
Какие уголовно-правовые риски возникают при работе с госконтрактами
- On 16.09.2021
- 0 Comments
- 44-ФЗ, Госзакупки
Содержание
Как показывает статистика Генпрокуратуры, за последний год 40 000 лиц были привлечены к ответственности за нарушения в госзакупках, прокуроры возбудили 1 500 уголовных дел после проверок. Рассмотрим, как снизить уголовно‑правовые риски бизнеса при заключении и исполнении госконтрактов.
Нормативно-правовая база
По каким статьям привлекают к уголовной ответственности:
- Статья 159. Мошенничество. Чаще всего участников госзакупок обвиняют именно по этой статье.
- Статья 160. Присвоение или растрата. Если имущество похищено лицами, которые имели к нему доступ по специальной доверенности либо благодаря своим полномочиям.
- Статья 165. Причинение ущерба. Урон имуществу – распространённый случай.
- Статья 178. Ответственность за ограничение конкуренции. Практика по этой статье выработалась не так давно. Антимонопольная служба выявляет картельные соглашения на аукционах, проводит проверки и привлекает нарушителей к ответственности, направляя решения в следственные органы, которые возбуждают уголовные дела.
- Статья 201. Злоупотребление полномочиями. Если лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой организации, злоупотребляет своими полномочиями.
- Статья 285. Злоупотребление должностными полномочиями. Применяется, когда полномочиями злоупотребляет должностное лицо в государственной организации.
- Статья 291. Дача взятки.
- Статья 291.1. Посредничество во взяточничестве.
Читайте также Как уменьшить риски при работе с госконтрактами: 10 правил
Стадия заключения госконтракта: возможные риски
Сговор участников
Победа в конкурсе менее выгодного по цене предложения может привлечь внимание контрольно-надзорных и правоохранительных органов. Их заинтересует, соблюдались ли требования закона при проведении подобной закупки.
Регистрация в ЕРУЗ ЕИС
С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.
Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:
Нередко бизнесмены вступают в сговор с представителями госзаказчика ещё до участия в тендерных процедурах. Доказательствами сговора служат переписка, сообщения, записи в ежедневниках.
Если госорганы заинтересуются закупкой, общение, даже не связанное с закупками, могут истолковать негативно, поэтому рекомендуем избегать двусмысленных контактов и не пересылать документы вне электронных площадок.
Стадия исполнения госконтракта: возможные риски
Исполнение не всех работ
Если заказчик по госконтракту оплатил работы полностью, но они выполнены частично или не соответствуют требованиям к качеству либо техническому заданию, исполнителя могут привлечь к уголовной ответственности по ст. 159 УК РФ. Когда сумма контракта больше 1 млн руб., срок давности составляет 10 лет с момента перечисления денег. Наказание – лишение свободы до 10-ти лет.
Задержка сроков
Чтобы урегулировать эту ситуацию, в ГК РФ предусмотрены штрафы. Но за срыв сроков могут привлечь и к уголовной ответственности. Такая ситуация возникает, когда исполнитель получил аванс, предусмотренный контрактом, но не приступил к работе.
Для правоохранительных органов авансовые платежи – серьёзный сигнал. Следователь истолкует, что исполнитель взял деньги, заведомо зная, что в указанный срок не исполнит обязательство.
Читайте также Как исполнить контракт, если нет денег
То, что подрядчик намеренно сорвал сроки, нужно ещё доказать. Обвинение подтвердится, если исполнитель подобрал неподходящих субподрядчиков, перевёл аванс на другие работы, не смог выполнить объём работы своими силами и т.д. Тогда он может быть привлечён к ответственности по ст. 159, 160 УК РФ.
Несоответствие даты выполнения работ по документам фактической дате
Порой нужно сдать объект к приезду высокопоставленного чиновника, чтобы тот перерезал ленточку. Заказчик просит подрядчика подписать все документы, так как работы можно выполнить и после проверки. Он обещает, что претензий к исполнителю не будет. Получается, что работы ещё не выполнены, а акт выполненных работ уже подписан.
Тогда сотрудники правоохранительных органов привлекают исполнителя к ответственности за несоответствие документов факту выполнения работ. Доказать добросовестность помогут только сложные экспертные исследования.
Замена дорогих материалов дешёвыми
Исполнитель может заменить материалы, чтобы уладить проблему с их поставкой и соблюсти сроки по контракту. Порой замена настолько незначительна, что кажется, будто нет необходимости согласовывать её с заказчиком. Но, если заказчик и контрольно-надзорные органы обнаружат подмену, они могут истолковать это как умышленное действие, направленное на хищение бюджетных средств, если материалы дешевле тех, которые указаны в смете.
Читайте также В какой закупке стоит принимать участие?
Ущербом считается вся сумма госконтракта, как отметил Пленум ВС РФ в постановлении от 30.11.2017 № 48 «О судебной практике по делам о мошенничестве, присвоении и растрате». Поэтому даже незначительную замену нужно согласовывать с заказчиком. Дополнительные соглашения и перерасчёты защитят подрядчика от уголовного наказания.
Связь заказчика с подрядчиком
Вызвать подозрения может прямая либо косвенная аффилированность. Если она подтвердится, правоохранительные органы поставят под сомнение законность конкурса, независимо от добросовестности исполнителя госконтракта. Аффилированность проверяет Росфинмониторинг.
Читайте также Изменения в закупках по 44-ФЗ с 2 квартала 2021 года
Привлечение посредника
Когда услуги оказывает не тот подрядчик, который указан в контракте, даже если исполнитель добросовестный и не знает о посреднике, это трактуется как хищение.
Заказчик может передать другому исполнителю частично выполненную работу, чтобы тот выдал её за собственную. Исполнитель по контракту переведёт часть денег фактическому исполнителю. Иногда добросовестный исполнитель узнаёт об этом, уже заключив контракт. Чтобы избежать конфликта, он не расторгает договор. Такая ситуация трактуется как хищение бюджетных средств через завышение цены, так как деньги на посредника не были бы потрачены, если бы действительный исполнитель участвовал в закупке напрямую.
Выполнение несогласованных работ
Иногда по независящим от сторон обстоятельствам невозможно выполнить некоторые виды работ на определённом этапе строительства. Тогда заказчик просит исполнителя сделать не включённые в смету и не предусмотренные договором работы. Подрядчик соглашается и по итогу расходует деньги не по смете. Через некоторое время заказчик может сменить директора и потребовать от исполнителя завершить строительство по условиям госконтракта.
Читайте также Что делать, если закупка по 44-ФЗ не состоялась
Так как подрядчик потратил бюджетные деньги на не предусмотренные договором работы, его могут привлечь к уголовной ответственности. В ходе расследования предыдущий руководитель заказчика скажет, что подобных указаний не давал, и доказательств у исполнителя не будет.
Способы снижения уголовно-правовых рисков
Чтобы минимизировать уголовно-правовые риски при работе с государственными контрактами, рекомендуем соблюдать правила:
- Выполняйте договорные обязательства.
- Проверяйте надёжность и добросовестность контрагентов.
- Заранее просчитывайте возможные риски при описании технического задания.
- Конфликты решайте на переговорах.
- Все договоренности согласовывайте письменно и избегайте двусмысленных формулировок.
- Все документы обязательно подписывайте фактическими датами.
- Если потребуется провести уголовный аудит, привлекайте специалистов.
- Контролируйте деятельность уволенных работников.
0 Comments