
Изменения законодательства в закупках по № 223‑ФЗ
- On 26.06.2020
- 0 Comments
- 223-ФЗ, Электронные закупки
Содержание
Процесс участия в закупках регламентируется не только Федеральным законом № 44-ФЗ, но и Федеральным законом № 223-ФЗ. На фоне распространения COVID-19 в законодательстве в сфере закупок произошли определенные изменения и была проведена унификация:
- основанием для закупки у одного поставщика выступает срочная потребность вследствие чрезвычайной ситуации
- заказчик имеет право отказаться от закупки только в случае возникновения форс-мажорных обстоятельств
- основанием расторжения договора выступают форс-мажорные оговорки, но не во всех договорах такие оговорки присутствуют. Когда договор не содержит оговорок относительно форс-мажорных ситуаций, вопрос решается в судебном порядке
Форс-мажорные обстоятельства
Чрезвычайность и непредвиденность события подлежат доказыванию.
Регистрация в ЕРУЗ ЕИС
С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.
Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:
Для того, чтобы у заказчика возникло право на осуществление закупки у одного поставщика, необходимо доказать, что предмет закупки стал необходим в связи с обстоятельствами, вызванными форс-мажорной ситуацией.
НПА подтверждают тот факт, что распространение COVID-19 обладает признаками форс-мажорной ситуации, а именно признаками чрезвычайности и неотвратимости.
Органы власти субъектов РФ правомочны вводить запретительные или ограничительные меры в случае угрозы эпидемии. Такие меры признаются форс-мажором, если не позволяют сторонам контракта исполнить свои обязательства.
Изменения в Федеральном законе № 223-ФЗ
С 24.04.2020 в Федеральном законе № 223-ФЗ изменилось следующее:
- Ст.3.5 была расширена и теперь указывает не только на государственную тайну, но и на случаи, когда закупки направлены на достижение целей обеспечения обороны и безопасности РФ.
- В ст. 4 также появилось упоминание государственных заказов, цель которых обеспечение обороны и безопасности РФ.
По закупкам в рамках реализации государственного оборонного заказа исключается необходимость размещения информации в единой информационной системе. Данное изменение касается не всего государственного оборонного заказа, а только его части (военная, космическая техники и космическая инфраструктура).
В рамках Федерального закона № 223-ФЗ есть косвенные признаки, по которым можно определить, что закупка осуществляется в рамках государственного оборонного заказа:
- наличие информации в проекте договора
- наличие казначейского сопровождения
- определенный перечень заказчиков (например, Роскосмос, Росатом)
- определенный перечень объектов закупки
- определенный источник финансирования
На фоне изменений в законодательстве есть определенный минус: наличие у заказчика более развитой системы оценки. Одним из показателей часто является наличие опыта в исполнении подобных договоров. Зачастую такой опыт должен быть подтвержден записью в реестре договоров.
По 223-ФЗ текст договора не размещается в реестре.
Сроки в законодательстве о закупках
В течение дополнительных нерабочих дней сроки, установленные Федеральным законом № 223-ФЗ исчисляются в календарных днях (не включая субботу и воскресенье).
В течение дополнительных нерабочих дней если последний день срока, установленного 223-ФЗ выпадает на нерабочий день (не включая субботу, воскресенье и нерабочие праздничные дни), срок заканчивается на следующий нерабочий день (не включая субботу, воскресенье и нерабочие праздничные дни).
В период нерабочих дней очень остро встал вопрос исчисления сроков. Большая часть сроков исчислялась в рабочих днях и у заказчиков выработалась определенная практика. Чтобы окончание срока подачи заявок приходилось на рабочий день.
Вопрос был урегулирован на законодательном уровне и сроки в этот период исчисляются в календарных днях.
По 44-ФЗ сроки, исчисляемые в рабочих днях, исчисляются в календарных (не включая субботу, воскресенье и нерабочие праздничные дни). В ситуации, когда последний день исчисляемого в рабочих днях срока выпадает на нерабочий день, в этом случае срок заканчивается в нерабочий день (не включая субботу, воскресенье и нерабочие праздничные дни).
Учитывая, что режим дистанционной работы не сегодняшний день не отменен полностью, есть вопросы, которые требуют дополнительного регламентирования.
Например, в 44-ФЗ указано, что у членов комиссии заказчика есть возможность не присутствовать на заседании лично, если они используют средства электронного взаимодействия. В 223-ФЗ этот вопрос не отражен и заказчик принимает решение сам.
Если договор подписан электронной подписью, то протокол заседания размещается без подписи. В противном случае размещается графический образ протокола.
В 223-ФЗ сроки заключения договора четко определены, а в 44-ФЗ есть возможность увеличения срока.
Право на участие в рассмотрении жалоб по 44-ФЗ, 223-ФЗ обеспечивается в дистанционном режиме без очного присутствия заявителя и представителя субъектов контроля.
Практика разрешения споров
Заявитель подал жалобу в связи с отклонением заявки на участие в процедуре закупки. Заявка была отклонена заказчиком необоснованно путем установления неправомерных требований в документах по аукциону. Жалобу признали обоснованной, т.к. в законодательстве отсутствует требование о наличии товара в момент подачи заявки. Заказчик намеренно ограничил количество участников, запросив предоставление характеристик товара.
Встречаются ситуации, когда заказчик просит конкретизировать характеристики товара, который будет в дальнейшем передан. Это не всегда возможно реализовать, особенно когда запрашивается слишком углубленная конкретизация. Такие требования незаконны. Если характеристики являются общераспространенными, то требование их предоставить правомерно.
Если заявитель при подаче заявления о недействительности договора ссылается на обстоятельства, вызванные недобросовестным поведением самого заявителя то его заявление не имеет правового значения.
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой ГК РФ» говорит о том, что при установлении признака недобросовестности в поведении одной из сторон суд отказывает ей в защите прав. Суд может применить меры, защищающие права и интересы добросовестного участника.
Очень важно иметь юридическую основу взаимодействия по договорам и по контрактам.
Учитывается каждое действие стороны и подразумевается, что эти действия добросовестны. Когда сторона стремится получить результат, который не соответствует требованиям закона или договору, она злоупотребляет своими правами. В таком случае сделка признается ничтожной и не влечет за собой возникновение прав и обязанностей. Лицо, злоупотребляющее правом, утрачивает возможность судебной защиты.
Требования к качеству товара
Гражданский кодекс РФ устанавливает требования к качеству поставляемого товара
- Товар должен соответствовать требованиям к качеству, указанным в договоре. Если в договоре условия о качестве нет, то товар должен быть пригодным для тех целей, в которых он обычно используется.
- Если продавец знал, что товар приобретается для использования в конкретных целях, то товар должен быть передан в том состоянии, которое позволяет использовать его в обозначенных целях.
- Если товар продается по образцу или описанию, то он должен ему соответствовать.
- Если существуют требования к товару, установленные нормативными актами, то товар должен им соответствовать.
- Передаваемый товар может соответствовать требованиям, превышающим обязательные, но только по соглашению сторон.
Очень важным при исполнении договора является качество товара. Нередко в условиях относительно качества товара встречаются ошибки и неточности. Для поставщика это является существенной проблемой. Товар в любом случае должен быть пригоден для тех целей, в которых он обычно используется. Заказчику необходимо обращать внимание на цели закупки товара
0 Comments