
Основные нарушения заказчиков в дорогих закупках из практики ФАС
- On 08.10.2021
- 0 Comments
- 44-ФЗ, Жалоба в ФАС, Нарушения в закупках, Практика ФАС, Требования в закупках
Содержание
Летом 2021-го в региональные отделения ФАС России поступило большое число жалоб. Их анализ выявил интересный факт: одна из самых распространённых тем обращений – неверная работа с доптребованиями к участникам закупок. При этом ошибки допускают и заказчики, и поставщики. Право вводить дополнительные требования к участникам закупок передано Правительству РФ (ст. 31 44-ФЗ). Эти требования закреплены Правительством РФ в постановлении от 04.02.2015 № 99 «Об установлении дополнительных требований к участникам закупок» (далее – постановление № 99), которое применяется в дорогих, ответственных и высокотехнологичных закупках.
Читайте также Как правильно составить и подать жалобу по 44-ФЗ
Например, при крупных поставках продуктов в школы и детские сады, строительстве дорог и сооружений участники должны иметь опыт работы с подобными госконтрактами, подходящую технику и квалифицированных сотрудников.
Постановление № 99 несколько раз менялось. На данный момент выпущено 6 редакций. Так как каждая новая трактовка дополнительных требований становится всё сложнее для понимания, число нарушений растёт. Рассмотрим подробнее конкретные примеры дел и «слабые места» постановления, которые приводят к жалобам. Так как ошибки заказчиков схожи, их можно разбить на три типа.
Регистрация в ЕРУЗ ЕИС
С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.
Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:
Заказчики не указывают дополнительные требования в закупках
Заказчики не указывают требования в закупках либо намеренно, либо из-за того, что не знают о них, тем самым продвигая интересы организаций, которые не соответствуют критериям постановления № 99.
Читайте также Закупку по 223-ФЗ аннулировали из-за краткого ТЗ
К примеру, чтобы участвовать в закупке на строительство капитальных объектов с начальной ценой от 10 млн руб., участник должен иметь как минимум один завершённый госконтракт в сумме не менее 50% от стоимости данной закупки, а также предоставить копию документа о приёмке здания и разрешение на ввод его в эксплуатацию.
Хотя постановление № 99 разработано, чтобы сложными объектами занимались надёжные компании с опытом подобных работ, подать заявку на участие в закупке может любая организация – даже недавно зарегистрированная. А последствия подобных ошибок велики:
- в закупках принимают участие непроверенные компании без требуемых квалификации и опыта;
- конкуренция растёт, участники демпингуют цены, из-за чего качество работ в итоге ухудшается.
Пример: Решение Управления ФАС по Приморскому краю от 17.08.2021 № 025/06/64-1003/2021
Организация пожаловалась на районную Администрацию в Приморском крае, объявившую начальную цену закупки № 0320300012221000048 (ремонт участка автодороги «Верхний Перевал — Ясеневый») немного более 10 млн рублей.
Заказчик не потребовал от потенциальных исполнителей подтверждения опыта. Но п. 2.3 Приложения № 1 Постановления № 99 требует от участника закупки на ремонт федеральных автодорог стоимостью свыше 10 млн рублей наличие опыта успешно выполненного контракта стоимостью не менее 20 % НМЦ от текущей закупки.
Комиссия УФАС Приморского края провела внеплановую проверку и согласилась, что для данной закупки участники должны соответствовать требованиям постановления № 99. Заказчика оштрафовали, а аукцион вернули на стадию подачи заявок.
Аналогичные ситуации:
- по благоустройству посёлка Ордынское с применением автотранспорта и спецтехники по аукциону № 0151300021921000003 (Новосибирская область);по благоустройству мест накопления твёрдых коммунальных отходов по аукциону № 0320300028121000037 (Приморский край).
Заказчики устанавливают завышенные требования
Нарушения этого типа противоположны первому. Заказчик неправильно формулирует предмет закупки и устанавливает завышенные требования к исполнителю. К примеру, путает «текущий» и «капитальный» ремонт, не замечает, что закупочная цена ниже установленной постановлением № 99, либо руководствуется устаревшей редакцией закона.
Читайте также Как поступать, когда заказчик отсеивает поставщиков
Пример: Решение Управления ФАС по Свердловской области от 15.06.2021 № 066/06/31-2147/2021
Дом культуры проводил закупку № 0362300203521000001 на капремонт Абрамовского сельского Дома культуры. Начальная цена закупки составляла 1,2 млн руб. Один из участников подал жалобу в УФАС по Свердловской области, так как заказчик требовал наличие опыта выполнения подобных работ от участников. Но, так как стоимость контракта ниже 5 млн руб., постановление № 99 применять не нужно.
Антимонопольная служба потребовала провести новую закупку, исключив дополнительные требования.
Заказчики устанавливают неверные требования
Порой на объект закупки действительно распространяется постановление № 99, но заказчики выставляют неверные условия, предъявляя к участникам завышенные требования.
Подобные нарушения объясняются субъективным фактором: заказчики путают схожие по описанию пункты приложения.
Читайте также Ошибки заказчиков в применении запретов на допуск товаров
Чтобы не допустить ошибку, нужно разбираться в специфике предмета закупки:
- в строительстве – отличать капитальное строение от некапитального, линейный объект от нелинейного;
- в транспортных услугах – разбираться в процессе оказания подобных услуг;
- при закупках объектов культурного наследия – быть внимательным и знать нюансы конкретного объекта.
Чтобы верно определить, какая из норм постановления № 99 должна применяться, нужно иметь полную информацию обо всех необходимых работах либо услугах.
Пример: Решение Управления ФАС по Республике Татарстан от 13.08.2021 № 016/06/31-1456/2021
В Республике Татарстан объявили аукцион № 1011200001921000013 на проведение строительно-монтажных работ в хозяйственном корпусе, включая установку оборудования. Начальная цена закупки – почти 14 млн руб. Заказчик установил дополнительное требование по п. 2.2 постановления № 99, относящееся к линейным объектам. От участника закупки поступила жалоба, так как хозяйственный корпус не является линейным объектом и дополнительное требование нужно было выставить по п. 2.4. Требования к опыту и квалификации по этим пунктам значительно отличаются.
Из-за ошибки число заявок снизилось и конкуренция была ограничена. После жалобы к участникам закупки установили корректные требования.
К тому же типу нарушений относятся случаи, когда заказчики путаются в процессе подтверждения квалификации. Это происходит, так как в постановлении № 99 содержится 2 Приложения, которые по-разному применяются:
- Приложение №1. Предварительную квалификацию по работам или услугам проводит оператор федеральной электронной площадки. Участники заранее отправляют на торговую площадку необходимые документы, которые в заявку не включаются.
- Приложение №2. По работам или услугам заказчик самостоятельно проверяет соответствие участников необходимым требованиям. Для этого участники включают в заявку все необходимые справки, подтверждающие наличие опыта, контракты, акты и т.д.
Если заказчик перепутает Приложения, он рискует необоснованно отклонить подходящих поставщиков либо допустить к закупке не тех.
Пример: Решение Управления ФАС по г. Москва от 15.07.2021 №077/06/106-12106/2021
Проводился аукцион № 0373100100521000012 на «Оказание услуг по организации культурно-массовых и спортивно-оздоровительных программ для студентов МГХПА им. С. Г. Строганова». В июле Московское УФАС получило жалобу на Московскую художественно-промышленную академию им. С.Г. Строганова.
Данные услуги относятся к Приложению № 1, и поэтому подтверждать наличие необходимого опыта у потенциального поставщика нужно не в заявке, а через оператора электронной торговой площадки. Академия же потребовала от участников закупки приложить все документы в составе первой части заявки. Подобное требование, помимо нарушения ст. 31 Закона 44-ФЗ, нарушает и правило анонимности заявок.
Антимонопольная служба приняла все доводы заявителя. Заказчику нужно было корректно применить постановление № 99, а также привести документацию в соответствие с Законом 44-ФЗ.
Рекомендации участникам закупок, которые работают с постановлением № 99
- Обязательно проверять правомерно ли заказчик включил дополнительные требования в закупке.
- Ознакомиться с актуальной редакцией нормативного акта.
- При выборе закупки сверяйте с постановлением № 99 осуществляемый вами вид деятельности и выбранный заказчиком пункт. От этого будет зависеть, нужно ли претендовать на данный заказ и как подтверждать свою квалификацию: через торговую площадку или при оформлении заявки.
- Чтобы быть более убедительными в запросах на разъяснения и жалобах, приводите ссылки на решения ФАС из аналогичных дел.
0 Comments