
Как в 2018 году проводить госзакупку ГСМ
- On 05.06.2018
- 0 Comments
- 44-ФЗ, Закупки у единственного поставщика, Запрос котировок, Объекты закупок, ФАС, Электронный аукцион
Содержание
11 апреля текущего года вступило в силу постановление Правительства № 387 от 31 марта 2017 года. Им введены новые правила закупки ГСМ по 44-ФЗ. В этом материале разберемся с тем, что нового в процедуре.
Что изменилось
Новые правила распространяются на закупку топлива в соответствии с ОКПД 2 19.20.21. Это автомобильный и авиационный бензин, а также дизельное и судовое топливо.
Суть изменений в том, что правило твердой цены больше не действует. Вместо нее заказчики должны приводить в документации максимальную цену топлива, а также формулу расчета стоимости. Причем в упомянутом постановлении конкретные правила и формула не приводятся, то есть заказчик должен решать эти вопросы сам.
Кроме того, изменили постановление № 19 от 13 января 2014 года, устанавливающий перечень случаев, когда в документации о закупке необходимо приводить максимальную цену и формулу расчета. В список случаев добавили заключение контракта на поставку моторного топлива, в том числе автомобильного и авиационного бензина.
Регистрация в ЕРУЗ ЕИС
С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.
Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:
Как закупается топливо
ГСМ по ОКПД2 19.20.21 входит в аукционный перечень, утвержденный распоряжением Правительства от 21.03.2016 № 471-р. Таким образом, рассматриваемые виды топлива можно закупать только через электронный аукцион. При этом в документации необходимо отражать максимальную цену топлива и приводить расчет стоимости. То же самое должно фигурировать и в проекте контракта.
Как известно, при определенных ценовых ограничениях закупку можно проводить у единственного поставщика (до 100 тыс. рублей) либо через запрос котировок (до 500 тыс. рублей). Однако в случае с топливом такой вариант не пройдет. Ведь в упомянутых способах закупки документация не составляется. Соответственно, заказчик не сможет выполнить требование о включении в нее цены и формулы ее расчета.
Какую формулу использовать
Законодательство не приводит универсальной формулы для расчета цены топлива и пока не дает разъяснения по этому поводу. Соответственно, заказчик должен определиться самостоятельно (письмо Минфина от 11.05.2018 № 24-03-08/31865).
Итак, заказчику нужно рассчитать максимальную цену контракта на закупку топлива и указать формулу. Логика подсказывает, что для расчета нужно взять цену единицы товара и умножить на необходимое количество.
На самом деле все не так просто. Ведь в ходе электронного аукциона участники снижают цену, и контракт заключается с тем из них, кто предложит наименьшую. А в документацию аукциона нужно вписать цену топлива, которая не может быть больше цены победителя торгов. Таким образом, не совсем понятно, как все же следует определить эту цену.
О необходимости указания максимальной цены ГСМ
В пояснительной записки к постановлению № 387 указано, что максимальную цену топлива в контракте нужно приводить для обеспечения прозрачного расчета стоимости. В результате ожидается положительный эффект, обусловленный тем, что заказчики должны будут вместо заключения контракта с единственным поставщиком проводить аукционы.
Минус заключения контрактов напрямую с поставщиками топлива в том, что последние страхуются от изменения конъюнктуры рынка и предлагают цену с некоторым запасом. В итоге закачки приобретают топливо по завышенным ценам. В случае же проведения аукционов влияние этого фактора нивелируется.
Ответственность
Если не указать в аукционной документации требуемые положения, последует штраф по части 4.2 статьи 7.30 КоАП. Эта мера ответственности назначается за нарушения, допущенные при составлении закупочной документации. Сумма штрафа для должностного лица составит 3 тыс. рублей.
Что можно, а что нельзя требовать при закупке ГСМ
В заключение рассмотрим пару случаев из практики контролирующих органов и судов по закупке топлива. Оба они связаны с требованиями, которые заказчик выставил в документации.
В первом случае было указано, что АЗС должна находиться поблизости от поставщика. Такое требование допустимо при условии, что конкуренцию оно не ограничивает. Ведь закупая товары и услуги для своих нужд, государственные и муниципальные заказчики должны стремится сократить затраты. В данном случае нахождение АЗС неподалеку от заказчика должно привести к сокращению расходов на транспортировку топлива.
В документации можно прописать, например, что автозаправочная станция должна находиться на определенном удалении от заказчика либо указать границы района, где она должна располагаться. Однако перед этим следует убедиться, что в очерченных географических рамках расположено несколько поставщиков топлива, иначе контролирующие органы могут посчитать, что нарушена конкуренция (решение Краснодарского УФАС от 09.01.2017 № 407-Т/2016).
Второй пример: указание требования к точке реализации ГСМ о том, что она должна принадлежать на праве собственности поставщику или лицу, входящему с ним в одну группу. Такое требование судьи посчитали незаконным, поскольку оно ограничивает число участников аукциона (постановление Арбитражного суда Московского округа от 10 марта 2016 г. № Ф05-1470/2016).
0 Comments