
Обзор изменений в госзакупках, которые заработают с 1 января
- On 21.12.2018
- 0 Comments
- 44-ФЗ, Электронные закупки
Содержание
В преддверии 2019 года в Контур.Школе прошла онлайн-конференция об электронных закупках. В ее рамках об изменениях закона 44-ФЗ и прочих важных проблемах рассказала Юлия Львовна Межникова, преподаватель-практик, адвокат, практикующий в госзакупках со стороны заказчиков и поставщиков, член Национальной ассоциации института закупок. Мы подготовили обзор основных тезисов ее выступления.
Новое в госзакупках
С начала 2019 года в контрактной системе будет много нового. Изменения были приняты в самом конце 2017 года, но действие их началось не сразу. Во второй половине 2018 года они постепенно начали внедряться. Сейчас почти все новшества уже работают, но многие из них пока применяются добровольно. А вот в 2019 году выбора у заказчиков и поставщиков не будет — переходный период заканчивается, и закупки станут полностью электронными за редким исключением.
Электронный формат процедур
Все процедуры — аукционы, конкурсы и запросы — будут проводиться на ЭТП. Как известно, аукционы проводятся в электронной форме с 2014 года. Процедура стала привычна и для поставщиков, и для заказчиков. Вместе с тем надо понимать, что электронные конкурсы и запросы будут проводиться иначе, то есть регламентированы отдельные процедуры для каждого типа торгов.
Регистрация в ЕРУЗ ЕИС
С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.
Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:

Список новых ЭТП для госзаказа
В частности, конкурс предполагает проведение переторжки, причем это обязательный этап. Проводиться он будет электронной площадкой без участия заказчика после сбора и оценки первых частей заявок. Суть в том, что ЭТП оповестит всех участников о минимальной цене, и они смогут сделать новые ценовые предложения. Впрочем, снижать цену они не обязаны — это можно сделать по желанию. Переторжка дает преимущества обеим сторонам конкурса:
- У поставщиков есть второй шанс побороться за контракт, снизив цену.
- Заказчику выгодно конкурентная борьба, поскольку позволит получить контракт по более низкой цене.
Отдельные процедуры можно будет проводить и в бумажном виде. Это запросы котировок, которые проводятся при чрезвычайных ситуациях и в рамках ликвидации их последствий. А также закупки за границей — их осуществляют официальные и торговые представительства, консульские учреждения РФ, базирующиеся за рубежом.
Регистрация участников в ЕИС
Заказчики были обязаны регистрироваться в ЕИС с 2014 года — в системе ведется Реестр, в котором содержится ключевая информация о каждом из них. Что же касается поставщиков, то подобные сведения хранились только о тех, кто аккредитован на ЭТП для участия в электронных аукционах. Сведения о тех организациях и ИП, кто изъявил желание участвовать в конкурсах и запросах, появлялась у заказчиков только вместе с заявкой. Теперь же это неравенство сторон будет устранено — в следующем году Казначейство должно сформировать в ЕИС Реестр участников закупок.
Пока точно неясно, какие именно сведения будут запрашиваться у компаний и ИП для указания в реестре. Предполагается, что об этом станет известно уже в начале 2019 года. Поставщики, кто зарегистрирован на площадках, смогут продолжить участие в закупках в 2019 году. Однако до его окончания они должны представить все необходимые документы, зарегистрироваться в ЕИС и быть включены в реестр поставщиков.
Спецсчета
В настоящее время есть список из 18 банков, которые уполномочены для ведения счетов поставщиков системы госзакупок. Участники могут открывать в них специальные счета, на которых будет удерживаться обеспечение заявок. В 2019 году иметь такие счета придется всем поставщикам, кто захочет принять участие в закупках, в которых установлено обеспечение.

Список банков для открытия спецсчетов
Взаимодействие между сторонами будет организовано так:
- Участник переводит денежные средства на специальный счет.
- При подаче заявки ЭТП запрашивает в банке информацию о том, достаточное ли количество денежных средств на спецсчете поставщика.
- Если их достаточно, заявка принимается и передается заказчику. Если денежных средств не хватает, заявка не пройдет.
- Разблокировка средств на счете произойдет в течение 1 рабочего дня после определения победителя.
Специальный счет является, по сути, обычным счетом с точки зрения пользования поставщиком. То есть его можно пополнять и снимать с него при необходимости денежные средства. Также банки предлагают процент на остаток денег на счете, правда, он совсем небольшой.
Все процедурные моменты и условия прописываются в договоре спецсчета — с ним поставщикам следует ознакомиться очень внимательно.
Отмена обеспечения заявки в недорогих закупках
По новым правилам, в закупках дешевле 1 млн рублей устанавливать обеспечение заявки заказчики не обязаны. Изначально в законе сказано о пороге в 5 млн рублей, однако пока Правительство решило ограничить этот предел меньшей суммой.
Не исключено, что впоследствии НМЦК закупок, которые можно проводить без обеспечения, поднимется до 5 млн рублей.
Отмена обеспечения в недорогих закупках — шаг навстречу субъектам малого бизнеса, которые преимущественно принимают в них участие. Им и без этого приходится непросто, поскольку они вынуждены соблюдать требования закона — изучать документацию, подавая свои ценовые предложения, соблюдать регламент проведения процедур и так далее. Поэтому отмена дополнительной финансовой нагрузки сыграет им на руку.
Кратко о других изменениях
Среди прочих изменений контрактной системы стоит отметить следующие:
- Сведения об участнике из Реестра недобросовестных поставщиков заказчикам запрашивать не придется. Если такое требование есть в закупке, и участник находится в РНП, то его заявка будет отклонена ЭТП еще до того, как попадет к заказчику.
- Субъектам малого бизнеса станет проще подтверждать свою принадлежность к этой категории. Теперь это можно будет сделать через функционал площадки.
- Поставщикам придется указывать страну происхождения товара только в тех закупках, которые попадают под национальный режим. Во всех прочих закупках этого делать не нужно. Раньше участники должны были указывать страну происхождения любого товара.
- Появилось новое единое требование к поставщикам — подтвердить, что в их отношении не действуют ограничения, запрещающие участвовать в госзакупках.
Последнее правило вводит задел на будущее, который может быть актуален, если законодательно будут введены запреты для участия в госзакупках определенным группам поставщиков. Например, лицам из недружественных стран, как это уже было раньше с Турцией. Заявляя о соответствии единым требованиям, поставщик будет подтверждать, что в его отношении такие ограничения (если подобные законы будут приняты) не действуют.
Что сделать заказчику, готовясь к новому порядку
В преддверии полного перехода к электронным закупкам, заказчикам нужно в обязательном порядке сделать следующее:
- Расписать подробно алгоритмы всех электронных процедур — конкурсов, запросов, а также новый регламент электронного аукциона, поскольку он тоже изменился.
- Привести в соответствие с действующим законодательством свои регламенты — Положения о контрактных службах и о закупочных комиссиях. Убрать из них неактуальные формулировки, связанные с бумажными закупками, а также прописать новые функции и требования.
- Следить за изменениями законодательства и деятельностью регулятора, поскольку не исключено, что нормы закона будут меняться или конкретизироваться соответствующими подзаконными актами.
Тенденции в практике контролирующих органов
Многие ошибки в закупках, в отношении которых подаются жалобы и иски, по-прежнему связаны с нарушением норм антимонопольного законодательства:
- Заказчики публикуют документацию, положения которой нарушают права участников.
- Заказчики в документации запрещают поставку эквивалентных товаров, хотя никаких законных оснований для этого нет.
- Закупочная комиссия безосновательно отклоняет заявки либо, наоборот, допускает такие, которые не должны быть допущены (например, в них не хватает необходимых сведений).
Подобные нарушения приводят к тому, что процедура закупки затягивается или вовсе отменяется по предписанию контролирующих органов. В итоге ни заказчик, ни поставщик не получают положительного результата.
Весьма часто практика ФАС и судов в разных регионах по одним и тем же вопросам отличается. Поэтому целесообразно всегда ориентироваться на решения контролирующих органов своего региона.
Свежий пример — вопрос с обеспечением недорогих заявок. Выше упоминалось о том, что заказчики сейчас обязаны устанавливать обеспечение заявки, если НМЦК более 1 млн рублей. А могут ли они установить обеспечение заявки по своему желанию в более дешевых закупках? Ни в законе, ни в постановлении Правительства прямого запрета на это нет.
Между тем практика уже показала, что к этому вопросу в разных субъектах РФ подходят по-разному. Где-то контролирующие органы и суды признают право заказчика установить обеспечение заявки в недорогих контрактах. Тогда как в других регионах позиция противоположная — раз в актах прямо не указано, что заказчик может устанавливать такое обеспечение, значит, это запрещено.
Проблемы исполнения контрактов
Еще один болезненный вопрос — большое количество контрактов, расторгнутых в одностороннем порядке. Причиной обычно выступает ненадлежащее исполнение работ или поставка не соответствующего требованиям товара.
Участники же на этапе подачи заявки обычно уверены, что смогут исполнить контракт качественно. Однако в процессе его исполнения выясняется, что для этого недостаточно ресурсов, квалифицированных кадров или финансовых средств. В итоге обязательства не исполняются, и заказчик, видя это, разрывает контракт. Для поставщиков это влечет несколько неприятных последствий:
- отсутствие оплаты;
- потеря обеспечения контракта;
- попадание в РНП.
Иногда то, что контракт исполнен некачественно, выясняется уже на этапе приемки. С услугами такие ситуации происходят реже. Дело усугубилось тем, что сейчас введена ответственность для членов закупочных комиссий. Поэтому заказчики еще строже подходят к вопросу приемки вплоть до ведения фиксации процесса на видео. Такая щепетильность понятна, ведь заказчики сами становятся объектами проверки со стороны контролирующих органов.
Всего этого можно избежать, если тщательно изучить контракт еще до подачи заявки, ведь его проект публикуется в ЕИС вместе с извещением. Также поставщикам следует внимательно относиться к соблюдению условий контракта, взаимодействовать с заказчиком в части исполнения всех технических и технологических норм и требований.
Стоит ли участвовать в закупках и с чего начать
Начинающим поставщикам рекомендуется пробовать себя в запросах котировок. У этих процедур есть ряд преимуществ для новичков:
- невысокая НМЦК — до 500 тыс. рублей;
- отсутствие требования по обеспечению заявки;
- понятные требования заказчика к объекту закупки, поскольку таким методом могут закупаться простые товары, работы и услуги;
- довольно простая и быстрая процедура торгов.
Сегодня контрагент в лице государства, кем, по сути, является государственный или муниципальный заказчик, можно считать большим преимуществом для поставщика. Во-первых, это служит некой гарантией платежеспособности заказчика, во-вторых, потребности у таких организаций, предприятий и учреждений есть всегда, и они всегда должны удовлетворяться. Поэтому удачное вхождение в сферу госзаказа может сулить в будущем дополнительные контракты, и очень часто весьма неплохие.
0 Comments