
Замглавы ФАС рассказал о проблемах закупок
- On 02.11.2017
- 0 Comments
- 223-ФЗ, 44-ФЗ, Закупки у единственного поставщика, Конкурс, Статьи, ФАС
Заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы Рачик Петросян принял участие в цикле круглых столов «Диалог с властью». Организатором выступило НП «Объединение корпоративных юристов». На встречах в том числе обсуждались главные проблемы сферы государственного и корпоративного заказа.
Господин Петросян подчеркнул, что служба не стремится к установлению излишних запретов, которые можно обойти. В ФАС считают, что регулирование в сфере закупок должно производиться экономическими механизмами самого рынка. Одна пока до этого далеко — такой вывод следует из данных, которые привел замглавы ФАС.
Что касается закона 223-ФЗ, то основной проблемой сферы остается практически полное отсутствие прозрачности процедур. На долю конкурсов и аукционов приходится не более 5% закупок. Еще порядка 36% — это закупки у единственного поставщика. Так называемыми иными методами определяется победитель в 59% закупок. Разновидностей таких методов существует около 4,5 тысячи. Многие из них, по сути, являются маскировкой неконкурентной закупки у единственного источника.
Если анализировать прошлый год, то ситуация усугубилась. Рост «иных методов» составил 16% по сравнению с 2015 годом. Хотя эти цифры, вероятнее всего, неточные. Статистика смазывается из-за того, что зачастую заказчики относят такие закупки к конкурентным процедурам.
Регистрация в ЕРУЗ ЕИС
С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.
Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:
В закупках по 44-ФЗ основная проблема связана с неценовыми критериями оценки. В прошлом году из общей суммы контрактов, а это 5,3 трлн рублей, 13% были заключены с победителями открытых конкурсов. При такой процедуре, как известно, заявка оценивается не только по стоимостному критерию, но и по неценовому. Это может быть, например, качественные и функциональные характеристики товара или квалификация участника закупки. Такие субъективные критерии очень сложно унифицировать.
При этом действующие нормы законодательства не обязывают заказчиков раскрывать механизм оценки по нестоимостному критерию. Каждый заказчик самостоятельно определяет, как ее производить. К тому же влияние субъективной оценки все возрастает. В результате процедура определения поставщика превращается в законный способ утвердить «правильного» исполнителя контракта.
Еще одна проблема 44-ФЗ — недостаточная поддержка субъектов малого бизнеса. Некоторые необходимые для эффективной поддержки механизмы в действующем законодательстве отсутствуют. Например, до сих пор нет запрета на привлечение в качестве соисполнителя по контракту представителей малого бизнеса, которые связаны с основным подрядчиком.
Рачик Петросян напомнил, что ФАС участвовала в разработке поправок в законы 44-ФЗ и 223-ФЗ. Сейчас они находятся в Госдуме и готовятся ко второму чтению. Законодательная работа по улучшению регулирования сферы закупок продолжается и по сей день.
В свою очередь, представители корпоративных заказчиков отметили, что зачастую претензии ФАС вызваны неверным подходом к нормам права, что подтверждается судебными решениями. В службе порой трактуют законы «творчески» и даже несколько расширяют. В результате заказчики вынуждены обращаться в суд, и нередко находят там поддержку. Другими словами, у ФАС и судов сложился разный подход к законодательным нормам. Для устранения этого несоответствия законы в сфере закупок требуется разъяснять, а подход антимонопольных органов — унифицировать.
0 Comments