Как стать исполнителем контракта по гособоронзаказу
- On 14.03.2022
- 0 Comments
- Гособоронзаказ
Содержание
Особенности работы
Закупки по государственному оборонному заказу (ГОЗ) регулируются законом № 275-ФЗ от 29 декабря 2012 года. Непосредственный исполнитель госконтракта в рамках оборонки называется исполнителем первого уровня. Привлекаемые им субподрядчики — это исполнители второго уровня, субподрядчики субподрядчиков — исполнители третьего уровня. Исполнителем первого уровня могут быть только организаций, а исполнителями второго и третьего уровней также могут быть физические лица и ИП.
К ЮЛ, которые хотят участвовать в гособоронзаказе, предъявляются такие требования:
- они не должны иметь задолженности по налогам;
- они не должны находиться в реестре недобросовестных поставщиков;
- они не должны быть зарегистрированы в офшорах.
Важной особенностью является финансирование исполнения контракта в рамках ГОЗ. Все расчеты проводятся только через специальные счета. Сначала исполнитель переводит обеспечение заявки на спецсчет, открытый для торгов по закону 44-ФЗ. Если он побеждает в тендере и заключает контракт, ему открывается счет в казначействе — на него заказчик будет делать перечисления. Такие счета открываются на каждый контракт для головного исполнителя, а также исполнителей второго и третьего уровней. Распоряжаться средствами на таком спецсчете владелец может только после того, как контракт будет исполнен. В период исполнения денежные средств разрешено направлять на строго определенные цели, связанные с контрактом.
Аккредитация на АСТ ГОЗХотите участвоать в торгах на закрытой электронной площадке Гособоронзаказа, но не получается настроить доступ или нет времени заниматься этим самостоятельно?
Мы оказываем услугу по аккредитации на АСТ ГОЗ и помогаем:
- Настроить рабочее место для работы с VipNet и КриптоПро;
- Подготовить документы для аккредитации, чтобы пройти процедуру с первого раза;
- Настроить доступ к защищенной сети АСТ ГОЗ: www.astgoz.ru, 44.astgoz.ru, 223.astgoz.ru;
- Получить доступ к процедурам торгов по 44-ФЗ и 223-ФЗ.
Кроме того, участник закупки в рамках ГОЗ должен более тщательно рассчитывать и обосновывать НМЦК. Нельзя включать лишнее в себестоимость, а если от каких-то «излишеств» отказаться невозможно, это должно быть документально обосновано. Предложенную цену будут проверять на предмет отклонения от расчетной на основе индексов цен по видам деятельности. Если отклонение будет более 5%, придется это опять же обосновать.
Еще одной особенностью является более жесткий контроль таких контрактов со стороны ФАС.
Дополнительные обязанности подрядчика
Работа по гособоронзаказу накладывает на исполнителей контракта дополнительные обязанности и функции.
Во-первых, придется смириться с тем, что вся деятельность исполнителя будет как на ладони для контролеров. А это не только ФАС, но также Казначейство и ФСБ. Поставщик обязан в течение 5 дней удовлетворять запросы документов и любой информации, вплоть до контактных данных руководителей исполнителей последующих уровней.
Во-вторых, осложняется поиск субподрядчиков — многих отпугивает необходимость открывать спецсчета и прочие сложности. Также у подрядчика второго и следующих уровней обычно возникает множество вопросов по работе в рамках ГОЗ, отвечать на которые придется головному исполнителю.
В-третьих, нужно учесть особенности документального оформления и учета операций в рамках ГОЗ. Во всех документах — договорах, счетах-фактурах и остальных — должен быть идентификатор контракта. По нему контролеры будут отслеживать все операции и денежные потоки. Кроме того, по контракту в рамках оборонки учет затрат придется вести отдельно от других расходов.
Приведем пример. Подрядчику требуется определенный материал для исполнения контракта по ГОЗ и других целей. Он приобретает партию, 30% которой расходует на реализацию госконтракта, а остальное использует для своих проектов. Соответственно, учитывать эти расходы ему нужно раздельн. И даже если ему пришлось приобрести всю партию материала ради тех 30%, которые нужны для ГОЗ (остальные 70% не нужны, но меньше закупить было невозможно), списать излишек на расходы по госконтракту исполнитель не сможет.
Что еще нужно учитывать
Важно понимать, что определенная часть закупок в рамках ГОЗ не публикуется в ЕИС, поскольку связана с государственной тайной. Проводятся они на площадке ЭТП АСТ ГОЗ. Зарегистрироваться на ней лучше заранее, поскольку процесс в довольно длительный. Регистрация позволит принимать участие не только в торгах по оборонке, но и в закрытых процедурах по 44-ФЗ и 223-ФЗ.
Отдельные закупки потребуют лицензии ФСБ, получить которую довольно сложно.
Важно! Нельзя допускать к гостайне тех субподрядчиков, у которых нет лицензии ФСБ.
На этапе приемки контракта по ГОЗ товару или результату исполнения работ будет оказано повышенное внимание. Это значит, что при малейшем несоответствии требованиям приемки не будет.
Еще один важный момент — национальный режим. Он действует абсолютно во всех закупках в рамках оборонного заказа. Не применяется он лишь в случаях, если объект закупки не производится на территории Таможенного союза.
Возникает логичный вопрос: зачем поставщикам все эти сложности? И на него есть вполне конкретный ответ — в рамках гособоронзаказа конкуренция ниже, чем в обычных закупках. Именно потому, что многие потенциальные поставщики обходят его стороной из-за нежелания связываться со сложностями.
Особенности, связанные с расчетами
Выше мы упоминали о том, что все расчеты по ГОЗ должны проходить через специальные счета. Рассмотрим, как это работает.
Головной исполнитель может выполнять контракт за свой счет, то есть сам закупать нужные товары и услуги у непосредственных поставщиков и субподрядчиков. В таком случае деньги со спецсчета он может потратить исключительно зарплату своих сотрудников.
Есть и другой вариант — нужные в рамках госзаказа товары и услуги могут поставляться заказчику непосредственно субподрядчиками, то есть исполнителями второго, третьего уровней, с предварительным согласованием всех условий. Тогда счет в Казначействе должен быть открытие каждому из них (при сумме операции боли 100 000 рублей). Оплата субподрядчикам может производиться как до поставки, так и после. Про исполнителей четвертого уровня в законе не говорится.
До исполнения контракта все выплаты в рамках ГОЗ регулируются в соответствии с приказом Министерства финансов. Каждый год выпускается новый приказ. В 2019 году действует приказ от 11 декабря 2018 года № 259Н. В нем приводится перечень направлений расходования целевых средств (приложения № 4). Это, например, выплаты персоналу, закупка работ и услуг, приобретение билетов, реклама.
Если головной исполнитель вносит на счет субподрядчика предоплату, то в платежном поручении он прописывает детальное назначение платежа, которое соответствуют укрупненным коду расходования целевых средств из приказа № 259Н
Если выплата субподрядчику производится уже после подписания акта, то головной исполнитель должен заполнить заявление на открытие счета по статье «прочие выполненные работы». А также приложить обоснование того факта, что субподрядчик уже исполнил свои обязательства. Например, для этого подходя фото- и видеоматериалы. Также Казначейство может приехать с проверкой.
Выплаты, не соответствующие целевому использованию средств, производить нельзя — Казначейство может приостановить операции по счету.
Как рассчитывается прибыль исполнителя
Понятно, что итоговой целью для поставщика является получение прибыли, и ГОЗ не исключение. Но нужно учитывать, что и себестоимость, и норма прибыли исполнителя такого контракта регулируется государством. Есть постановление № 1465 от 2 декабря 2017 года, в котором перечисленные все возможные методы определение цен на продукцию, а также нормы прибыли коммерческих исполнителей. Например, при применении затратного метода правила такие:
- если исполнитель производит продукцию самостоятельно, то на сумму себестоимости он может накинуть 20% в качестве прибыли;
- если комплектующие закупаются, то норма прибыли составляет лишь 1%.
Такой подход симулирует именно производителей, а не перекупщиков.
Себестоимость и прибыль головного исполнителя прописываются в контракте. Но бывает, что ему удается на чем-либо сэкономить и его затраты снижаются. В таком случае стороны могут подписать дополнительное соглашение и увеличить прибыль исполнителя.
Нормативная база
Реквизиты документа | Что регулирует |
Закон № 275-ФЗ от 29 декабря 2012 года | Основные правила ГОЗ |
Постановление Правительства № 1465 от 2 декабря 2017 | Госрегулирование ценообразования на продукцию ГОЗ |
Постановление Правительства № 14. января 2017 года № 9 | Применение нацрежима в ГОЗ |
Постановление Правительства от 19 сентября 2013 года № 826 | Ведение реестра единственных поставщиков российских вооружения и военной техники |
Постановление Правительства № 1680 от 28 декабря 2017 года | Правила казначейского сопровождения ГОЗ |
Постановление Правительства № 1585 от 19 декабря 2017 года | Порядок составления и ведения реестра недобросовестных поставщиков по ГОЗ |
Постановление Правительства № 4 от 19 января 1998 | Правила ведения раздельного учета |
Приказ Минфина от 11 декабря 2018 года № 259Н | Выплаты в рамках ГОЗ |
0 Comments