
Отличие госконтракта от договора
- On 18.05.2022
- 0 Comments
- Типовой контракт, Условия госконтрактов
Содержание
Чем отличается госконтракт от договора?
Госконтракт: особенности заключения
Что такое госконтракт
В ст. 3 ФЗ от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе» (далее – 44-ФЗ), регулирующем закупочную деятельность госзаказчиков, дано определение госконтракта. Это соглашение между поставщиком и федеральными, региональными или муниципальными органами власти.
По ст. 3 44-ФЗ госкорпорации и бюджетные учреждения заключают не госконтракты, а контракты.
Регистрация в ЕРУЗ ЕИС
С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.
Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:
При этом процедура выбора поставщика не влияет на то, госконтракт или контракт будет подписан при совершении сделки. Порядок заключения, содержание и форма обоих соглашений одинаковы. Различия лишь в цели:
- контракты заключают, чтобы удовлетворить потребности конкретного учреждения
- госконтракты – чтобы удовлетворить потребности государства
Как составить госконтракт
Проект госконтракта составляется на основе типовых форм – рекомендованных образцов и типовых условий контракта. Заказчики прикладывают проект госконтракта к извещению и публикуют в ЕИС (единой информационной системе) и на ЭТП (электронных торговых площадках).
Проект госконтракта не публикуют, если:
- процедура торгов закрытая и тендер содержит конфиденциальные сведения
- заказчик выбирает поставщика путём переговоров без проведения тендера (кроме закупок в электронных магазинах)
Типовые формы условий контракта утверждены приказами вышестоящих инстанций. По ч. 11 ст. 34 44-ФЗ, если закупка соответствует условиям такого приказа, использовать утверждённую форму обязательно.
Допустим, заказчик проводит тендер на пассажирские перевозки. Форму госконтракта нужно взять из приказа Минтранса от 29.12.2018 № 482, поскольку подписание госконтрактов на закупку транспортных услуг по другим формам запрещено законом.
Напомним, что с типовыми условиями контрактов можно ознакомиться на сайте ЕИС в разделе «Библиотека типовых контрактов».
Когда предмет закупки не подпадает под правила обязательных типовых форм, заказчики самостоятельно разрабатывают форму проекта госконтракта. Как правило, за основу берётся образец, рекомендованный вышестоящими инстанциями.
Ряд госкомпаний также использует типовые формы контрактов. Раньше Правительство РФ обязывало госкорпорации «Роскосмос» и «Росатом» при заключении контрактов по 44-ФЗ использовать типовые формы. Это положение было закреплено в постановлении Правительства РФ от 02.07.2014 № 606, но 01.01.2022 оно утратило силу, хотя приказы этих госкорпораций продолжают действовать. «Росатом» до сих пор использует в тендерах на закупку услуг по обращению с радиоактивными отходами типовую форму контракта.
Содержание госконтракта
В ст. 34 44-ФЗ изложены требования к содержанию госконтракта. Его заключают с учётом сведений, предоставленных в заявке участником закупки, и на условиях из извещения.
Госконтракт содержит положения о:
- неизменности цены на протяжении всего срока оказания услуги (в ст. 95 44-ФЗ указаны исключения)
- процедуре приёмки
- графике выполнения работ (если требуется более 3-х лет, а стоимость больше 100 млн руб.)
- обеспечительных обязательствах
- правилах и сроках оплаты
- порядке и сроках возврата обеспечения
- ответственности сторон
- порядке начисления пеней и штрафов с учётом правил, утверждённых постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 № 1042
- других особенностях, предусмотренных ст. 34 44-ФЗ.
Также заказчики вправе включить в госконтракт положения об одностороннем отказе от удержания неустойки из оплаты за поставленную продукцию.
Заказчики должны составлять проект госконтракта строго по правилам 44-ФЗ и не вправе изменять его содержание по личному усмотрению. Регламентированы и сроки оплаты поставщикам.
Сроки заключения госконтракта
44-ФЗ строго регламентирует порядок заключения госконтракта по результатам тендера или в закупке без проведения конкурса. По ч. 2 ст. 51 44-ФЗ заключение госконтракта по итогам электронных торгов происходит следующим образом:
- Заказчику даётся 2 рабочих дня для формирования в ЕИС проекта госконтракта.
- Поставщик обязан в течение 5 рабочих дней подписать госконтракт.
- Заказчик должен в течение 2-х рабочих дней подписать его со своей стороны.
Всего на подписание контракта уходит до 9 рабочих дней. Если один из участников выставит протокол разногласий, процесс подписания увеличится на 3 рабочих дня (ч. 5 ст. 51 44-ФЗ).
Ч. 6 ст. 50 44-ФЗ устанавливает сроки заключения в запросе котировок в электронной форме:
- Заказчику даётся 3 часа на подготовку проекта контракта.
- Поставщик обязан в течение 1 рабочего дня подписать контракт.
- Заказчик должен в течение 1 рабочего дня подписать его со своей стороны.
Нарушать сроки недопустимо. Если поставщик не подписал вовремя контракт и заказчик сочтёт его уклонившимся от заключения контракта, сведения о поставщике будут внесены в РНП (реестр недобросовестных поставщиков). На заказчика, нарушившего сроки, будет наложен штраф в размере 50 тыс. руб. (ст. 7.32 КоАП).
Изменение госконтракта
Условия изменения госконтракта нужно прописать непосредственно в соглашении. При этом они не должны противоречить закону. Если соглашение не содержит таких положений, изменить его нельзя. Тогда заказчику и поставщику придётся подписать отдельное соглашение о внесении в госконтракт изменений.
По ст. 95 44-ФЗ изменить условия госконтракта можно при определённых условиях, в частности, если:
- сократился госбюджет
- изменились действующие тарифы
- увеличилось или уменьшилось количество товара (не более чем на 10%)
- изменились сроки одного из этапов выполнения работ
- предметом соглашения являются обслуживание зданий, коммунальные услуги, услуги по лечению граждан за рубежом или юридические услуги по представительству за пределами РФ
44-ФЗ позволяет изменить:
- долгосрочные госконтракты
- контракты жизненного цикла
- соглашения на проведение НИР (научно-исследовательских работ) и строительных работ
Сделать это возможно при условиях, указанных в ст. 95 44-ФЗ.
Изменить цену НИР или длительность исполнения контракта можно не более чем на 30%. Обязательные условия:
- решение властей
- письменное обоснование, по каким причинам исполнить контракт без изменений невозможно
- доказательства, подтверждающие, что такие причины не зависят от поставщика или заказчика
Что делать, если стройматериалы подорожали? По Постановлению Правительства РФ от 09.08.2021 № 1315 в госконтракт можно внести правки по п. 8 ч. 1 ст. 95 и ч. 70 ст. 112 44-ФЗ, если заказчик включён в перечень и параметры правок соответствуют необходимым условиям.
8 марта этого года в ст. 112 44-ФЗ появилась ч. 65.1: госконтракт можно изменить по причинам, не зависящим от сторон сделки. Допустим, условия контракта невозможно выполнить на прежних условиях из-за внешних санкций. Основанием для внесения изменений будет решение государственных органов.
Что касается форс-мажора, то поставщик по госконтракту будет освобождён от уплаты неустойки. Однако по ч. 9 ст. 34 44-ФЗ условия соглашения не изменятся, если причины форс-мажора не соответствуют основаниям из ст. 95 или ч. 65.1 ст. 112 44-ФЗ. Возникновение форс-мажора поможет подтвердить Торгово-промышленная палата.
Договор: особенности заключения
Что такое договор
В тендерах компаний с госучастием, которые регламентирует ФЗ от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ и услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – 223-ФЗ), принято использовать термин «договор». Закон не даёт определения договору, но применяет этот термин ко всем соглашениям, заключённым по 223-ФЗ.
В ст. 420 ГК РФ говорится о том, что договор – это соглашение между участниками сделки, в котором закреплены их права и обязанности.
Договоры заключают, чтобы обеспечить нужды компаний, а не государства.
Как составить договор
Госкомпании, заключающие договоры по 223-ФЗ, самостоятельно разрабатывают их формы и включают в распорядительные документы. Некоторые госкомпании прописывают обязанность применения этих форм в положении о закупках. Также они ежегодно обновляют типовые формы и утверждают новые.
Содержание договора
Как правило, договор содержит основные положения, регламентирующие права и обязанности сторон:
- предмет договора
- сумма договора
- ответственность сторон
- порядок исполнения обязательств
- порядок разрешения споров
Ряд госкомпаний включает в договор дополнительные разделы. Так, в договорах «Росатома» имеются разделы:
- общие сведения
- определения и термины
- прекращение договора ранее намеченного срока
- конфиденциальность
- прочие условия
Максимальный срок оплаты для субъектов МСП в закупках по 223-ФЗ сократили до 7 рабочих дней. По Постановлению Правительства РФ от 21.03.2022 № 417 это условие должно быть прописано в договоре.
Также уже готовится к опубликованию законопроект, сокращающий сроки оплаты по договорам и в закупках на общих основаниях.
Изменение договора
По ст. 450 ГК РФ и 223-ФЗ госкомпании вправе после проведения торгов вносить изменения в проект договора. По ч. 5 ст. 4 223-ФЗ на этапе заключения или исполнения договора стороны могут изменить:
- количество товара
- срок поставки
- цену товара
Однако эту возможность нужно прописать в договоре. Она не должна противоречить положению о закупках.
Заключение договора
Основные положения, регламентирующие порядок заключения договора, прописаны в 223-ФЗ. По ч. 15 ст. 3.2 срок подписания договора по результатам тендера должен быть от 10 до 20 дней после публикации итогового протокола в ЕИС.
Сроки обмена заказчика с участником документами, а также заключения договора с единственным поставщиком госкомпания определяет самостоятельно. Эти сведения она включает в положение о закупке.
По ст. 5 223-ФЗ поставщики, нарушившие условия соглашения или уклонившиеся от подписания договора, по решению суда вносятся в РНП. Заказчиков за нарушение сроков по КоАП не штрафуют.
Отличия госконтракта и договора
Для удобства мы подготовили сравнительную таблицу с основными отличиями.
Госконтракт | Договор | |
нормативная база | 44-ФЗ | 223-ФЗ |
форма соглашения |
|
|
порядок заключения | строгая регламентация 44-ФЗ |
|
изменение существенных условий | возможно по основаниям, предусмотренным ст. 95 и ч. 65.1 ст. 112 44-ФЗ | возможно на основании соглашения сторон – ст. 450 ГК РФ и ч. 5 ст. 4 223-ФЗ |
ответственность за нарушение сроков подписания |
|
|
порядок начисления неустойки | устанавливает Правительство РФ | устанавливает сам заказчик, прописывает в договоре и положении о закупке |
Напомним, что при осуществлении предпринимательской деятельности термины «контракт» и «договор» используют как синонимы. Однако в закупках они строго разделяются – в каждом законе свой термин:
Поскольку законодательная база разная, содержание соглашения, его форма и порядок заключения существенно отличаются:
0 Comments