. Примером служит АО «ГЛОНАСС», определенное указом президента от 1 января 2016 г. № 1 единственным исполнителем закупки работ по созданию и эксплуатации системы контроля за перевозками на основе технологии ГЛОНАСС.
Заключая контракт с таким поставщиком, заказчику не нужно составлять отчет-обоснование, уведомлять контрольный орган и привлекать экспертные организации. Ему также не обязательно делать расчет-обоснование цены и предусматривать обеспечение контракта. Единственное, что он обязан сделать — это разместить извещение в ЕИС.
Закупка услуг у государственных органов
Когда заказчику необходимо получить услуги, которые оказываются органами государственной власти либо подведомственными им учреждениями и предприятиями, то он заключает контракт с исполнителем напрямую. К таким случаям можно отнести, например, закупку услуг обязательной охраны объекта правоохранительными органами, услуг по оценке и экспертизе ценностей, которые проводятся Госархивом, и некоторые другие работы и услуги.
Заключая такие контракты, заказчик обязан разместить извещение в ЕИС, составить отчет-обоснование и уведомить контрольный орган. Также обязательно приложить сведения о расчете НМЦК. Вопрос об обеспечении контракта остается на усмотрение заказчика.
0 Comments