
Правовое регулирование гособоронзаказа
- On 24.02.2023
- 0 Comments
- 44-ФЗ, Госзакупки, Гособоронзаказ
Содержание
Закупки по госооборонзаказу (далее – ГОЗ) вызывают множество вопросов не только среди новичков, но и среди участников закупок, которые давно работают по Федеральному закону от 05.04.2013 № 44-ФЗ (далее – Закон № 44-ФЗ).
В статье разбираемся с особенностями закупок по Федеральному закону от 29.12.2012 № 275-ФЗ (далее – Закон № 275) и основными понятиями по теме ГОЗ, а также с нормативно-правовой базой, регулирующей закупки в рамках гособоронзаказа.
Нормативно-правовая база
В начале работы с государственным оборонным заказом (ГОЗ) необходимо разобраться в соотношении 2 основных законов, которые регулируют эту сферу:
Аккредитация на АСТ ГОЗХотите участвоать в торгах на закрытой электронной площадке Гособоронзаказа, но не получается настроить доступ или нет времени заниматься этим самостоятельно?
Мы оказываем услугу по аккредитации на АСТ ГОЗ и помогаем:
- Настроить рабочее место для работы с VipNet и КриптоПро;
- Подготовить документы для аккредитации, чтобы пройти процедуру с первого раза;
- Настроить доступ к защищенной сети АСТ ГОЗ: www.astgoz.ru, 44.astgoz.ru, 223.astgoz.ru;
- Получить доступ к процедурам торгов по 44-ФЗ и 223-ФЗ.
- Закон № 44-ФЗ предусматривает общий порядок госзакупок.
- Закон № 275-ФЗ является по отношению к Закону № 44-ФЗ специальным нормативным правовым актом, который вводит условия для ГОЗ, в том числе разъясняет особенности:
- планирования закупок
- описания объекта закупки
- определения начальной максимальной цены контракта и цен контрактов, заключаемых с единственным поставщиком в составе ГОЗ
- определения цены госконтракта на товары, работы, услуги (ТРУ)
- установления доптребований к экспертам и экспертным учреждениям, которых привлекают для экспертизы поставленных (выполненных) ТРУ
- принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта
- обеспечения исполнения контракта
Есть ещё несколько важных документов, регулирующих закупки по ГОЗ, которые нужно изучить и отслеживать все изменения (они указаны в конце статьи).
Также в сфере ГОЗ действует своя терминология. Новичкам довольно сложно сразу перестроиться и разобраться с особенностями участия в закупках по ГОЗ и исполнения контрактов по ним. В связи с этим мы подготовили специальную статью с основными понятиями, используемыми при работе с закупками по ГОЗ, и обзор нормативно-правовой базы.
Особенности закупок по гособоронзаказу
Одна из значимых особенностей ГОЗ — наличие ограничения по участникам закупок: ими могут быть только юридические лица. ИП, иностранные компании и физлица, даже если подадут заявку, оформленную по всем правилам, не будут допущены к участию в данных закупках.
Предметом закупок могут быть обычные ТРУ по Законам № 44-ФЗ или 223-ФЗ, значит, ГОЗ не только про оружие.
В зависимости от объекта и условий проведения закупки в рамках ГОЗ закупки подразделяются на 2 группы:
- закрытые организовываются, когда закупка связана с государственной тайной или её предмет связан с разработкой и производством военной техники и оружия. В подобном случае поставщика выбирают только из числа специально приглашённых участников. Одним из условий закупки может быть наличие лицензии ФСБ на выполнение работ, связанных с гостайной. Информация о таких закупках размещается не в ЕИС, а на электронной площадке АСТ ГОЗ, доступ к документации предоставляется по запросу потенциальных исполнителей
- открытые проходят в формате обычной закупки, размещаемой в ЕИС, с уточнением, что данная процедура является определением поставщика в рамках ГОЗ. Предметом контракта могут выступать ТРУ, как и по Закону № 44-ФЗ, к примеру, поставка продуктов питания или строительство хозяйственного объекта
В некоторых случаях исполнителя выбирают не путём закупки, а путём его утверждения. Например, такого исполнителя может установить постановление Правительства РФ или указ Президента РФ.
Открытие специальных лицевых счетов
Согласно ПП РФ от 25 декабря 2019 года № 1819 (далее – ПП № 1819), для участия в гособоронзаказе головной исполнитель и исполнители 2-го и 3-го уровней по Закону № 275-ФЗ должны открыть специальные лицевые счета в одном из уполномоченных банков, через которые будут проводиться любые расчёты в рамках ГОЗ. Если же госконтрактов (далее – ГК) несколько, для каждого должен быть открыт отдельный счёт.
Процедура открытия лицевого счёта:
- Исполнитель предоставляет документы, необходимые для открытия счёта, в территориальный орган Федерального казначейства.
- Казначейство проверяет информацию об организации в течение 2 дней и не позднее следующего рабочего дня после завершения проверки:
- открывает лицевой счёт при положительном результате проверки
- приостанавливает открытие и направляет уведомление с указанием причины (ПП № 1819) при отрицательном результате проверки
- При наличии сложностей госзаказчик должен подтвердить открытие лицевого счёта или мотивировать отказ не позднее 2 рабочих дней с момента получения уведомления. На следующий день Казначейство открывает лицевой счёт головному исполнителю или отказывает и возвращает все документы.
Идентификатор – обязательный элемент закупок по ГОЗ
Технической особенностью закупок по ГОЗ является наличие идентификатора.
Идентификатор — это специальный код, который присваивается заказчиком ГК с головным исполнителем (приказ Минобороны, Федерального казначейства от 11 августа 2015 № 475/13н), и ставится через дробь перед номером ГК. С этим номером документ будет находиться в реестре контрактов.
Идентификатор:
- проставляется на всех контрактах, платёжках, внутренних приказах, сопровождающих выполнение заказа в рамках одного ГОЗ, и на прочих документах
- является подтверждением затрат и залогом того, что деньги по ГОЗ будут перечислены
- действует на протяжении всего периода исполнения контракта сторонами
Согласно Закону № 275-ФЗ, документы, являющиеся основанием для составления распоряжений при списании денежных средств, могут не содержать идентификатор ГК, если:
- оплата расходов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по ценам (тарифам), подлежащим госрегулированию
- оплата труда, оплата головным исполнителем расходов на сумму, не превышающую 5 млн рублей в месяц, оплата исполнителем расходов на сумму не более 3 млн рублей в месяц и др. (ч. 2.1 ст. 8.5 Закона № 275-ФЗ).
Разряды идентификатора означают:
- способ определения исполнителя
- год заключения ГК
- год прекращения действия ГК
- порядковый номер ГК
- код госзаказчика
Особенности расчётов по госконтракту
Особенности расчётов в ГОЗ, о которых необходимо помнить вне зависимости от предмета закупки:
- каждая сторона ГОЗ должна открыть в уполномоченном банке отдельный счёт и проводить через него все взаиморасчёты
- денежные средства, поступающие от госзаказчика, являются целевыми и направлены на конкретные затраты конкретного заказа, даже если это уборка помещений или корм для кинологических центров
- если денежные средства будут израсходованы не по назначению, это признают нарушением
- после исполнения контракта счет в уполномоченном банке закрывается
Важно: если в обычных закупках действует правило невмешательства в финансово-хозяйственную деятельность участника закупки, то в рамках ГОЗ существует чёткая законодательная регуляция — согласно Закону № 275-ФЗ заказчики вправе проверять, на что используются перечисленные деньги.
Права и обязанности сторон
Заказчик
Прозрачность — главный принцип взаимодействия заказчика и исполнителей в рамках ГОЗ.
В отличие от закупок по Законам № 44-ФЗ или 223-ФЗ, в системе ГОЗ организатор, а также органы финансового мониторинга и прокуратура, вправе запрашивать информацию:
- о финансовых операциях по всем счетам головного исполнителя
- о субподрядчиках, которых привлёк головной исполнитель
- о ходе исполнения госконтракта: на каком этапе находится работа, соответствует ли техзаданию ход выполняемых работ, нет ли отклонений по качеству и пр.
В закупке военных средств, техники и боеприпасов к приёмке товаров может подключиться военное представительство, что является дополнительной ответственностью головного исполнителя и исполнителей.
К примеру, в обязанности заказчика входит:
- разрабатывать предложения по объёму поставок продукции по ГОЗ и его основным показателям. Для этого можно привлекать головного исполнителя и исполнителей, определённых в установленном порядке
- организовывать и осуществлять размещение заказов на поставки продукции по ГОЗ
- формировать начальную (максимальную) цену ГК путём использования конкурентных способов при размещении ГОЗ и цену ГК при размещении ГОЗ у единственного поставщика
- присваивать идентификатор каждому ГК и указывать его в ГК
- заключать ГК и принимать все необходимые меры по их исполнению
- включать в ГК условие о расчётах по нему только с использованием отдельного счёта, открытого в уполномоченном банке, и др. обязанности
Головной исполнитель
Закон № 275-ФЗ наделяет головного исполнителя следующими правами в сфере ГОЗ (ст. 7.2 Закона № 275-ФЗ):
- запрашивать у исполнителей информацию по исполнению контрактов
- получать от федерального органа в области обороны доступ к информации, содержащейся в ЕИС ГОЗ
- и др.
Обязанности головного исполнителя (ст. 8 Закона № 275-ФЗ):
- определять состав исполнителей и обосновывать совместно с ними цену на продукцию по ГОЗ, сроки и условия финансирования, в том числе размер авансов по поставкам такой продукции в целом и по отдельным этапам
- согласовывать с госзаказчиком выбор уполномоченного банка и заключать с ним договор о банковском сопровождении
- до заключения контрактов уведомлять исполнителей об обязательном заключении с уполномоченным банком договора о банковском сопровождении, которое предусматривает в том числе необходимое условие по открытию для каждого контракта отдельного счёта
- включать в контракты, заключаемые с исполнителями, идентификатор ГК
- не нарушать режим использования отдельного счёта
- и др.
Исполнитель
Также законом предусмотрено понятие «исполнитель» – лицо, которое входит в кооперацию головного исполнителя и заключило с ним контракт.
Исполнитель наделён равными с головным исполнителем правами.
Обязанности исполнителя определены в ч. 2 ст. 8 Закона № 275-ФЗ:
- обеспечивать соответствие поставок продукции по ГОЗ, в том числе материалов и комплектующих изделий, установленным контрактом требованиям
- заключать с уполномоченным банком договор о банковском сопровождении
- до заключения контрактов уведомлять других исполнителей об обязательном заключении с уполномоченным банком договора о банковском сопровождении, которое предусматривает в том числе необходимое условие по открытию для каждого контракта отдельного счёта
- включать в контракты, заключаемые с другими исполнителями идентификатор ГК
- для расчётов по контрактам использовать только отдельные счета, открытые в уполномоченном банке другим исполнителям, с которыми у исполнителя были заключены контракты, при наличии у исполнителей договоров о банковском сопровождении, заключенных с уполномоченным банком
Госрегулирование цен
Государство регулирует цены на продукцию, поставляемую по ГОЗ.
Постановление Правительства РФ от 2 декабря 2017 года № 1465 устанавливает:
- порядок госрегулирования
- полномочия федеральных органов исполнительной власти, Госкорпорации по атомной энергии «Росатом» и Госкорпорации по космической деятельности «Роскосмос»
Под госрегулированием подразумевается:
- прогнозная цена на продукцию, планируемую к поставке по ГОЗ на очередной год и плановый период (т. е. прогнозная цена на продукцию), а также предложения по определению вида цены на продукцию, планируемой к поставке единственным поставщиком
- начальная (максимальная) цена ГК при размещении ГОЗ с использованием конкурентных способов выбора поставщиков (далее — начальная (максимальная) цена ГК), цена ГК в случае размещения ГОЗ у единственного поставщика (далее — цена ГК, заключаемого с единственным поставщиком), а также цена на продукцию, поставляемую в рамках кооперации головного исполнителя ГК по ГОЗ
- госрегистрация цены на продукцию, которая поставляется единственным поставщиком
- вид цены на продукцию, поставка которой предусматривается единственным поставщиком
- размер цены и вид цены на продукцию, а также размер цены ГК, заключенного с единственным поставщиком.
Изменения в сфере гособоронзаказа
В 2022 году в сфере ГОЗ произошли следующие изменения:
- Согласно распоряжению Правительства РФ от 4 марта 2022 года № 408-р,
госзаказчики в сфере ГОЗ могут заключать контракты с единственными поставщиками по ориентировочной (уточняемой) цене.
Важно: при заключении такого контракта нужно использовать раздел VII Положения о госрегулировании цен на продукцию, поставляемую по ГОЗ, установленного постановлением Правительства РФ от 2 декабря 2017 года № 1465.
- Согласно Федеральному закону от 25 февраля 2022 года № 29-ФЗ, изменился перечень обязанностей банков, уполномоченных проводить операции по ГОЗ.
Были исключены обязанности банков:
- по передаче в ЕИС ГОЗ информации об обязательстве уполномоченного банка, предусматривающем выплату процентов за пользование денежными средствами, находящимися на отдельном счёте, а также сроки установления, изменения обязательства по уплате процентов за пользование этими денежными средствами
- по зачислению процентов за пользование денежными средствами, которые находятся на отдельном счёте
- в п. 10 ст. 8.4 Закона № 275-ФЗ отменили исключения, относящиеся к операциям по размещению денежных средств на депозитах в том же уполномоченном банке с обязательным условием по перечислению размещенных денежных средств и процентов по депозитам на тот же отдельный счёт в том же уполномоченном банке по истечении срока договора по депозиту
Появилась новая обязанность банка по предоставлению льготного финансирования головным исполнителям, исполнителям на условиях, установленных Правительством РФ, в целях исполнения ГК, контрактов по ГОЗ.
Также после внесённых изменений не начисляются проценты за пользование уполномоченным банком деньгами, находящимися на отдельном счёте.
0 Comments