Борьба с коррупцией в закупках: ответственность технических специалистов
- On 18.01.2024
- 0 Comments
- Госзакупки, Мошенничество, Нарушения в закупках
В 2018 году в Уголовный кодекс РФ добавили 2 новые статьи, направленные на борьбу с коррупцией и злоупотреблениями в сфере государственных закупок: статьи 200.4 и 200.5. В новых статьях специально выделили ответственность для отдельной категории лиц, которые раньше не фигурировали в уголовном законе, для так называемого технического звена. В эту категорию входят:
- работники контрактной службы
- члены комиссии по осуществлению закупок
- лица, занимающиеся приёмкой поставленных товаров, выполненных работ и оказанных услуг
Данные лица не выполняют управленческие функции в структуре госзаказчика и не являются должностными лицами. Их полномочия, скорее, технического характера, нежели административного. Тем не менее их действия, осуществляемые в соответствии с предоставленными полномочиями, могут причинить значительный ущерб государственному бюджету.
Одним из наиболее распространенных примеров подобных действий является приёмка товара, работы или услуги ненадлежащего качества за вознаграждение со стороны поставщика, подрядчика или исполнителя либо по причине иной личной заинтересованности (к примеру, для продвижения по службе). В результате такой ненадлежащей приёмки недобросовестный поставщик, подрядчик или исполнитель может необоснованно получить бюджетное финансирование.
Ст. 200.4 УК РФ предусматривает ответственность за нарушения законодательства РФ в области госзакупок, совершённые из корыстной заинтересованности и приведшие к крупному ущербу. То есть наказание предусмотрено для сотрудников государственного заказчика, совершивших описанные выше действия.
Регистрация в ЕРУЗ ЕИС
С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.
Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:
Ст. 200.5 УК РФ устанавливает наказание за подкуп сотрудников заказчика, описанных выше. При этом ответственность предусмотрена как для лица, предлагающего взятку, так и для того, кто её принимает.
С какой целью были введены новые статьи УК РФ
Представленные выше «новые» статьи повторяют уже существующие составы статей УК РФ, касающиеся злоупотребления, превышения должностных полномочий, дачи и получения взяток. Возникает логичный вопрос, зачем они были введены и какие задачи они решают.
Согласно пояснительной записке к законопроекту, их введение обусловлено тем, что ранее сотрудники заказчика, не обладающие управленческими функциями, но способные совершать коррупционные правонарушения своими техническими действиями, не попадали под действие уголовного закона. Иными словами, по формальным основаниям их практически невозможно было привлечь к уголовной ответственности.
Логика законодателя заключается в том, что действия, описанные в общих ст. 285, 286, 290, 291 УК РФ о злоупотреблении, превышении должностных полномочий, даче и получении взяток, должны распространяться на широкий круг должностных лиц. В то же время специальные нормы ст. 200.4 и 200.5 УК РФ должны применяться только к специальным субъектам, которые имеют описанные выше признаки. Далее разбираемся, удалось ли воплотить в жизнь это намерение.
Применение на практике новых статей УК РФ
Для разъяснения этого вопроса целесообразно обратить внимание на сведения Судебного департамента при Верховном Суде РФ, который отслеживает статистику по уголовным делам, поступающим в судебные органы.
За 2022 год суды не рассмотрели ни одного дела по ст. 200.4 (злоупотребления), при этом поступило 4 дела по ст. 200.5 (подкуп). В результате одного человека приговорили к штрафу, одного – к реальному лишению свободы, и одного – к условному лишению свободы. Чтобы понять, насколько это малые цифры, следует отметить, что всего за 2022 год осудили 578 000 человек.
В чем причина такой низкой статистики? По нашему мнению, которое разделяет мнение многих представителей юридической профессии, статистика по «новым» ст. 200.4 и 200.5 УК РФ сильно уступает статистике общих составов, связанных со взяточничеством, злоупотреблением и превышением должностных полномочий.
На практике следователи или следственные группы проводят расследование широкого спектра взаимоотношений в сфере государственных закупок, которые охватывают деятельность не только «технических» сотрудников заказчика, упомянутых в ст. 200.4 и 200.5 УК РФ, но также включают в себя руководство заказчиков (руководителей службы заказчика, муниципалитетов и органов власти субъектов) и руководство поставщиков (подрядчиков, исполнителей), участвующих в госзакупках.
В простейшей схеме отката поставщик (подрядчик, исполнитель) договаривается о победе в тендере и о приёмке товаров, работ или услуг с руководством заказчика за вознаграждение. Этот руководитель затем поручает техническим специалистам службы заказчика правильно оформить отношения. Хотя схема крайне простая, она является наиболее распространённой. В рамках такой системы технические специалисты, упомянутые в ст. 200.4 и 200.5 УК РФ, могут участвовать в других преступлениях или вообще не являться субъектами преступления. Это обстоятельство и объясняет низкую статистику реализованных составов в суде.
Однако даже при низкой статистике описываемые нормы остаются в силе. Фактически большинство дел раскрывается благодаря показаниям участников событий, при которых были совершены преступления. Технические сотрудники соглашаются давать показания против своих руководителей и поставщиков (подрядчиков, исполнителей), когда сами имеют угрозу быть привлечёнными по отдельной статье, специально предусмотренной для них. Таким образом, на практике новые статьи служат скорее в качестве инструмента давления, чем для реализации наказания.
Однако в 2023 году нашим консультантам довелось защищать интересы клиента, подвергнутого обвинению по ст. 200.4 УК РФ, и удалось добиться его оправдания в суде. Его обвиняли в том, что он из карьерных побуждений для собственного служебного продвижения и продвижения по службе своей матери принял у подрядчика работы по госзаказу, которые были выполнены ненадлежащим образом. В данном случае дело по ст. 200.4 УК РФ было возбуждено по заявлению руководства заказчика, которое утверждало, что ущерб был причинён именно в результате действий технического сотрудника, а не руководства.
Таким образом, системный анализ позволяет понять, для чего были введены новые нормы и как их фактически применяют в реальных расследованиях коррупционных преступлений в сфере госзакупок.
0 Comments