
Как новичку ориентироваться в тендерах
- On 22.08.2019
- 0 Comments
- 223-ФЗ, 44-ФЗ, Статьи
Содержание
Поставщик без опыта в закупках попадает на сайт Единой информационной системы (ЕИС) и тонет в информации. Это приводит к тому, что он выбирает не те тендеры и не тех заказчиков. В результате ему не удается одержать победу и заполучить контракт. Он решает, что госзакупки не для него. Это довольно типичная ситуация. Однако ее можно избежать, если с самого начала двигаться в верном направлении.
Преимущества тендерной системы
Сначала нужно понять, почему вообще стоит заниматься госзакупками. В России сегодня не самая лучшая экономическая ситуация для бизнеса. И именно тендеры могут стать отличной сферой деятельности по следующим причинам:
- Платежеспособные покупатели. По данным за 2016 год, 70% денежных средств в стране находится в руках государства. А заказчиками в большинстве тендеров выступают именно бюджетные организации и крупные госкомпании.
- Надежные партнеры. Оплату по договору гарантирует государство. Не нужно проверять добросовестность потенциального контрагента и переживать за то, что он не заплатит.
- Отсутствие затрат на раскрутку. Продавать товары и услуги государственным заказчикам в большинстве случаев может даже начинающая компания без какого-либо опыта. Не нужно делать сайт, вкладываться в рекламу и как-то еще привлекать покупателей. Заказчики сами размещают свои потребности в ЕИС, а поставщики могут выбрать подходящие тендеры совершенно бесплатно.
- Товар под контракт. Обычно в бизнесе сначала тратятся деньги на покупку или производство партии товара, и затраты возвращаются, когда все распродано. В закупках же поставщик сначала заключает контракт, только после этого может закупать товар. Он приобретает ровно столько, сколько нужно по контракту. Он уверен, что весь объем будет реализован.
- Контрагент не передумает. Госзаказчик не вправе отказаться от контракта просто потому, что передумал или нашел более подходящий товар. Расторжение контракта возможно, но лишь по причине нарушений со стороны поставщика.
- Контракты на любые суммы. Среди государственных тендеров есть закупки стоимостью несколько миллиардов рублей. Вместе с тем немало торгов стоимостью в десятки тысяч и даже меньше. Поэтому любая компания найдет себе подходящие заказы.
Классификация заказчиков
Все заказчики на тендерах подразделяются на три группы в зависимости от того, каким законодательством они руководствуются в своей закупочной деятельности:
Регистрация в ЕРУЗ ЕИС
С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.
Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:
- Заказчики, которые работают по закону 44-ФЗ. Это разнообразные бюджетные организации и учреждения — от органов федеральной, региональной власти, городских и районных администраций до больниц, школ и детских садов. Такие закачки не имеют собственных денег — всю свою деятельность они обеспечивают за счет поступлений из бюджета. Поэтому и закупки они производят по самым жестким правилам.
- Заказчики, которые работают по закону 223-ФЗ. Это государственные корпорации и компании с госучастием. Например, Роснефть, РЖД, Сбербанк. Они распоряжаются деньгами, которые заработали сами. Но поскольку их часть принадлежит государству, как собственнику этих компаний, все их закупки также регламентируются.
- Все остальные заказчики, внедрившие систему тендеров. В своей деятельности они руководствуются гражданским законодательством. Они не обязаны по закону приобретать товары и услуги через торги. Такая система выбрана ими добровольно, поскольку это удобный инструмент. Некоторые собственники бизнеса сталкиваются с тем, что специалисты отдела закупок действуют в своих интересах в ущерб компании. Если закупка будет проводиться через тендер на электронной площадке (ЭТП), собственник бизнеса может на любом этапе все проконтролировать.
Почему важно знать, к какой категории относится заказчик? От этого зависит многое в процедуре закупки. У организаций из этих групп разный уровень ответственности за подготовку, проведение и результат торгов. Закон 44-ФЗ регламентирует буквально каждый шаг заказчика. Например, он обязывает:
- выбирать определенный способ торгов;
- проводить все этапы закупки в строго установленные сроки;
- требовать у участников только те документы и сведения, которые разрешены законом;
- оценивать поданные заявки по четко установленным критериям;
- в обязательном порядке заключить договор с победителем торгов;
- произвести оплату исполненного контракта в строго отведенный срок.
Если какое-то из требований закона будет нарушено, к ответственному за это должностному лицу будут применены штрафные санкции. Законом предусмотрено несколько десятков различных штрафов, причем некоторые из них достигают 30 000-50 000 тыс. рублей. Есть нарушения, за которые работника заказчика могут дисквалифицировать на 2 года, то есть запретить ему осуществлять в этот период свою профессиональную деятельность.
Многие поставщики опасаются участвовать в государственных закупках, поскольку считают, что правят бал там заказчики. И что они не станут отдавать предпочтение малым, никому не известным компаниям или ИП. Это все заблуждение. Закон 44-ФЗ не терпит никакой самодеятельности. Он жестко ограничивает заказчиков в выборе и заставляет ориентироваться на выгодность предложения.
Закон 223-ФЗ называют рамочным, поскольку он устанавливает лишь определенные границы для заказчиков. Многие вопросы они решают сами. Компании, относящиеся к 3 группе, и вовсе не обязаны соблюдать никаких специальных условий, кроме общих требований для сделок, прописанных в Гражданском кодексе.
Формы закупок
Закупки по закону 44-ФЗ проводятся строго в электронном виде. Для этого отобраны 8 федеральных электронных площадок. Чтобы участвовать в таких торгах, нужно пройти регистрацию в ЕИС.
Закупки по закону 223-ФЗ могут проводиться и в электронной форме, и в бумажном виде. Во втором случае участнику нужно будет заполнять заявку на бумаге, запечатывать в конверте передавать заказчику. В какой форме проводить процедуру — это заказчик решает сам. Однако есть ограничение: торги, организованные для субъектов малого и среднего бизнеса, должны проходить на федеральных ЭТП. В остальном же заказчик ограничен лишь одним документом — Положением о закупке, которое разрабатывает сам. Электронную закупку он может объявить на федеральной или на любой коммерческой площадке.
Торги, заказчиками в которых выступают негосударственные компании, проводятся на коммерческих электронных площадках.
По строгости правил электронные закупки можно разбить на 2 группы:
- Торги по закону 44-ФЗ. Обычно их называют государственными закупками. В эту же группу целесообразно отнести закупки по закону 223-ФЗ, организованные специально для субъектов малого и среднего бизнеса. Они проводятся по тем же правилам, что и государственные торги.
- Обычные торги по закону 223-ФЗ и закупки коммерческих компаний. Между ними очень много общего, поэтому их можно объединить в одну группу.
Совет. Начинающим стоит обратить внимание на торги из первой группы.
Способы определения поставщиков
Госзакупки проводятся через процедуры следующих видов:
- Конкурс. В документации заказчик подробно описывает нужный ему объект закупки, требования к исполнителю и другие условия сделки. Победу одерживает тот поставщик, который предложит заказчику лучшие условия исполнения его заказа.
- Запрос предложений. В целом похож на конкурс, но проводится быстрее и в строго определенных законом случаях. Такой тип торгов встречается изредка.
- Запрос котировок. Заказчик четко определяет параметры нужных товаров или услуг, а поставщики лишь предлагают свои цены. Побеждает тот, чья цена самая низкая. Максимальная сумма контракта — 500 000 рублей.
- Аукцион. Заказчик четко прописывает требования к товарам и услугам. Цена определяется на торгах в реальном времени, в ходе которых она движется в сторону снижения. То есть участник имеет возможность в ходе процедуры уменьшить свою цену. Побеждает тот, кто подал последнюю заявку с самой низкой ценой.
Особенности аукционов и запросов котировок в том, что допущенные к процедуре поставщики будут соревноваться только по одному параметру — по цене.
Особый интерес представляют аукционы. Заказчик до последнего не знает, кто в нем участвует. Заявка подается без указания наименования организации или ИП, в ней лишь перечисляются параметры предлагаемого товара. Заявителям присваиваются номера, под которыми они и торгуются во время аукциона. И только после окончания процедуры заказчику становится известно, с кем ему придется заключать контракт.
Для участия в аукционах по 44-ФЗ совершенно не важно, как давно существует бизнес, сколько сделок осуществлено, есть ли у компании активы и работники, является ли она производителем или посредником. Любая фирма или ИП, способные оказать нужно услугу или поставить требуемый товар, могут принимать участие в торгах. Для победы нужно лишь предложить наименьшую цену. С запросами котировок все аналогично.
С конкурсами и запросами предложений дела обстоятельства сложнее. Тут может быть важен опыт поставщика, наличие у него ресурсов, работников, а также иные условия. То есть заказчик будет оценивать заявки по разным критериям.
Закупки корпоративные и коммерческие также могут осуществляться через указанные выше процедуры, хотя и по несколько иным правилам. Вместе с тем заказчики могут проводить и иные способы определения поставщика. Например, популярны запросы цен и корпоративные переговоры. Требования к исполнителям также устанавливают сами заказчики. Поэтому начинающим довольно сложно выиграть такие тендеры.
Совет. Начинающим стоит обратить внимание на аукционы и запросы котировок по закону 44-ФЗ. Это несложно, поскольку среди государственных закупок они занимают значительную часть.
Стратегия победы
Итак, поставщик сосредоточился на аукционах и запросах котировок по 44-ФЗ, а это значит, он может победить только за счет снижения цены. Для этого есть 2 пути:
- уменьшать себестоимость товаров или услуг;
- уменьшать норму своей прибыли.
Главная цель участия в закупках для коммерческих компаний — получить прибыль. Но иногда ею приходится поступиться ради того, чтобы заполучить выгодный контракт. Для начинающих это может быть полезно в том плане, что даст опыт, который может понадобиться в более дорогих закупках. Тем не менее участие в госторгах должно принести владельцу бизнеса ощутимую прибыль, из-за которой оно все это затеял. Поэтому снижать цену следует за счет уменьшения себестоимости.
В первую очередь нужно определиться с организационно-правовой формой. Даже если у вас уже есть компания, для участия в закупках лучше зарегистрироваться в качестве ИП. Это позволит сократить затраты на вывод прибыли из бизнеса, а значит, уменьшить себестоимость продукции. Учредитель организации не может просто так расходовать заработанные денежные средства. У него есть 2 варианта:
- наняться свою же фирму на работу (например, директором) и получать заработную плату. В этом случае он будет уплачивать в виде обязательных отчислений (НДФЛ и страховых взносов) сумму в размере 40% от заработной платы.
- получать дивиденды ежеквартально или реже (в зависимости от того, что записано в уставе). С них нужно будет платить налог по ставке 13%.
Если же вместо ООО участвовать в тендерах будет ИП, то любую часть выручки он сможет просто перечислить с расчетного счета на свою личную карту. Выручка предпринимателя тоже облагается налогом, но в целом нагрузка гораздо меньше, чем на организации.
Выбор системы налогообложения
Для участия в закупках целесообразно применять какой-либо льготный налоговый спецрежим. Универсальным вариантом является упрощенная система — она может применяться вне зависимости от того, чем занимается бизнесмен. Чтобы применять ЕНВД или патент, нужны определенные виды деятельности. Также есть ограничения по региональной принадлежности. Например, в Москве ЕНВД нет.
Для участия в закупках по оказанию услуг целесообразно выбирать УСН с объектом «доходы». При оказании услуг не так много расходов, поэтому их можно не учитывать. В этом случае налог платится со всей суммы дохода по ставке 6%. Если же реализуются товары, то выбор делается в пользу УСН с объектом «доходы минус расходы» и ставкой налога 15%.То есть нужно будет платить налог с разницы между тем, что заработано, и тем, что потрачено.
Не стоит выбирать в качестве системы налогообложения основную, поскольку тогда придется уплачивать НДС. Отсутствие этого налога на спецрежимах — большое преимущество для участия в госзакупках, ведь благодаря этому поставщик может сильнее снизить цену.
Есть расхожее мнение, что государственные заказчики работают с крупным бизнесом и с плательщиками НДС. Это заблуждение. Заказчики по закону 44-ФЗ сами НДС не платят. Поэтому им совершенно все равно, платят ли их поставщики НДС или нет, ведь они не заявляют входную часть этого налога к вычету.
Поиск альтернативных товаров
Заказчики по закону 44-ФЗ не могут по своему желанию закупить товар определенного бренда. Они должны ориентироваться на его характеристики. Например, бюджетному учреждению нужен принтер. Закупщик подбирает модель, которая обладает нужными характеристиками. Он может прописать в документации марку и модель этого принтера, но обязан добавить фразу «или эквивалент». Это значит, что поставщик может предложить не только эту модель, но и аналог с такими же характеристиками.
О возможности поставки эквивалентного товара знают не все поставщики. Если в документации есть название производителя, бренд или модель, большинство будет искать именно этот товар. Тогда как на рынке, вполне возможно, существуют более дешевые модели с аналогичными характеристиками, которые выпускают какие-то менее известные бренды. В рамках торгов по закону 44-ФЗ вполне можно такой товар предложить заказчику. И если он действительно эквивалентен по указанным в закупке характеристикам, заказчик его купит.
Это универсальные инструменты для снижения цены предлагаемых товаров. В рамках своего бизнеса каждый владелец должен искать собственные пути снижения себестоимости.
0 Comments