Обзор дополнительных требований к поставщику
- On 30.11.2022
- 1 Comments
- 44-ФЗ, Закупки в строительстве, Минфин, Практика ФАС, Требования в закупках
Содержание
К поставщикам по Федеральному закону от 05.04.2013 № 44-ФЗ (далее – Закон № 44-ФЗ) с января 2022 года стали предъявлять новые доптребования. Практически за год работы по новым правилам появились разъяснения Минфина и показательные решения ФАС, которые следует учитывать, чтобы избежать ошибок и судебных споров.
В статье приведены обзор доптребований и разъяснений Минфина, а также примеры проблем, с которыми столкнулись заказчики и поставщики.
Главное о доптребованиях
Прежнее постановление о доптребованиях отменено постановлением Правительства от 29 декабря 2021 года № 2571 (далее – постановление № 2571). Правительство РФ приняло новые правила по разделам, которые посвящены отдельным сферам (культура, строительство и т.д.), а в каждом из разделов подробно расписало перечень работ (охранные услуги, реставрация и др.).
Регистрация в ЕРУЗ ЕИС
С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.
Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:
Расширен перечень случаев для применения доптребований. Теперь заказчики обязаны чаще устанавливать их, но применять их можно только для закупок с ценой свыше:
- 500 тыс. рублей в закупках на реставрацию, ценовой аудит, ремонт военной техники
- 10 млн рублей для федералов и 5 млн рублей для муниципалов при размещении некоторых заказов на строительство и дорожные работы
- 1 млн рублей в закупках на техобслуживание, ремонт зданий и уборку
- 50 млн рублей при закупке вооружения
- 10 млн рублей в закупках на техобслуживание медтехники
В приложении к постановлению указано:
- к какому виду работ предъявляют те или иные требования. К примеру, на текущий ремонт от участников тендеров требуется наличие опыта выполнения текущего или капитального ремонта с ценой не менее 20% от цены нового тендера
- как подтвердить соответствие доптребованиям при подаче заявки. Конкретный перечень документов будет зависеть от вида работ
К примеру, чтобы подтвердить опыт выполнения договора подряда при участии в закупке на капремонт дорог, нужно представить:
- копию исполненного договора
- акт приёмки объекта капитального строительства
- акт выполненных работ
- разрешение на ввод объекта в эксплуатацию.
Застройщику необходимо приложить к заявке строительную смету, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию или решение о техготовности линейного объекта.
Подрядчикам с опытом непосредственного выполнения работ по капремонту дорог нужно приложить к предложению исполненный договор и акт приёмки.
Согласно подп. «б» п. 3 постановления № 2571, для некоторых видов работ подтвердить опыт допускается контрактами с погашенной неустойкой.
Последние изменения доптребований в офсетных контрактах
Законодатели уже успели изменить правила о доптребованиях – постановление № 2571 дополнено разделом об офсетных контрактах.
С августа 2022 года к исполнителям по инвестиционным контрактам предъявляются повышенные требования. Они обязаны подтвердить:
- наличие опыта успешного исполнения договоров
- наличие выручки, составляющей не менее 10% от суммы нового тендера
- сумму завершённых капвложений, составляющую не менее 10% от новых инвестиций
Размер выручки и капитальных вложений считают не более чем за 5 последних лет. Если предмет офсетного контракта пересекается с доптребованиями к участникам тендеров на аналогичный предмет закупки из других разделов постановления, будут применяться только правила из раздела о заключении офсетных контрактов.
Чтобы подтвердить соответствие доптребованиям при подаче заявки на тендер с заключением офсетного контракта, поставщик должен представить:
- исполненный договор
- акт приёмки
- бухотчётность
- налоговую декларацию
Чтобы подтвердить опыт успешного исполнения договора, необходимо представить номер записи из реестра контрактов, выписку реестра контрактов с гостайной, исполненный контракт по Закону № 44-ФЗ или договор по Федеральному закону от 18.07.2011 № 223-ФЗ (далее – Закон № 223-ФЗ) и акт приёмки.
Разъяснения Минфина
За год работы по новым правилам у заказчиков и поставщиков возникло большое количество вопросов, в связи с чем Минфин дал разъяснения положениям, которые вызвали большое количество споров.
Рассмотрим наиболее полезные разъяснения для заказчиков и поставщиков.
Закупки на строительство
В письме Минфина РФ от 18 апреля 2022 года № 24-06-06/34260 уточняется, что для подтверждения опыта необходим исполненный контракт и все акты о приёмке, составленные в ходе исполнения обязательств. Если строительство осуществлялось в несколько этапов, чтобы доказать исполнение договора, недостаточно представить один акт – потребуются акты, составленные по результатам закрытия каждого из этапов.
При участии в тендерах на некапитальное строительство и благоустройство подрядчикам требуется подтвердить своё соответствие требованиям постановления № 2571 наличием опыта:
- исполнения договора на некапитальное строительство и благоустройство
- работы подрядчиком на стройке и реконструкции объекта капитального строительства
- застройщика, который выполнял работы по стройке и реконструкции объекта капитального строительства
Заказчик может засчитать в качестве опыта только договоры, соответствующие по виду работ и предмету тендера, если их сумма составляет не менее 20% от НМЦК новой закупки.
В приложении к поставновлению № 2571 указано, какие контракты могут подтвердить опыт работ, сходных с предметом торгов. Хотя в графе «Доптребования к участникам» указано несколько видов работ, в качестве опыта подойдёт успешное выполнение хотя бы одного из них (письмо Минфина РФ от 14 февраля 2022 года № 24-01-09/10138).
Подтвердить опыт можно только таким договором подряда, в котором компания является прямым исполнителем, а не субподрядчиком (определения Верховного Суда РФ от 22 октября 2020 года № 309-ЭС20-15792 по делу № А50-26381/2019, от 19 июля 2021 года № 304-ЭС21-10656).
Подтверждение опыта в других закупках
В письме Минфина РФ от 1 сентября 2022 года № 24-06-06/85201 установлено, что опыт работы с госзаказом подрядчики могут подтвердить исполненными контрактами по Закону № 44-ФЗ и Закону № 223-ФЗ при участии в закупках на:
- охрану научных и образовательных учреждений
- отдых и оздоровление детей
- перевозки военных грузов морским и речным транспортом
- техобслуживание поездов военного назначения
- техосмотр медтехники
- ремонт ядерного вооружения
- поставку оружия
Для подтверждения опыта при участии в других тендерах с доптребованиями подойдут любые договоры. Это означает, что в качестве подтверждающих документов заказчики обязаны принять не только соглашения по Закону № 44-ФЗ и Закону № 223-ФЗ, но и договоры с коммерческими организациями. При этом договор должен быть полностью исполнен, то есть по нему должна пройти и поставка, и оплата.
Если участник предоставит в заявке недостоверную информацию, заказчик вправе отстранить его от торгов или отказаться от заключения договора.
Проблемы, с которыми столкнулись заказчики и поставщики
За прошедший год возникло большое количество спорных ситуаций, большая часть из которых была связана с подтверждением опыта работы с госзаказом. Также были споры по ограничению конкуренции и техническим вопросам.
Не закрыт контракт, подтверждающий опыт
Некоторые из участников тендеров пытались подтвердить опыт работы с госзаказом контрактами, которые ещё не были закрыты в ЕИС.
Пример: извещение № 0860400000322000028.
Участник тендера на дорожные работы для подтверждения опыта представил данные договора и акты выполненных работ. Однако в ЕИС заказчик не закрыл этот контракт. Он продолжал числиться среди соглашений на этапе «Исполнение».
Закупочная комиссия отклонила заявку, и участник обратился в ФАС.
Ведомство поддержало подрядчика.
Вывод: изменение статуса договора в ЕИС является обязанностью заказчика. Если подрядчик подтверждает соответствие доптребованиям согласно правилам постановления № 2571, нет оснований для его отклонения.
Расторгнут контракт, подтверждающий опыт
Встречаются случаи, когда участники закупок пытаются подтвердить опыт расторгнутым контрактом.
Пример: извещение № 0101300073322000004.
Участник тендера на капремонт подтвердил опыт контрактом, который был расторгнут по соглашению сторон: работы по нему были выполнены, но не в полном объёме, после чего контракт был расторгнут по обоюдному согласию.
Стоимость выполненных работ по этому контракту составила более 20% от суммы новой закупки.
Заказчик не засчитал этот контракт в качестве подтверждения опыта работы с госзаказом. Подрядчик обратился в ФАС. Ведомство поддержало его и обязало заказчика отменить результаты тендера.
Вывод: в качестве документа, подтверждающего опыт, может быть применён контракт, расторгнутый по соглашению сторон. Главное – чтобы сумма выполненных работ соответствовала требованиям постановления № 2571 по определённому виду закупки.
В одном тендере содержатся доптребования по разным видам работ
Есть закупки, в которых в одном лоте встречается несколько видов работ.
Пример: извещение № 0173100013822000006.
Заказчик объявил тендер на комплексное обслуживание здания, включив в стоимость техобслуживание строения его уборку. Указанные виды работ относятся к разным разделам постановления № 2571. К исполнителям таких тендеров предъявляются разные требования.
Ниже представлен пример двойных доптребований заказчика из ЕИС.
Участник закупки пожаловался в ФАС, и ведомство поддержало его, отменив результаты тендера.
Вывод: нельзя включать в один тендер два вида доптребований. Если заказчику нужны разные виды работ, то на каждый вид нужно проводить раздельные тендеры. Вместе закупать разрешается только работы, которые технологически связаны между собой.
Поставщики сомневаются в доптребованиях
Встречаются случаи, когда участники тендеров пытаются обжаловать доптребования заказчиков в тендерах на капремонт.
Пример: извещение № 0840300037422000178.
Заказчик объявил открытый конкурс на капремонт ограждения школы. Подрядчик решил, что ограждение школы не является объектом капстроительства и обжаловал положения извещения.
ФАС поддержало заказчика. Так как ограждение является частью школьного здания и числятся они под единым инвентарным номером, здание школы относится к объекту капстроительства, а значит, заказчик верно установил доптребования.
Вывод: работы, направленные на ремонт объектов капстроительства, считаются капремонтом. При этом к таким объектам относят здания и ограждения. Соответственно, при проведении подобных тендеров заказчики должны устанавливать доптребования к подрядчикам согласно разделу постановления № 2571, посвящённому данному виду работ.
Торговая площадка не проверяет документы
Согласно п. 5 ч. 6 ст. 43 Закона № 44-ФЗ, оператор ЭТП с января 2022 года должен возвратить подрядчику тендерную заявку, если в реестре участников закупок отсутствуют документы о соответствии фирмы доптребованиям заказчика. В связи с этим многие заказчики решили, что теперь на ЭТП лежит ответственность за проверку документов, подтверждающих соответствие подрядчика доптребованиям.
Пример: извещение № 0600600009422000003.
Заказчик объявил тендер на стройку с доптребованиями к подрядчикам согласно постановлению № 2571.
На участие в тендере подала заявку фирма, которая формально соответствует условиям тендера. Так как в реестр участников закупок были включены документы о соответствии доптребованиям, торговая площадка не вернула заявку подрядчику. Документы, к которым не был приложен акт приёмки, поступили на рассмотрение заказчику.
Заказчик решил обжаловать действия ЭТП в ФАС.
ФАС отказала заказчику, приняв сторону ЭТП, так как проверка документов участника тендера является задачей тендерной комиссии заказчика.
Вывод: ЭТП следит за наличием документов, которые подтверждают соответствие подрядчика условиям тендера согласно правилам взаимодействия участников и ЭТП. Но если компания внесла бумаги в реестр, то торговая площадка посчитает, что они есть. Комиссия заказчика должна проверять, насколько полон перечень документов и соответствуют ли они постановлению № 2571.
1 Comment