
План-график закупок по 44-ФЗ
- On 18.10.2021
- 0 Comments
- 44-ФЗ, ЕИС, План-график
Содержание
- Изменения в правилах планирования закупок
- Обоснование закупок
- Как проверяется обоснованность закупки
- Изменённый план-график
- Процесс формирования плана-графика и его форма
- Кто обязан формировать план-график
- Срок размещения плана-графика на 2021 год
- Процесс проверки плана-графика
- Правила внесения изменений в план-график
- Приказ об изменении. Срок внесения корректировок в план-график
- Нарушения, связанные с изменениями плана-графика, и ответственность за них
Рассмотрим основные изменения, которые нужно учитывать заказчику в ближайшие годы при работе с планом-графиком.
Изменения в правилах планирования закупок
Планирование – основной принцип контрактной системы. Осуществляться может только та государственная закупка, которая запланирована и отражена в плане-графике. Заказчик может разместить в ЕИС извещение и закупочную документацию только по проработанным и отражённым в плане-графике позициям. Исключение – закупки, направленные на ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций.
Ключевые изменения в 2021-ом:
Регистрация в ЕРУЗ ЕИС
С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.
Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:
- Изменён подход к обоснованию закупок.
- Исключена ст. 17 «Планы закупок».
- Проработан важный элемент планирования – «общественное обсуждение».
- Продолжает действовать принцип нормирования, который оказывает серьёзное влияние на планирование.
Работа по планированию закупок на ближайшие годы осуществляется следующим образом:
- заказчик составляет, размещает в системе и использует один документ для планирования — план-график;
- планы закупок формировать не нужно.
Ч. 1 ст. 16 Закона № 44-ФЗ сменила подход к обоснованию закупок. Ранее в плане закупок обосновать закупку было довольно сложно, особенно если её осуществляли, чтобы покрыть повседневную потребность.
Обоснование закупок
Обоснованной считается та закупка, которая соответствует:
- правилам по нормированию закупок, основанных на затратах, которые заказчик может себе позволить, и на качественных параметрах закупки;
- правилам по формированию НМЦК, стоимости контракта с единственным поставщиком, начальной суммы цен за единицу товара, работы, услуги – это жёсткие положения контрактной системы.
Теперь, чтобы обосновать закупку, не нужно составлять специальные документы (ч. 1 ст. 18 Закона № 44-ФЗ).
Читайте также Изменение цены контракта по 44-ФЗ
Для законодателей на первое место вышла именно экономическая составляющая закупки: обоснованной будет считаться та закупка, по которой сформирована НМЦК.
Как проверяется обоснованность закупки
Обоснованность закупок проверяют контрольные органы: ФАС, Счётная палата, контрольные финансовые органы различного уровня и другие. Оценку проводят при аудите и контроле в сфере закупок по Закону № 44-ФЗ. Сначала проверяют обоснованность по экономическим нагрузкам, которые несёт и перекладывает на бюджет заказчик.
Читайте также 5 вопросов по закупкам ФАС, Минфину и другим госорганам
В результате аудиторской проверки закупку могут признать необоснованной. Тогда контрольные органы предпишут устранить нарушения и дадут рекомендации. Закупку можно будет отразить в плане-графике после внесения необходимых исправлений.
Для должностных лиц заказчика предусматривается административная ответственность за нарушение порядка.
Обратите внимание. Письмо Минфина России от 24.12.2019 № 24-03-07/100889 устанавливает: если у заказчика нет средств, которые ему выделяет бюджет, закупку нельзя запланировать и тем более провести. Контролирующие органы следят за этим. Заказчики должны обосновывать любую закупку на уже имеющиеся у них средства.
Изменённый план-график
С 2020-го каждый заказчик формирует и размещает в ЕИС (См. также: «Регистрация в ЕРУЗ ЕИС«) единственный документ планирования – план-график.
По плану-графику законодательством утверждены:
- новые правила формирования, утверждения, изменения и размещения;
- особенности включения информации;
- требования к форме.
Все предписания содержатся в ст. 21 Закона № 44-ФЗ (Постановление Правительства РФ от 30.09.2019 № 1279 «Об установлении порядка формирования, утверждения планов-графиков закупок, внесения изменений в такие планы-графики, размещения планов-графиков закупок в ЕИС, особенностей включения информации в такие планы-графики и требований к форме планов-графиков закупок» – далее: Постановление № 1279).
Обратите внимание. Ст. 21 Закона № 44-ФЗ всё ещё действует. Она более подробно раскрывает позиции, указанные в Постановлении № 1279.
Процесс формирования плана-графика и его форма
План-график формируется только в виде электронного документа, который утверждён Приложением к Постановлению № 1279.
Исключение: случаи, предусмотренные п. 25 Положения.
План-график утверждается усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного лица от имени заказчика (руководителя). Когда контроль успешно пройден, план-график автоматически размещается в ЕИС.
План-график формируется следующим образом:
- через систему «Электронный бюджет»: заказчики, которые действуют от имени РФ, федеральные бюджетные учреждения и иные организации-заказчики, у которых есть соответствующие полномочия (на основании попд. «а–д» п. 2 Порядка, утв. Постановлением № 1279);
- непосредственно в ЕИС или через региональные и муниципальные информационные системы: остальные заказчики (п. 3, 19, 20 Порядка, утв. Постановлением № 1279).
Форма плана-графика для всех заказчиков едина.
Чтобы сформировать план-график нужно (п. 6 Постановления № 1279):
- изменить утверждённые ранее показатели плана-графика на очередной финансовый год и первый год планового периода;
- дополнить план-график показателями по второму плановому году.
План-график включает:
- Идентификационный код закупки, который раскрывает много сведений – год размещения извещения, номер закупки в пределах одного года, код объекта закупки по ОКПД2, код вида расходов.
- Наименование объекта закупки.
- Код объекта закупки по ОКПД2 и наименование этого кода. При необходимости можно указать несколько кодов ОКПД2 (подп. «б» п. 16 Порядка, утв. Постановлением № 1279).
- Детализированный по каждому коду бюджетной классификации (КБК) общий объём финансового обеспечения закупок текущего финансового года, планового периода и последующих лет. Однако в план-график не включается объём финансового обеспечения по каждому КБК (КВР). При этом детализировать информацию необходимо по каждому КБК. Это важное условие для прохождения проверки, которая сейчас проходит через ЕИС.
- Сроки (периодичность) проведения закупок — год, в котором планируется осуществить закупку / разместить извещение / направить приглашения / принять участие.
- Информацию об общественном обсуждении – это обязательный этап закупок, если они с точки зрения вложений из бюджета серьёзные, поэтому необходимо указать «да» либо «нет».
- Наименование уполномоченного органа (учреждения) при централизованной закупке.
- Наименование организатора закупки при совместной закупке.
Действующий план-график сократили. Он включает значительно меньший объём информации, оформляется на срок действия закона либо муниципального акта о бюджете (ч. 5 ст. 16 Закона № 44-ФЗ; п. 4 Порядка, утв. Постановлением № 1279).
Кто обязан формировать план-график
По п. 2 Порядка, утв. Постановлением № 1279, план-график обязаны формировать:
- Государственные и муниципальные заказчики, которые действуют от имени РФ, субъекта, МО.
- Бюджетные организации.
- Унитарные предприятия.
- Автономные учреждения — при закупках, которые проводятся за счёт средств соответствующего бюджета РФ, выделенных на осуществление капитальных вложений (например, субсидии) в объекты государственной или муниципальной собственности.
- Бюджетные, автономные учреждения, унитарные предприятия и иные юрлица, которым передал свои полномочия государственный либо муниципальный заказчик в порядке, установленном БК РФ. Тогда план-график формируется от лица данного заказчика.
Закупки, которые по п. 18 Порядка, утв. Постановлением № 1279, требуется вносить в план-график в упрощённом порядке, включаются отдельными строками в размере годового объёма финансового обеспечения по каждому из оснований (подп. «г» п. 18 Порядка, утв. Постановлением № 1279). К таким закупкам относятся:
- закупки у единственного поставщика на основании отдельных позиций ст. 93 Закона № 44-ФЗ;
- запрос предложений для закупки лекарств по решению врачебной комиссии.
Также в план-графике отражаются отдельными строками следующие виды закупок:
- многолотовая закупка – каждый лот необходимо включать в план-график отдельной строкой (ст. 84, 111, 111.1 Закона № 44-ФЗ);
- закупка работ по строительству, реконструкции объекта капстроительства – по каждому объекту также необходимо формировать отдельную закупку (ч. 6 ст. 24, ч. 44 ст. 112 Закона № 44-ФЗ).
Срок размещения плана-графика на 2021 год
Сроки размещения не изменились и составляют 10 рабочих дней с того момента, как заказчику стали известны его финансовые возможности на будущий год:
- для заказчиков государственного уровня – доведение лимитов бюджетных обязательств;
- для бюджетных учреждений и унитарных предприятий – утверждение планов финансово-хозяйственной деятельности;
- для автономных учреждений – перечисление средств на счёт или подписание соглашения.
Нарушение срока размещения плана-графика не допускается под угрозой наказания.
Процесс проверки плана-графика
Проверка плана-графика проводится не позднее 1 рабочего дня с даты поступления его на контроль.
- Замечаний нет: контрольный орган формирует и направляет заказчику уведомление. В течение одного часа план-график размещается в ЕИС.
- Замечания есть: заказчику направляется соответствующий протокол. План-график в ЕИС не размещается. Когда необходимые исправления внесены, вновь проводят проверку.
Правила внесения изменений в план-график
Изменения в план-график вносят путём размещения новой редакции плана-графика в ЕИС, указав при этом дату внесения изменений.
П. 24 Порядка, утв. Постановлением № 1279 устанавливает: дата внесения изменений — это дата утверждения новой редакции.
В план-график вносятся изменения, если:
- изменены требования (ст. 19 Закона № 44-ФЗ) к закупаемым товарам, работам, услугам, учитывая часть, касающуюся предельной цены или нормативных затрат. Если сократятся нормативные затраты, заказчику нужно пересмотреть условия закупки и изменить план-график;
- изменились доведённые до заказчика лимиты бюджетных обязательств, плановые показатели, программы финансово-хозяйственной деятельности, решения или соглашения о предоставлении субсидий. Если заказчик сталкивается с подобными ситуациями, ему приходится экономить, сокращать затраты и, соответственно, исключать из плана-графика некоторые закупки;
- нужно реализовать решение, которое принято на обязательном общественном обсуждении закупки. Если общественность возражает, закупку нужно отменить;
- нужно использовать сэкономленные средства при проведении закупки. Заказчик вправе освоить экономию до конца года. В план-график добавятся новые позиции;
- необходимо уточнить сведения об объекте закупки. Допустим, заказчику потребовалось модернизировать производство, усовершенствовать рабочий процесс, и он нуждается в дополнительных сведениях;
- требуется выполнить предписание контролирующих органов. Допустим, выдано предписание о перечислении НМЦК;
- расторгнут контракт и заказчику нужно решить, как довести до конца закупку: докупить недостающий товар, выполнить незавершённые работы либо оказать неоказанные услуги;
- появились обстоятельства, которые было невозможно учесть в момент утверждения плана-графика.
Если закупку признают несостоявшейся, изменение плана-графика зависит от решения заказчика:
- Если он решил изменить условия, в плане-графике нужно отразить новые требования к закупке.
- Если повторная закупка проводится на тех же условиях, что и несостоявшаяся, в план-график не нужно вносить изменения.
- Заказчик может принять решение об исключении закупки из плана-графика.
Приказ об изменении. Срок внесения корректировок в план-график
Несмотря на то, что по Закону № 44-ФЗ приказ о внесении изменений в план-график составлять необязательно, многие заказчики издают такие приказы. Они полезны для документооборота организации, помогают понять ситуацию в целом: по ним можно проследить, как и когда было принято решение об изменении плана-графика, из-за чего это произошло.
Изменения в план-график необходимо внести не позднее чем за один день:
- до размещения извещения о закупке в ЕИС;
- до направления приглашения принять участие в закрытой закупке;
- до заключения контракта с единственным поставщиком.
Ч. 9 ст. 16 Закона № 44-ФЗ позволяет заказчикам работать оперативнее: уже через один календарный день после внесения изменений в план-график заказчики могут размещать извещения либо заключать контракты с единственным поставщиком.
Нарушения, связанные с изменениями плана-графика, и ответственность за них
Ответственность зависит от типа нарушения:
- Неразмещение новой редакции плана-графика в ЕИС (ч. 3 ст. 7.30 КоАП РФ):
- для должностного лица – штраф 50 тыс. руб.;
- для юридического лица – штраф 500 тыс. руб.
- Утверждение новой редакции с нарушением срока (ч. 4 ст. 7.29.3 КоАП РФ):
- для должностного лица – штраф от 5 тыс. руб. до 30 тыс. руб.
- Невнесение изменений в план-график:
- для должностного лица – штраф 30 тыс. руб.
Читайте также Какие уголовно-правовые риски возникают при работе с госконтрактами
На закупки, не включённые в план-график, установлен категорический запрет. Если должностное лицо разместит извещение о такой закупке, ему по ч. 1.6 ст. 7.30 КоАП РФ грозит штраф 30 тыс. руб.
0 Comments