
Электронное актирование в закупках
- On 25.05.2022
- 0 Comments
- Процедура закупки, Электронное актирование
Содержание
С 2022 года участникам электронных закупок необходимо закрывать контракты через единую информационную систему (ЕИС). У поставщиков возникает много вопросов. Рассмотрим порядок электронного актирования и разберём нюансы цифровизации закупок.
Понятие электронного актирования
Электронное актирование (ЭА) – обмен на этапе исполнения контракта электронными документами между поставщиками и госзаказчиками.
Если раньше в день поставки товаров, работ, услуг (ТРУ) передавали бумажные документы, то с января 2022 года процесс приёмки стал электронным.
Регистрация в ЕРУЗ ЕИС
С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.
Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:
Теперь при поставке ТРУ поставщик формирует в ЕИС первичный документ о приёмке, а заказчик проверяет товар, подтверждает приёмку и оплачивает контракт.
На практике, чтобы подтвердить приёму, нужно оформить закрывающие документы: электронный акт и счёт-фактуру.
Сфера применения электронной приёмки
С 2022 года все участники, заключившие контракты по результатам электронных процедур, в том числе закрытых, обязаны применять ЭА.
Исключение:
- закрытые закупки силовых структур, перечень которых устанавливается Правительством РФ (п. 5 ч. 11 ст. 24 ФЗ от 05.04.2013 № 44-ФЗ (далее – «Закон № 44-ФЗ»)
- закупки малого объёма — подробнее об этом можно посмотреть в статье «Как работать на портале ЕАИСТ 2.0»
Согласно п. 1 ч. 13 ст. 34 Закона № 44-ФЗ, заказчик обязан указать в проекте контракта, что применяется электронный порядок приёмки. Поставщик при этом не может отказаться от данного способа обмена документами.
Заказчики вправе применять ЭА в закупках, которые были опубликованы в ЕИС до 1 января 2022 года. Данное право распространяется и на контракты с единственным поставщиком, сведения о которых включаются в реестр контрактов, и на закрытые закупки в сфере гособороны по п. 5 ч. 11 ст. 24 Закона № 44-ФЗ (распоряжение Правительства РФ от 30 октября 2021 г. № 3095).
Обязательное применение с января 2022 года | Право на применение | Не применяется |
Во всех электронных закупках, за исключением контрактов, заключенных по п. 5 ч. 11 ст. 24 Закона № 44-ФЗ |
|
В закупках малого объёма |
Этапы электронного актирования
Подготовка к приёмке
Доступ к ЭА в ЕИС можно открыть только на этапе исполнения контракта — это задача заказчика. После того как доступ открыт, поставщик может формировать документы о приёмке. Как правило, на практике это происходит параллельно с доставкой.
Перед оформлением документов необходимо проверить настройки доступа. В разделе «Администрирование» должны быть активированы права на просмотр договоров, создание документов о приёмке и доверенности на подписание актов (при необходимости).
Заполнение документа о приёмке
В роликах ЕИС можно найти подробные инструкции по ЭА.
Рассмотрим основные этапы.
- Поиск документа
В личном кабинете ЕИС в разделе «Исполнение контрактов» найдите нужный контракт. В карточке контракта выберите документ о приёмке (электронный акт). Можно загрузить документы из внешних систем (формат xml).
- Заполнение документа
Документ будет уже частично заполнен. Нужно добавить недостающие данные о компании, ТРУ и факте их передачи.
Документ о приёмке ТРУ содержит:
- идентификационный код закупки (ИКЗ)
- наименование и местонахождение заказчика
- наименование объекта закупки
- реквизиты поставщика
- наименование ТРУ, адрес их поставки
- страну происхождения товара
- количество поставленного товара, объём выполненных работ, оказанных услуг
- общую стоимость выполненных обязательств, цену за единицу товара
- другую информацию, не противоречащую единой форме
К электронному акту допускается приложить документы, являющиеся его неотъемлемой частью. Однако, если в таких документах информация отличается от сведений, указанных в акте, приоритет имеет электронный акт.
- Подписание и отправление документа
Акт подписывается квалифицированной электронной подписью (КЭП). В течение часа система автоматически отправит его заказчику. Документ считается поступившим заказчику на дату размещения его в ЕИС с учётом часовой зоны заказчика.
Получение ответа от заказчика
Заказчик обязан проверить поставленные ТРУ и направить ответ в сроки, указанные в контракте, но не позднее 20 рабочих дней, следующих за днём поступления документа о приёмке.
Варианты действий заказчика:
- Полная приёмка ТРУ и подписание акта в ЕИС. Срок оплаты по контракту отсчитывается с даты подписания акта.
- Частичная приёмка ТРУ. Поставщику необходимо сформировать на принятую часть заказа корректировочный документ, подписать его и отправить заказчику (действия те же, что и при направлении документа о приёмке). Корректировочный документ понадобится, если стороны заключили доп. соглашение об изменении ранее установленной цены и в реестре контрактов есть информация о соглашении.
- Направление мотивированного отказа от приёмки с указанием в документе причин. После этого поставщик может исправить замечания и сформировать новый документ о приёмке. Если действия заказчика неправомерны, их можно обжаловать.
Особенности ЭА
Процедура актирования появилась не так давно. Пока не всё её нюансы урегулированы. С разъяснениями неоднозначных моментов выступили различные ведомства.
Выделим основные из них.
- Единые правила оформления документов
Письмо Минфина РФ от 11 января 2022 г. № 24-03-05/396: необходимо оформлять первичные учетные документы и счета-фактуры по единым правилам. Стоимостные показатели округляются до 2-го десятичного знака после запятой.
- Подписание нескольких актов на одном этапе
Письмо Федерального казначейства от 08 февраля 2022 г. № 14-00-05/2543: в отдельных случаях допускается формировать и подписывать несколько актов о приёмке на одном этапе исполнения контракта.
Например, при закупках по заявкам заказчика или в закупках, в которых невозможно определить количество или объём поставляемых ТРУ (ч. 24 ст. 22 Закона № 44-ФЗ). Техническая возможность для этого есть.
- Облегчение актирования и формы актов в отдельных сферах деятельности
Зачастую в строительстве принимается большое количество разнообразных работ и конструктивных элементов — количество позиций может доходить до тысячи. Вручную заполнить такую электронную форму будет очень долго и неудобно.
Согласно письму Федерального казначейства от 13 сентября 2021 г. № 07-04-05/14-21918, в ЕИС разместили сервис по взаимодействию с внешними бухгалтерскими и сметными системами для облегчения процесса ЭА в строительной сфере. Сервис обрабатывает сметы из других программ, после чего переводит их в ЕИС для дальнейшего подписания, а после отправляет их заказчику. В ЕИС можно найти форматы, схемы, порядок функционирования сервиса и его технические особенности.
Минтранс и Минстрой рекомендовали формы актов для работ:
- по строительству автодорог (письмо Минтранса РФ № от 27 декабря 2021 г. № Д2/32814-ИС)
- объектов капитального строительства (письмо Минстроя РФ от 30 декабря 2021 г. № 58202-СМ/09).
Преимущества и недостатки электронного актирования
Преимущества ЭА | Недостатки ЭА |
|
|
Только практика сможет показать, действительно ли электронная приёмка упростила взаимодействие заказчиков и поставщиков. Процедура ещё будет совершенствоваться.
0 Comments