
Как правильно составить и подать жалобу по 44-ФЗ
- On 18.06.2021
- 0 Comments
- 44-ФЗ, Жалоба, Жалоба по 44-ФЗ, ФАС
При нарушении прав поставщика составляется жалоба. Однако необходимо хорошо знать, куда подаётся такой документ. С 1 июля 2019 года жалобы на действия или бездействие заказчика в момент проведения государственных закупок в рамках Закона № 44-ФЗ подаются в различные органы.
Читайте также Жалобы в ФАС при закупках по 223-ФЗ
Таким образом:
- В ФАС поступают жалобы на федеральных заказчиков и на операторов электронной торговой площадки, операторов специализированных электронных площадок;
- В органы исполнительной власти субъекта подаются жалобы на региональных заказчиков. Также рекомендуют направлять их в разные комитеты или управления, контролирующие закупки, на которые в регионе возлагаются подобные обязанности: в разных регионах они, как правило, различаются — управления государственных закупок, управления по контролю за государственными закупками;
- В органы местного самоуправления городского округа, которые наделены полномочиями контролировать область закупок, поступают заявления на муниципальных заказчиков. В случае, если между субъектом и муниципальным образованием был подписан договор о передаче прав в области контроля, тогда заявки на муниципальных заказчиков рассматривают субъектовые органы исполнительной власти.
Если возникнут сложности с определением нужного органа власти, тогда можно обратиться в ФАС, чтобы понять, кому переданы права на обработку заявок подобного типа.
Регистрация в ЕРУЗ ЕИС
С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.
Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:
Также жалоба может быть рассмотрена в дистанционном порядке. Некоторое время назад практиковалась только подача заявления в ФАС с помощью онлайн-сервиса, сейчас её обработка также происходит дистанционно: комиссия рассматривает мнение каждого из участников закупки и оглашает своё решение. Объявление итогов по жалобе ФАС также осуществляется в онлайн-режиме. Наибольший срок ожидания результата составляет 5 рабочих дней.
Читайте также 10 советов, которые помогут избежать реестра недобросовестных поставщиков
При нарушении прав следует обращаться:
- В ФАС;
- В суд;
- В прокуратуру;
- В общественную организацию;
- К уполномоченному по защите прав предпринимателей. И хотя эта возможность существовала уже давно, по существу, ею начали пользоваться только последние пять лет.
Надзор ФАС
Надзор ФАС в отношении заказчиков, к которым причисляются:
- Заказчики;
- Контрактные службы и управляющие;
- Комиссии по совершению закупок и их члены;
- Уполномоченные органы или учреждения;
- Специализированные организации.
Читайте также Как обжаловать действия заказчика по 44-ФЗ и 223-ФЗ
Правила составления жалобы
Алгоритм составления жалобы не поменялся:
-
По какой причине можно подать жалобу
Жалоба может быть подана, если поставщика не удовлетворяет некоторое действие или бездействие заказчика, в том числе условия в Положении о закупках, в результате чего происходит нарушение его прав или ограничение возможности осуществления обязанностей договора.
-
Кто имеет право на жалобу
Любой участник закупки имеет право составить жалобу в случае, если это касается документов закупки или извещения о закупке, находящихся в открытом доступе.
В случае, если жалоба основана на действиях или бездействии заказчика, которые нарушают права поставщика, тогда жалоба будет принята исключительно от того, кто принял участие в закупке.
-
Период подачи жалобы
Под термином «день подачи жалобы» подразумевается день, когда заявление было принято контрольной службой, но не день её отправки. Заявка, которая была получена вне указанных сроков, не будет рассмотрена.
- Жалоба на пункты извещения, документы закупки может быть принята в период, указанный в документации, и зависит от конкретного случая;
- Жалоба на действие или бездействие заказчика принимается спустя пять дней после публикации итогового протокола в ЕИС.
Например, в последнее время множество обращений от поставщиков поступает по поводу определения НМЦК. В случае, если ФАС получит жалобу, где указано, что заказчик некорректно рассчитал и пояснил начальную максимальную цену контракта и таким образом нарушил Закон № 44-ФЗ, контрольная служба возвратит её, не рассмотрев. Согласно Закону № 44-ФЗ контролёр в ФАС имеет право рассматривать исключительно наличие или отсутствие НМЦК в извещении, документах закупки (ч. 3. ст. 99 Закона № 44-ФЗ), а правильность расчётов и пояснение НМЦК определяются органами внутреннего государственного и муниципального финансового контроля (п. 3 ч. 8 ст. 99 Закона № 44-ФЗ).
-
Доказательства нарушений заказчика
В жалобе, помимо заявления об ущемлении прав и несоответствии документов требованиям закона, следует конкретно указать факт несоответствия и обоснование, каким образом и почему интересы поставщика были нарушены.
Результат рассмотрения жалобы может быть обжалован в суде в период до трех месяцев.
Содержание жалобы
Существуют некоторые требования к содержанию жалобы по 44-ФЗ:
- Наименование заказчика, адрес, контакты, а также информация о себе в качестве заявителя;
- Упоминание закупки, в связи с которой составляется жалоба, номер извещения в ЕИС;
- Описание ситуации и нарушения заказчика, прилагая ссылки на пункты документов и Закона №44-ФЗ. Также следует привести аргументы, с помощью которых станет понятно, какие права и законные интересы участников были нарушены заказчиком;
- Наличие документации, подтверждающей обоснованность заявления, а также упоминание списка этой документации;
- Наличие подписи руководителя организации или его представителя. В последнем случае следует также приложить доверенность или прочий документ, который будет подтверждать его полномочия.
Результат рассмотрения жалобы
Не подлежат контролю итоги оценивания заявок участников закупки согласно критериям:
- Качество, функциональные и экологические параметры;
- Квалификация участников.
Подобные итоги могут обжаловаться участниками закупок в суде согласно ч. 12 ст. 99; ч. 6 ст.106 Закона №44-ФЗ.
При наличии такой возможности число жалоб бы сильно увеличилось. Позиция антимонопольной службы состоит в том, что участник не может быть отклонён по критериям, заказчик назначает поставщику баллы согласно этим критериям. Государственный заказчик считает, что если участник не был отклонён, значит, он может быть рассмотрен, а баллы по соответствию критериев учитываются в конкурсе. Поэтому опытные поставщики, понимая неоспоримость ситуации, сразу подают обращение в суд.
Вероятные решения
- Жалоба признаётся необоснованной;
- Выдаётся признание об устранении нарушений;
- Выдаётся признание о совершении иных действий.
Данные о принятом решении, выданном предписании обязательно размещаются в ЕИС в период не более трех рабочих дней.
Причины для отклонения жалобы
- Жалоба не согласуется с законными требованиями и не имеет подписи или имеет подпись лица, полномочия которого не были подтверждены;
- Жалоба подано после установленного периода;
- Суд контрольного органа в сфере закупок уже огласил результат по похожей жалобе на те же действия.
В таких случаях жалоба будет возвращена.
Заказчик не заключает контракт
Заказчик, даже если он полностью уверен в собственной правоте, остановит составление договора до конца разбирательств. Так как на решение ФАС никак не повлияет составление и даже исполнение договора. В случае, если суд встанет на сторону контролёра, договор аннулируется, и оплата по нему должна быть возвращена.
Закон 135-ФЗ «О защите конкуренции» как раз говорит о невозможности составления договора при поданной жалобе: «Заказчик, получивший уведомление о рассмотрении жалобы, не вправе заключать договор до решения антимонопольного органа. Если договор заключен при таких обстоятельствах, он будет признан ничтожным».
Читайте также В какой закупке стоит принимать участие
Составление жалобы на заказчика после заключения контракта
Возможность подачи заявления на заказчика после того, как был заключен контаркт, осуществляется исключительно в судебном порядке. Если суд окажется на стороне поставщика, тогда закупка получит статус недействительной, товар возвратится на склад, а оплата будет начислена на счёт участника. Тем не менее, исполнение договора является одной из основных причин отказа суда в признании закупки недействительной. Однако, попробовать обратиться в суд всё же стоит. К примеру, во время рассмотрения дел на стадии исполнения контракта у победителя, с которым был заключен контракт, возможно взыскать упущенную выгоду. Более того, через суд возможно уменьшить размер штрафа, если сроки были нарушены исполнителем, или взыскать задолженность с заказчика.
Защита в суде
Каждый участник закупки право на обжалование в судебном порядке или порядке, который устанавливается гл. 6 Закона №44-ФЗ в контрольном органе в сфере закупок (ч.1 ст.105 Закона №44-ФЗ). Решение, которое было принято в результате рассмотрения жалобы, подлежит обжалованию в суде в период до трёх месяцев с даты его принятия.
Результат или предписание ФАС могут обжаловаться в арбитражном суде в срок до трёх месяцев с даты оглашения решения или выдачи предписания (ст.52 Закона №135-ФЗ). Поставщик имеет право обжаловать деятельность заказчика в суде в период до трёх месяцев с момента, как появилась информация о нарушении его прав и законных интересов (ч.4 ст.198 АПК).
Стоит учитывать, что в области государственных закупок необходимо не только побеждать, но и уметь отстаивать собственные интересы.
0 Comments