
Претензионная работа со стороны заказчика: 5 ключевых этапов и типовые ошибки
- On 27.12.2021
- 0 Comments
- Жалоба по 44-ФЗ, Нарушения в закупках
Содержание
По условиям контракта взыскание штрафных санкций – обязанность заказчика, а не право.
В претензионно-исковой работе заказчик руководствуется нормами:
- Гражданского кодекса РФ
- Закона № 44-ФЗ
- Арбитражного процессуального кодекса РФ
- иными НПА, которые устанавливают отдельные требования, исходя из специфики предмета контракта
Постановление Правительства РФ от 30.08.2017 № 1042 и Типовые контракты (которые действуют до 31.12.2021) регулируют ответственность сторон по контрактам, которые заключаются по итогам закупочных процедур. Основные формы ответственности – штраф и пеня.
Регистрация в ЕРУЗ ЕИС
С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.
Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:
Задачи претензионной работы:
- Контроль за добросовестным исполнением обязательств по контракту (договору).
- Досудебное урегулирование споров.
- Взыскание с недобросовестных поставщиков, подрядчиков, исполнителей пеней и штрафных санкций.
Предварительно заказчику необходимо:
- определить должностное лицо, которое будет отвечать за претензионную работу со стороны организации (Заказчика)
- закрепить функциональные обязанности работника в должностной инструкции
- определить порядок регистрации исходящих и входящих претензий по заключённым контрактам и по судебным разбирательствам
В основном такие обязанности исполняет юридический отдел либо отдельное должностное лицо с юридическим образованием.
Некоторые заказчики разрабатывают и утверждают регламент по осуществлению претензионной работы, где детально описывают алгоритм передачи материалов из закупочного подразделения в юридическое, сроки, порядок направления претензии и ответа на неё, сроки направления исковых заявлений, порядок участия в судебных заседаниях, ведения реестров, журналов и т.д.
Необходимо определить сотрудника, который будет контролировать исполнение обязательств по заключённым договорам (сроки исполнения, объём, количество, качество и т.д.).
Рассмотрим этапы претензионной работы со стороны заказчика:
1. Допретензионный этап
Заказчик выявляет нарушения условий исполнения/неисполнения обязательств по контракту (договору) и фиксирует их в соответствующем акте.
Каждое нарушение условий контракта необходимо задокументировать и обязательно уведомить нарушителя, пригласить его на составление акта. Для этого нужно оформить в свободной форме письмо-вызов исполнителя по адресу либо на объект заказчика, указать в нём суть нарушения и направить по электронной почте/факсу/по почте с подтверждением доставки / вручить представителю под роспись.
На этом этапе максимально фиксируются все нарушения. Подтверждающие документы оформляются по требованиям законодательства РФ и действующего контракта. Если контрагент не собирается устранять недостатки либо не выходит на связь, заказчик переходит к подготовке претензии.
2. Претензионный этап
Заказчик формирует претензию и документы, подтверждающие факт нарушения.
Цель этапа: получить неустойку за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательства.
Помимо неустойки, заказчик может взыскать убытки, которые он понёс из-за ненадлежащего исполнения / неисполнения обязательств по контракту.
Законодательство о закупках не регламентирует срок формирования и рассмотрения претензии. Заказчик устанавливает сроки в проекте контракта. Как правило, минимальный срок рассмотрения претензии – 10 календарных дней, максимальный – 30.
Если в Проекте контракта срок не указан, его необходимо прописать в тексте направляемого документа (с учётом норм ГК РФ о переносе срока с выходного дня на следующий рабочий).
Заказчику необходимо отразить в претензии:
- информацию по действующему контракту: номер, дату заключения
- данные о сторонах контракта: наименование каждой стороны, юридический и почтовый адрес
- нарушенные обязательства
- мера ответственности и её основание
- размер денежного требования заказчика по условиям контракта (с приложением детального расчёта)
- реквизиты счёта в банке для перечисления денежных средств
- чёткие сроки на добровольное исполнение денежного требования или направления возражения по указанным в претензии требованиям
- требование о расторжении контракта по соглашению сторон (при необходимости) или иные условия исходя из нарушения условий контракта
- документы, подтверждающие факт нарушения
Направление документов поставщику/подрядчику/исполнителю
Необходимо отразить претензионную работу в реестре контрактов в ЕИС.
Если контрагент не реагирует на полученную претензию, необходимо сформировать исковое заявление и отправить его в суд.
Меры по факту нарушения условий контракта/договора
При систематическом неисполнении / ненадлежащем исполнении обязательств по контракту заказчик вправе его расторгнуть по соглашению сторон, в суде или в одностороннем порядке (по контракту и законодательству).
Претензионный порядок применяется в любом случае.
Важно: в 44-ФЗ в 2021 году внесены изменения, которые позволили заказчику на легитимной основе уменьшать сумму оплаты по контракту на размер штрафа и пеней, начисленных за ненадлежащее исполнение контрагентом обязательств.
3. Подготовка и направление искового заявления в суд
Данный этап имеет принудительную составляющую: если требования об уплате штрафа, пеней не были исполнены контрагентом на добровольной основе, заказчик по ст. 125 АПК РФ формирует и направляет в суд исковое заявление.
Подробный перечень документов, которые прилагаются к исковому заявлению, установлен ст. 126 АПК РФ.
Важно: при подаче иска заказчик (бюджетное учреждение) не освобождается от уплаты государственной пошлины (п. 1.1 ч. 1 ст. 333.37 НК РФ).
Заказчик должен отразить в иске:
- точное и чёткое обоснование предмета иска со всеми подтверждающими документами
- доказательство проведения претензионной работы
- детальный расчёт исковых требований
- документальное подтверждение факта предоставления копии иска ответчику
- подтверждение полномочий лица, подписавшего исковое заявление
Типовые ошибки
По итогам 2020 года выявлено, что более 20% заказчиков не ведут претензионно-исковую работу по контрактам в рамках 44-ФЗ и 223-ФЗ.
Большую часть контрактов по 44-ФЗ заказчики расторгают по соглашению сторон, не учитывая претензионный порядок и обязанность востребовать с нарушителя пени и штрафы.
Естественно, для заказчика претензионный порядок – затраты времени и труда, но не следует забывать, что такая работа при правильном подходе может сохранить контракт и закрыть потребности заказчика в товаре.
Сейчас распространено утверждение методологических рекомендаций по ведению претензионно-исковой работы на региональном уровне (со всеми формами исходящих документов, листов регистрации, шаблонов претензий и т.д.).
Претензионная работа по договорам по Закону № 223-ФЗ осуществляется так же, но с учётом норм законодательства. К примеру, если ответчиков несколько (при закупках с несколькими выбранными победителями), то претензию нужно направлять каждому отдельно.
Заказчик в любом случае обязан пройти этап досудебного урегулирования спора.
Важно: уведомление контрагента о намерении обратиться в суд не является исполнением претензионного порядка заказчиком.
Претензионную работу активно автоматизируют: её переведут в электронную форму – все документы можно будет направить через ЕИС. Это упростит и ускорит работу заказчика.
0 Comments