
Как получить госзаказ впервые: инструкция для новичков
- On 18.02.2022
- 0 Comments
- 223-ФЗ, 44-ФЗ, Госзакупки, Процедура закупки, Электронная подпись
Содержание
- Этап 1. Анализ спроса на товар у госзаказчиков
- Этап 2. Проверка особых требований к поставщикам
- Этап 3. Анализ конкурентов
- Этап 4. Расчёт прибыли
- Этап 5. Получение электронной подписи
- Этап 6. Настройка рабочего места
- Этап 7. Регистрация в единой системе идентификации
- Этап 8. Регистрация в системе госзакупок
- Этап 9. Получение аккредитации на торговой площадке
- Этап 10. Открытие специального счёта
- Этап 11. Поиск подходящего заказа
- Этап 12. Подача заявки
- Этап 13. Участие в торгах
- Этап 14. Заключение госконтракта
Каждый год госзаказчики заключают контракты на крупные суммы денег – триллионы рублей. Учитывая, что большая часть заказов размещается на тендерах, извещения о закупках находятся в открытом доступе.
Рассмотрим поэтапно, как госзаказы выходят на рынок и как получить свой первый контракт.
Этап 1. Анализ спроса на товар у госзаказчиков
Все данные о закупках госзаказчиков находятся в единой информационной системе (ЕИС). Чтобы проверить, пользуется ли ваш товар спросом, необходимо:
Регистрация в ЕРУЗ ЕИС
С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.
Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:
- Зайти на сайт ЕИС и указать в строке поиска закупок ключевое слово – наименование товара без окончания (расширит параметры поиска). Например, чтобы найти лекарственные препараты, напишите «лекарств».
- Отфильтровать результаты поиска в блоке «Все параметры». Например, выберите город поставки товара.
- Изучить количество тендеров и оценить подходящие вам варианты.
Есть платные сервисы, которые ищут закупки сразу на всех популярных у заказчиков площадках. В основном участникам предлагается бесплатный промопериод, в течение которого они смогут проанализировать все возможности сервиса и выбрать подходящие для себя инструменты.
Например, сервис Контур.Закупки может анализировать информацию с более чем 300 торговых площадок.
Этап 2. Проверка особых требований к поставщикам
По 44-ФЗ на закупки некоторых товаров, работ и услуг распространяются особые требования:
- Ограничения в рамках нацрежима (ч. 3 ст. 14 44-ФЗ).
Пример: вы не сможете продать госзаказчику импортный трактор, так как Постановление Правительства РФ от 30.04.2020 № 616 запрещает закупать подобные товары иностранного производства.
- Финансовое обеспечение либо наличие опыта. Все требования указаны в ч. 2 ст. 31 44-ФЗ.
Пример: в закупке услуг по организации детского отдыха заказчик требует трёхлетний опыт исполнения подобных контрактов (Постановление Правительства РФ от 04.02.2015 № 99). При этом стоимость 1-го ранее выполненного договора должна быть не менее 20% от цены нового тендера. Такое требование отсеивает новых исполнителей.
- Лицензии (п. 1 ч. 1 ст. 31 44-ФЗ).
Пример: без лицензии нельзя заключить контракт на оказание образовательных услуг (ФЗ от 04.05.2011 № 99-ФЗ). В предыдущей статье мы упоминали, как подтвердить специальную правоспособность.
Сведения об особых требованиях к поставщикам можно найти в ЕИС в общей информации о закупке. В тендерной документации требования описаны более подробно.
Рассмотрим пример требований заказчика:
Дополнительные требования к участникам закупки по ч. 2 ст. 31 Закона | Установлено по Постановлению Правительства РФ от 04.02.2015 № 99.
Наличие за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учётом правопреемства) 1 договора (контракта), заключённого в соответствии с ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» на оказание услуг по организации детского отдыха и их оздоровления. При этом стоимость 1 такого договора должна составлять не менее 20% от начальной (максимальной) цены контракта, на право заключить который проводится аукцион. |
С 01.01.2022 вместо документации предусмотрено извещение (ФЗ от 30.11.2011 № 360-ФЗ). Это не отменяет обязанности заказчика указывать требования к участнику закупки в извещении.
Этап 3. Анализ конкурентов
Чтобы определить, с какими ценами выигрывают поставщики аналогичных товаров, проанализируйте прошедшие закупки. Для поиска данных в ЕИС необходимо:
- найти по ключевому слову тендеры в ЕИС
- отфильтровать заказы по критерию «Этап закупки». Для этого в блоке «Все параметры» поставьте галочку рядом с критерием «Закупка завершена»
- нажать на номер заказа, открыть сведения о тендере
- на вкладке «Результаты определения поставщика» просмотрите цену, предложенную победителем
В ЕИС результаты выбора поставщика выглядят так:
Этап 4. Расчёт прибыли
Чтобы решить, участвовать в закупке или нет, определите, получите ли вы прибыль за конкретный заказ: нужно вычесть из цены товара, с которой обычно получают победу в аналогичных тендерах, все затраты на предстоящую сделку.
Затраты поставщика при работе с госзаказами:
- Покупка товара или его производство. Учтите: наличие аванса от заказчика – редкость.
- Оформление лицензии.
- Выплата обеспечения заявки, исполнения контракта и гарантийных обязательств. Обеспечение можно предоставить в виде банковской гарантии, за оформление которой также необходимо заплатить.
- Открытие специального счёта. В некоторых банках это можно сделать бесплатно либо на льготных условиях.
- Оформление электронной цифровой подписи.
- Доставка товара заказчику.
Если расчёт показал, что прибыль есть, можно переходить к следующему этапу.
Этап 5. Получение электронной подписи
По п. 3 ч. 1 ст. 4 44-ФЗ участнику для работы с госзаказом потребуется наличие усиленной квалифицированной электронной подписи (УКЭП). Получить её можно в налоговой и удостоверяющих центрах.
При выдаче УКЭП в налоговой необходимо заплатить только за флеш-носитель. Однако не каждая налоговая занимается выдачей подписей. К примеру, в Санкт-Петербурге заявки на получение электронной подписи принимает только МИФНС № 15.
При выдаче УКЭП в удостоверяющем центре стоимость зависит от конкретного центра. Главный плюс обращения в центры – оперативное оформление подписи.
Этап 6. Настройка рабочего места
После получения УКЭП необходимо:
- Установить программу для работы с цифровой подписью на компьютер, с которого планируете отправлять заявки на закупки.
- Установить на компьютер корневой сертификат и сертификат цифровой подписи.
- Настроить браузер для работы с ЕИС и электронными торговыми площадками (ЭТП). Для этого в «Свойствах обозревателя» нужно перейти на вкладку «Безопасность», там выбрать зону «Надежные узлы» и добавить новые узлы — сайты ЕИС и ЭТП.
При необходимости удостоверяющий центр, выдавший УКЭП, поможет разобраться со всеми настройками. Стоимость услуг зависит от центра. Некоторые центры готовы сделать это бесплатно.
Подробные требования к ПК можно найти на сайтах ЕИС и ЭТП.
Этап 7. Регистрация в единой системе идентификации
Для работы на торговой площадке требуется регистрация в:
- ЕСИА — это единая система идентификации, портал Госуслуг
- ЕИС — система закупок с информацией обо всех госзаказах.
Для регистрации в ЕСИА необходимо:
- Зайти на сайт Госуслуг и перейти на вкладку «Регистрация».
- Зарегистрировать руководителя на портале.
- Подтвердить учётную запись.
- Зарегистрировать на портале свою организацию.
- Прикрепить организацию к учётной записи руководителя.
Если поставщик – ИП, достаточно регистрации физлица.
Подробную инструкцию по регистрации пользователей можно найти на портале Госуслуг в разделе «Регистрация на Госуслугах». При необходимости можно обратиться в техподдержку сайта.
Этап 8. Регистрация в системе госзакупок
Процесс регистрации в единой информационной системе (ЕИС):
- Откройте сайт ЕИС.
- Зайдите в личный кабинет при помощи системы ЕСИА и электронной подписи руководителя.
- Добавьте новых пользователей и наделите их полномочиями для работы в ЕИС. Например, чтобы наделить правами администратора, поставьте галочку рядом с пунктом полномочия.
- Проверьте поступившие в ЕИС из ЕСИА данные об организации. Их система внесёт в Единый реестр участников закупок (ЕРУЗ).
Подробную инструкцию по регистрации пользователей можно найти на сайте ЕИС в разделе «Документы». При необходимости можно обратиться в техподдержку сайта.
Этап 9. Получение аккредитации на торговой площадке
После внесения сведений в ЕРУЗ организация автоматически получит аккредитацию на ЭТП не позднее следующего рабочего дня.
Этап 10. Открытие специального счёта
Специальный счёт для внесения обеспечения необходимо открыть заранее. Распоряжение Правительства РФ от 13.07.2018 № 1451-р утвердило список банков, осуществляющих открытие такого счёта.
Этап 11. Поиск подходящего заказа
Чтобы найти выгодный заказ, используйте поиск в ЕИС. При необходимости добавляйте фильтры на вкладке «Все параметры».
Также искать закупки можно с использованием платных сервисов. Важно, чтобы цена и функциональность поиска оптимально сочетались.
При выборе заказа проанализируйте:
- техническое задание
- требования к заявке и участнику закупки
- требования к обеспечению
- условия исполнения контракта (договора)
- сроки подачи заявок
Обратите внимание: после заключения госконтракта изменить условия можно только в исключительных случаях (ч. 1 ст. 95 44-ФЗ).
Этап 12. Подача заявки
Содержание и состав заявки зависят от способа размещения заказа и предмета закупки.
На основе правил, установленных Постановлением Правительства РФ от 05.11.2019 № 1401, заказчики указывают требования к заявке в тендерной документации.
Состав заявки на участие в аукционе и конкурсе
Заявка на участие в аукционе состоит из 2 частей:
- Первая часть содержит:
- Согласие на условия заказчика.
- Точные показатели товара. Если заказчик указал товарный знак (письмо ФАС России от 29.12.2014 № АК/54357/14), указывается только согласие на его поставку.
- Информация о стране происхождения товара и код ОКСМ страны (по Постановлению Правительства РФ от 05.11.2019 № 1401). ОКСМ — классификатор стран мира.
- Вторая часть содержит документы, подтверждающие:
- Соответствие участника требованиям заказчика.
- Право поставщика на участие в закупке. К примеру, если тендер проводится для субъектов малого предпринимательства, декларацию о принадлежности участника к СМП.
- Решение об одобрении крупной сделки.
- Для участия в закупке дополнительно готовится ценовое предложение.
Состав заявки на участие в запросе котировок
Такие заявки содержат:
- Информацию об участнике закупки.
- Ценовое предложение.
- Документы, подтверждающие право на участие в закупке.
Важно:
-
для заявки на строительные работы от участника достаточно согласия, если заказчик не запросил показатели материалов
-
если заказчик установил дополнительные требования, приложите к заявке документы, подтверждающие соответствие (это могут быть копии образования работников организации, список техники для выполнения работ)
-
если закупка подпадает под ограничение нацрежима по 44-ФЗ, необходимо предоставить документы о происхождении товара
-
для участия в закупках, проводимых для СМП и СОНКО, необходимо предоставить декларацию о принадлежности к данным категориям организаций
-
заказчики, работающие по 223-ФЗ, должны установить в положении о закупках требования к заявке. Чтобы избежать недоразумений, лучше заполнить форму заявки, предложенную заказчиком (пустой бланк прикладывается к тендерной документации)
Если у вас будут вопросы по закупочной документации, рекомендуем направить заказчику запрос для их разъяснения.
Этап 13. Участие в торгах
Участие в электронном аукционе предполагает подачу ценовых предложений во время торгов. В аукционах по 44-ФЗ шаг аукциона составляет 0,5% — 5% от начальной цены закупки (ч. 6 ст. 68 44-ФЗ), по 223-ФЗ возможен другой диапазон.
Так как площадка не позволит отозвать ставку, рекомендуем следовать своей стратегии, не снижаться ниже приемлемого для вас уровня цен.
Участвуя в электронном конкурсе и запросе котировок, поставщик указывает в заявке стоимость товара. Конкурс предусматривает «переторжку» — момент, когда участнику позволено изменить цену предложения.
Сроки проведения этапов закупки указываются заказчиком в извещении.
Если торги проходят в неудобное время, воспользуйтесь аукционными роботами, которые предлагают торговые площадки.
Этап 14. Заключение госконтракта
Сведения о товаре заказчик вносит в проект контракта на основании заявки поставщика. Условия сделки такие же, как и в тендерной документации. Если вы обнаружите ошибку, допущенную заказчиком при заполнении контракта, направьте ему протокол разногласий через торговую площадку.
Важно: необходимо внимательно отслеживать срок подписания контракта, указанный торговой площадкой. Если вы его нарушите, заказчик сочтёт это уклонением от исполнения контракта и внесёт вас в Реестр недобросовестных поставщиков (ч. 2 ст. 104 44-ФЗ).
Хотя кажется, что заполучить первый госзаказ довольно трудно, на самом деле это не так. Большую часть шагов вам потребуется пройти только один раз, а потом можно действовать по отработанной схеме. Пробуйте – и всё получится! Только помните: закон не прощает промахов, поэтому будьте внимательны на всех этапах госзакупки.
0 Comments