
Изменения в 223-ФЗ в 2022 году
- On 07.07.2022
- 0 Comments
- 223-ФЗ, Закупки в строительстве, МСП, Независимая гарантия, План закупок, РНП
Содержание
- Сокращены сроки оплаты по договорам
- Новый механизм проверки планов закупок отдельных заказчиков
- Рекомендации Минфина
- Новое основание для включения поставщика в РНП
- В описание предмета закупки разрешено включать страну происхождения товара
- Скорректирован состав извещения и документации о конкурентной закупке
- Уточнили требования к независимой гарантии в закупках у МСП
- Определены особенности договоров по строительству, реконструкции и капремонту объектов капстроительства
- Расширен перечень закупок, особенности которых вправе устанавливать Правительство РФ
- Установлен порядок размещения в ЕИС результатов оценки и мониторинга соответствия
В апреле 2022 года было принято много законов, которые изменили систему закупок. Нововведения в 44-ФЗ вступили в силу сразу, а большая часть поправок в 223-ФЗ начала действовать с 1 июля 2022 года.
Разберём новшества в госзакупках компаний по 223-ФЗ.
Сокращены сроки оплаты по договорам
Срок оплаты товаров, работ, услуг (ТРУ) теперь составляет не более 7 дней. Если в марте 2022 г. такой срок был введён только для договоров с малым и средним предпринимательством (МСП), то с 16 апреля его распространили на всех.
Регистрация в ЕРУЗ ЕИС
С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.
Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:
При этом Правительство РФ (в целях обороны страны) и сам заказчик могут установить иной срок оплаты. Для этого заказчику нужно указать в положении о закупке (ст. 3 223-ФЗ дополнена ч. 5.3 и 5.4):
- конкретные сроки оплаты или порядок их определения
- перечень ТРУ, закупка которых оплачивается в указанные сроки
Новый механизм проверки планов закупок отдельных заказчиков
Увеличен с 50 до 250 млн рублей минимальный порог общей стоимости договоров, которые должны заключать в календарном году заказчики, определённые Правительством РФ (распоряжение от 19 апреля 2016 г. № 717-р).
Превышение указанного порога будет служить основанием для проверки их закупочных планов, к которым относятся:
- проекты планов закупок
- проекты планов закупки инновационной продукции, высокотехнологичной продукции и лекарственных средств
Компанию-заказчика проверят, если за предшествующий календарный год общая стоимость договоров превышает 250 млн рублей, а годовая выручка – 500 млн рублей.
Согласно постановлению Правительства РФ от 21 апреля 2022 г. № 716, планы автономных учреждений субъектов РФ подлежат проверке, если за предшествующий календарный год общая стоимость договоров организации превышает 250 млн рублей.
Рекомендации Минфина
Минфин РФ в информационном письме от 19 апреля 2022 г. № 28-05-07/34796 рекомендует устанавливать аванс в размере не менее 50% от НМЦД при условии, что за расходованием данных средств будет вестись необходимый контроль.
Учитывая, что в 223-ФЗ не содержится норм, которые регулируют авансирование, при заключении договоров нужно руководствоваться общими положениями гражданского и бюджетного законодательства. Заказчики самостоятельно определяют в документации о закупке и проекте договора размер аванса и порядок его выплаты.
Новое основание для включения поставщика в РНП
Скорректирована ч. 2 ст. 5 223-ФЗ, согласно которой участника внесут в реестр недобросовестных поставщиков (РНП), если заказчик, попавший под внешние санкции и ограничения, в одностороннем порядке расторгнет договор с поставщиком, существенно нарушившим условия договора.
В описание предмета закупки разрешено включать страну происхождения товара
Согласно поправке в п. 2 ч. 6.1 ст. 3 223-ФЗ (подп. «б» п. 1 ст. 1 ФЗ от 16.04.2022 № 104-ФЗ), страну происхождения товара можно будет указывать в описании предмета закупки.
Скорректирован состав извещения и документации о конкурентной закупке
В ч. 9 и 10 ст. 4 223-ФЗ появились положениями (п. 3 ст. 1 ФЗ от 16.04.2022 № 109-ФЗ), в соответствии с которыми заказчики должны будут указывать в извещении и документации о конкурентной закупке в том числе данные:
- об обеспечении заявки
- об обеспечении исполнения контракта
Уточнили требования к независимой гарантии в закупках у МСП
Участники, чтобы обеспечить заявку в закупках у МСП, предоставляют независимую гарантию (НГ), которую могут выдавать (ч. 1 ст. 45 44-ФЗ):
- банки из перечня Минфина
- госкорпорация развития «ВЭБ.РФ»
- Евразийский банк развития
- фонды содействия МСП
Важно: кредитная организация, которая выдала гарантию, отозвать её не может.
Независимая гарантия должна содержать:
- условие, в соответствии с которым гарант должен выплатить заказчику сумму по данной гарантии не позднее 10 рабочих дней (при отсутствии оснований для отказа по ГК РФ). Срок отсчитывается со дня, следующего за днём получения гарантом от заказчика требования о выплате
- список документов, которые заказчик обязан предоставить гаранту вместе с требованием об уплате, если Правительство РФ установило перечень таких документов
- срок действия независимой гарантии (не менее 1 месяца с даты окончания приёма заявок)
Заказчик может не принять у поставщика НГ, которая не соответствует указанным требованиям.
Заказчик может предъявить требования к гаранту, если поставщик:
- уклоняется от заключения договора
- не предоставляет обеспечение исполнения договора до подписания или предоставляет его с нарушениями
Важно: по ч. 26 ст. 3.2 223-ФЗ в извещении должно быть условие предоставить обеспечение до подписания договора.
НГ, предоставляемая участниками закупок для МСП как обеспечение исполнения договора, должна соответствовать тем же требованиям, что и НГ для обеспечения заявки, кроме срока её действия. Срок действия должен быть не менее 1 месяца с даты окончания срока исполнения основного обязательства, указанного в извещении и в документации о закупке.
НГ не должна содержать условие о том, что заказчик должен представить гаранту судебный акт, подтверждающий, что поставщик не выполнил свои обязательства по договору.
Правительство РФ вправе установить:
- типовую форму НГ
- форму требования об оплате по гарантии
- дополнительные требования к НГ
- перечень документов, которые заказчик должен предоставлять гаранту одновременно с требованием об уплате
- особенности ведения реестра НГ (ч. 8 ст. 45 44-ФЗ) для целей 223-ФЗ
Определены особенности договоров по строительству, реконструкции и капремонту объектов капстроительства
Статья 3.1-3 223-ФЗ дополнена новыми частями (ч. 3-5).
Построенный или реконструированный объект капитального строительства считается результатом выполненной работы по договору строительства или реконструкции объекта капитального строительства, если по нему получены:
- заключение органов, уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора, о соответствии объекта требованиям проектной документации
- заключение органа, уполномоченного на осуществление федерального государственного экологического надзора, в случаях, предусмотренных ч. 5 с. 54ГрК РФ.
Предметом договора одновременно могут быть:
- подготовка проектной документации
- выполнение инженерных изысканий
- выполнение работ по строительству, реконструкции и капремонту объекта капстроительства
- поставка оборудования, необходимого для эксплуатации такого объекта (при указании данного оборудования в проектной документации).
Расширен перечень закупок, особенности которых вправе устанавливать Правительство РФ
С 1 июля 2022 года Правительство РФ может определять особенности закупок с учётом всех пунктов ч. 16 ст. 4 223-ФЗ. Это будет относиться к:
- конкурентным закупкам без гостайны, сведения о которых не размещают в ЕИС
- закупкам, по которым не размещают в ЕИС сведения о поставщике, с которым был заключен договор
- закупкам конкретных заказчиков, которые закупают определённые ТРУ. Сведения о таких закупках не составляют гостайны и не публикуются в ЕИС.
Помимо этого, заказчикам запретили размещать на своих сайтах данные о закупках, которые нельзя размещать в ЕИС.
В ч. 6, 7, 11 и 12 ст. 4 223-ФЗ добавили уточнения. В ч. 15 ст. 4 223-ФЗ перечислены сведения, которые нельзя публиковать в ЕИС. К ним относятся:
- закупки, содержащие государственную тайну
- закупки гособоронзаказа
- отдельные группы закупок, определяемые Правительством РФ по ч. 16 ст. 4 223-ФЗ (описаны выше).
Также уточнили ч. 14 ст. 4 223-ФЗ, согласно которой информация о закупках, размещаемая на сайтах заказчиков, должна быть общедоступной и бесплатной.
Установлен порядок размещения в ЕИС результатов оценки и мониторинга соответствия
Скорректированы подп. «а» и «б» п. 2 ч. 8.2 ст. 3 и ч. 16 ст. 5.1 223-ФЗ, в соответствии с которыми Правительство РФ вправе устанавливать правила, по которым результаты оценки и мониторинга соответствия будут размещаться в ЕИС. При этом согласно ч. 16. ст. 5.1. 223-ФЗ информацию в ЕИС не разместят, если выдано отрицательное заключение.
Учитывая большое количество нововведений, рекомендуем внимательно планировать закупки и тщательно изучать все требования, которые устанавливает заказчик.
0 Comments