
Закупки в период пандемии
- On 15.04.2020
- 0 Comments
- 223-ФЗ, 44-ФЗ, Статьи
Содержание
Реалии сегодняшнего дня ставят задачу работать в условиях пандемии коронавирусной инфекции и нестабильного курса валют.
Правовая сторона работы в кризисных условиях
Деятельность предприятий в настоящий момент в условиях охватившей мир пандемии COVID-19 подвергается существенному риску. Исполнение контрактов и поставок под угрозой. Законодательно такая ситуация подпадает под статью 401 ГК РФ.
«Если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее выполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы…»
Статья предусматривает ответственность лица, которое исполнило контракт ненадлежащим образом или вовсе не исполнило его, если не доказана непреодолимость силы.
Регистрация в ЕРУЗ ЕИС
С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.
Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:
Непреодолимость силы характеризуется:
- чрезвычайностью обстоятельства, отсутствием возможных факторов воздействия на нее
- непредотвратимостью, невозможностью ее предусмотреть и принять превентивные меры
Распространение коронавирусной инфекции признано обстоятельством непреодолимой силы, т.к. оно имеет чрезвычайный и непредотвратимый характер.
Возникшая ситуация с пандемией или, на языке коммерсантов, форс-мажор, является непреодолимой согласно письму Минфина №24-06-06/21324 от 19.03.2020, так как имеет чрезвычайный и непредотвратимый характер.
Пандемия – обстоятельство непреодолимой силы. Это необходимо учитывать при рассмотрении:
- жалоб
- дел об административных нарушениях
- обращений о включении в РНП и проведении проверок
Фактор непреодолимости обстоятельств необходимо учитывать всем проверяющим органам, заказчикам, органам ФАС при контроле административных нарушений, при проверке жалоб, обращений о включении в Реестр Недобросовестных Поставщиков (РНП).
Были опубликованы совместные разъяснения по поводу пандемии в письме от Минфина РФ N 24-06-05/26578, МЧС РФ N 219-АГ-70, ФАС РФ N МЕ/28039/20 от 03.04.2020.
«Согласно ч.9 ст.34 44-ФЗ сторона освобождается от уплаты неустойки (штрафа, пени), если докажет, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства по контракту произошло вследствие непреодолимой силы (к примеру, распространением коронавирусной инфекции).
Поставщик вправе ссылаться на это основание, освобождающее его от уплаты неустойки (штрафа)…»
Исполнительные органы признают распространение коронавирусной инфекции форс-мажорной ситуацией, позволяющей освобождать поставщиков от оплаты неустойки (штрафа) за нарушение графика поставок, не предоставление услуг и неоказание работ согласно ч.9 ст.34 44-ФЗ. Однако в законе оговорено условие необходимости предоставления доказательств непреодолимости складывающихся обстоятельств.
Поставщику разрешено ссылаться на эту статью. Здесь важно понимать, что это не освобождает от обязательств, которые должны быть выполнены при первой возможности.
Как выйти из кризисной ситуации
Что делать поставщику, если есть сложности при исполнении контракта:
- В обязательном порядке уведомить заказчика в порядке, предусмотренном контрактом.
- Доказать, что на выполнение обязательств влияют обстоятельства непреодолимой силы.
- Если это внешнеторговая сделка, то нужно обратиться в ТПП за подтверждением.
- Попросить об отсрочке исполнения обязательств.
- При первой возможности исполнить контракт или расторгнуть контракт по соглашению сторон (при согласии заказчика).
Для уведомления заказчика дается один день в письменной или устной форме в зависимости от условий контракта.
Доказать вмешательство в ситуацию форс-мажора можно, обратившись в Торгово-промышленную палату (ТПП). Сертификат на отсрочку будет предоставлен при наличии заявления, копии контракта, учредительных документов вашего предприятия и документа государственного органа, подтверждающего наличие непреодолимых обстоятельств. Таким государственным органом может быть МВД, МЧС, также могут быть использованы указы президента (например, о закрытии границы). Все вопросы можно задать онлайн.
Региональная палата рассмотрит заявку местного поставщика. В палате необходимо уточнить список предоставляемых документов. В зависимости от региона он может меняться.
С внешнеторговыми сделками работает Главная ТПП России.
Каждый случай ТПП рассматривает индивидуально. Сертификат выдается бесплатно. Если при невозможности поставить товар из-за рубежа можно было заменить его аналогом российского, но сделано этого не было, то скорее всего в сертификате будет отказано.
Отсрочка дается на время пандемии, после чего контракт должен быть исполнен.
Расторжение сделки совершается по согласию сторон. При недоказанности непреодолимости силы, мешающей его исполнению, соглашение не будет достигнуто.
Издание указа президента не является доказательством возникновения непреодолимой силы, для ТПП необходимо включать его в комплект предоставляемой документации при запросе сертификата на отсрочку согласно регламенту, во избежание задержек.
Закупки у единственного поставщика
Заказчик вправе осуществить закупку любых ТРУ, требуемых в связи с введением режима повышенной готовности. Необходимо наличие причинно-следственной связи между предметом закупки и проводимыми мероприятиями по профилактике и ликвидации заболевания, письмо ФАС России от 18.03.2020 №ИА/21684/20.
Согласно п.9 ст. 93 44-ФЗ предприятиям разрешено закупать продукты, работы и услуги для борьбы с пандемией. Условием является подтвержденная связь между закупками и проведением лечебных и профилактических мероприятий.
Примеры товаров, которые можно купить у неконкурентного поставщика для борьбы с заболеванием:
- маски
- моющие-дезинфицирующие средства
- средства защиты
- дополнительные товары для пациентов, кто госпитализирован с диагнозом или подозрением на COVID-19
- другие товары, необходимые в режиме постоянной готовности
Дополнительные товары могут проводиться по п.9 только в случае, если они не были плановыми. Так, например, могут быть заявлены на поставку кровати для размещения дополнительных мест в больнице, аппараты для вентиляции легких и т.д.
Закупки должны быть обоснованы. Контрольный орган (ФАС) уведомляется о закупке на следующий день копией контракта, уведомлением заказчика с обоснованием цен и причины закупки. После окончания пандемии контролирующими органами (ФАС, счетной палатой, прокуратурой) будут проведены проверки обоснованности затрат бюджетных средств.
Продолжение работы при минимизации контактов
В условиях пандемии существует определенная проблема обмена документами в условиях карантина.
Федеральное казначейство рекомендует передавать документы в электронном виде. Это позволит исключить передачу документов на бумажном носителе и сократит число нежелательных контактов. Сроки приемки ТРУ таким образом будут соблюдены, как и непрерывность взаимодействия в условиях дистанционной работы.
Для работы в таком режиме обязательно согласие обеих сторон.
В планах Федерального казначейства введение обязательного электронного документооборота (ЭДО) в единой информационной системе (ЕИС) (См. также «Регистрация в ЕРУЗ ЕИС«).
Поддержка государства
Для поддержки заказчиков и поставщиков в законы и нормативные акты внесены изменения.
Заказчикам разрешено:
- изменять сроки и цены госконтрактов из-за пандемии коронавируса
- не устанавливать требование о предоставлении обеспечения исполнения контракта при закупках у субъектов малого бизнеса (при отсутствии аванса)
Увеличение цены должно быть обосновано и несет за собой ответственность перед государственным бюджетом. Если цена производителя возросла, поставщик может выйти на заказчика с просьбой об увеличении цены, указанной в контракте.
Заказчик сможет увеличить ее в случае, когда его учреждению выделены дополнительные средства в данном направлении и соответствующие нормативные акты. Нормативные акты разрабатываются исполнительными органами региона, Российской Федерации или муниципалитета, в ведении которых находится заказчик, и регулируют вопросы ценообразования и сроков поставок.
При выборе между повышением цены и продлением сроков поставки выбирается отсрочка для экономии бюджетных средств.
При поставках по 223-ФЗ все форс-мажорные обстоятельства должны быть прописаны в контракте и там же должны быть предусмотрены меры по их разрешению.
Любая договоренность с заказчиком по отсрочке или разрыву контракта требует индивидуального подхода и зависит от его позиции.
Дополнительный риск при работе с валютой
Динамика доллара США в начале 2020г:
Месяц/число |
01 | 07 | 15 | 22 |
Конец месяца |
январь | 61,9 | 61,9 | 61,41 | 61,9 | 63,0 |
февраль | 63,1 | 62, 8 | 63,5 | 64,3 | 67,0 |
март | 67,0 | 67,5 | 73,2 | 78,0 | 77,7 |
апрель | 77,7 | 76,4 | 73,5 |
Согласно динамике доллара, его стоимость росла с 61 руб в январе до 80 руб в марте. Сейчас его стоимость падает.
Предпринимателей волнует вопрос о возможности сослаться на рост валюты при проблемах с поставками. Правильный ответ – только в случае, если это предусмотрено контрактом. Такое встречается чаще на коммерческих тендерах и заключенным по 223-ФЗ сделкам.
Госзаказы также могут заключаться в валюте с прописыванием порядка оплаты. Обязательно следует обращать на это внимание.
Повышение курса валют:
- Это коммерческий риск.
- Он не приравнивается к форс-мажорным обстоятельствам.
- Должен быть учтен при выборе: участвовать в закупке или нет.
Рост курса валют не может считаться непреодолимым обстоятельством согласно п.9 ст.93 44-ФЗ. Такое обстоятельство считается коммерческим риском и учитывается в контракте выборочно в соответствии с обоснованием в договоре. Встречается чаще в коммерческих тендерах и в отдельных торгах по 223-ФЗ.
Цена контракта может устанавливаться как в рублях, так и в иностранной валюте. В этом случае заказчик должен указать в документации:
- сведения о валюте, используемой для формирования цены контракта и расчетов с поставщиками
- порядок применения официального курса иностранной валюты к рублю, установленного Банком России и используемого при оплате заключенного контракта
Стоит ли работать с валютой
Основные правила:
- Просчитать изначально все риски.
- Найти альтернативные варианты поставки.
- Обсудить с заказчиком через официальные запросы на этапе подачи заявок:
- сведения о валюте
- порядок оплаты
- перечень форс-мажорных обстоятельств, а также другие необходимые договоренности
- Эти моменты по согласованию с заказчиком учитываются в документации по закупке.
Анализ динамики валюты позволяет предусмотреть изменение цены. Рост валюты делает более выгодным заключение контракта в рублях. Если есть выбор между закупкой иностранного товара и отечественного, то предпочесть нужно отечественного производителя. Тем более, что в ряде закупок объявляется национальный режим.
Перед заключением контракта следует просчитать все риски, уточнить сведения о валюте и порядке оплаты, попросить заказчика учесть форс-мажорные обстоятельства в договоре.
Госзакупки – адекватный ответ кризису
Участие в государственных закупках в настоящее время, как и участие в тендерных торгах – это отличная возможность найти новые заказы и развить клиентскую базу. В период спада сейчас в зоне риска прямые договора заказчиков с поставщиками.
При госзаказе и тендерных договорах стороны защищены законами 44 и 223-ФЗ. Отсутствие оплаты может быть обжаловано в контролирующих органах.
Рассмотрение заказов продолжается в апреле, несмотря на объявление всех дней нерабочими. Заказчик рассматривает договора дистанционно и подписывает протоколы рассмотрения электронной подписью.
Участие в госзаказах в период пандемии и спада экономики на фоне нестабильности валют является для бизнеса хорошим способом развить клиентскую базу и сохранить работу.
0 Comments