
Нововведения в закупках для поставщиков за 3 квартал 2022 года
- On 01.11.2022
- 0 Comments
- Госзакупки, Гособоронзаказ, Импортозамещение, Иностранное ПО, МСП, Независимая гарантия, РНП
Содержание
- Изменения в закупках по 44-ФЗ
- Введена уголовная ответственность за расторжение контрактов по гособоронзаказу
- Разрешено изменять условия гособоронзаказа
- Установлен специальный срок оплаты контракта по гособоронзаказу
- Поставщикам разрешено не раскрывать расходы по гособоронзаказу
- Утверждены типовые условия договоров по гособоронзаказу
- Введение новых оснований для изменения строительных контрактов и контрактов на ремонт дорог
- Добавлены новые экологические требования по некоторым закупкам
- Аванс при поэтапном исполнении контракта
- Изменения в закупках по 223-ФЗ
В 3-м квартале 2022 года продолжилась работа над адаптацией системы закупок к работе в условиях внешних экономических санкций. Поставщики, которые не могут в сложившейся ситуации исполнять контракты без изменения их существенных условий, получили послабления. Новшества также затронули оборонные заказы.
В нашем традиционном дайджесте для поставщиков мы рассмотрим все самые важные изменения в законодательстве.
Изменения в закупках по 44-ФЗ
На фоне специальной военной операции активно изменялись правила проведения гособоронзаказа. Поэтому начнём наш обзор с изменений именно с этой сферы госзакупок.
Аккредитация на АСТ ГОЗХотите участвоать в торгах на закрытой электронной площадке Гособоронзаказа, но не получается настроить доступ или нет времени заниматься этим самостоятельно?
Мы оказываем услугу по аккредитации на АСТ ГОЗ и помогаем:
- Настроить рабочее место для работы с VipNet и КриптоПро;
- Подготовить документы для аккредитации, чтобы пройти процедуру с первого раза;
- Настроить доступ к защищенной сети АСТ ГОЗ: www.astgoz.ru, 44.astgoz.ru, 223.astgoz.ru;
- Получить доступ к процедурам торгов по 44-ФЗ и 223-ФЗ.
Введена уголовная ответственность за расторжение контрактов по гособоронзаказу
На основании ФЗ от 24.09.2022 № 364-ФЗ и № 365-ФЗ введены новые составы правонарушений в сфере гособоронзаказа.
К ответственности будут привлекать в случае:
- нарушения условий госконтракта или договора
- нарушения должностным лицом условий госконтракта или договора
- отказа (уклонения) лица, которое было подвергнуто административному наказанию, заключать госконтракт или договор
- отказа или уклонения должностного лица, которое было подвергнуто административному наказанию, от заключения госконтракта или договора
Виды уголовной ответственности за каждое из перечисленных нарушений:
- Лишение свободы на срок от 4 до 8 лет со штрафом от 500 тыс. до 1 млн рублей.
- Только штраф в размере от 1 до 3 млн рублей.
Предусмотрена более строгая ответственность (сроком от 5 до 10 лет), если действия поставщика приведут к:
- невыполнению задания госконтракта
- ущербу в размере не менее 5% от цены госконтракта
- ущербу свыше 5 млн рублей
При этом во всех случаях возможно наложение дополнительных санкций:
- запрет занимать определённые должности
- запрет на ведение определённой деятельности
Если должностное лицо добровольно устранит нарушения, оно будет освобождено от уголовной ответственности.
Разрешено изменять условия гособоронзаказа
Теперь к заключению договоров (контрактов), которые «связаны с обеспечением проведения контртеррористических и иных операций за пределами территории РФ» (ФЗ от 14.07.2022 № 272-ФЗ), можно привлечь любое российское юридическое лицо.
По предложению Минобороны, МЧС, Росгвардии и ФСБ разрешено менять условия по оборонным контрактам:
- цену контракта (только с учётом положений бюджетного законодательства и в пределах основных показателей оборонзаказа)
- количество поставляемого товара
- объём выполняемой работы (оказываемой услуги)
Установлен специальный срок оплаты контракта по гособоронзаказу
На основании постановления Правительства РФ от 16.07.2022 № 1290 с 26 июля для заказчиков действует специальный срок оплаты по контракту или его отдельному этапу, заключённому для обеспечения обороноспособности и безопасности РФ: не более 30 дней после приёмки.
Поставщикам разрешено не раскрывать расходы по гособоронзаказу
Согласно постановлению Правительства РФ от 15.07.2022 № 1271, поставщики, которые работают по гособоронзаказу и определяют цену контракта по методу анализа рыночных индикаторов, теперь могут не раскрывать, каким образом они расходуют ресурсы этого контракта.
Утверждены типовые условия договоров по гособоронзаказу
Постановлением Правительства РФ от 19 сентября 2022 года № 1658 утверждены типовые условия контрактов для нужд оборонзаказа:
- Исполнитель должен быть информирован о том, что соглашение заключается для оборонных нужд.
- Все расчёты между сторонами необходимо проводить через спецсчёт в уполномоченном банке.
- В контракте необходимо указать цену единицы ТРУ, список сопутствующих работ и услуг (к примеру, перевозка, страхование) и их стоимость.
- Если предполагается этапность выполнения контракта, её также нужно описать.
- Если цена была установлена как ориентировочная, то контракт должен включать порядок её уточнения.
Нововведения касаются всех соглашений, вне зависимости от способа определения исполнителя.
Введение новых оснований для изменения строительных контрактов и контрактов на ремонт дорог
На основании п. 1 ч. 1 ст. 18 ФЗ от 08.03.2022 № 46-ФЗ Правительству РФ разрешено вводить новые основания для изменения строительных контрактов в 2022 году.
В связи с этим правительство выпустило постановление от 16.04.2022 № 680, содержащее правила внесения указанных изменений. В июле его дополнили и уточнили: разрешили менять стоимость работ при удорожании материалов без увеличения их объёма и отменили со 2-го августа порог увеличения цены и срока исполнения.
Ранее срок и стоимость могли увеличить только в пределах 30% от цены соглашения без превышения лимита финансирования. Согласно новым правилам разрешено менять:
- стоимость работ при подорожании материалов
- сроки выполнения работ
- объём и вид работ
- порядок закрытия контракта
- название, стоимость и объём отдельного этапа работ
- параметры материалов, оборудования
- условие о наличии либо отсутствии аванса, а также его размер
В постановлении Правительства РФ от 28.06.20222 № 1148 предусмотрены основания для изменения существенных условий контрактов на ремонт и содержание дорог.
До 1 января 2023 года разрешено менять условия соглашений с Росавтодором и подведомственным ему заказчиками, если:
- контракт был заключен до 1 июля 2022 года
- стоимость будет изменена в пределах 30% без превышения лимита бюджета
- обоснованность увеличения расходов будет подтверждена экспертизой
- расчёт новой стоимости работ будет произведён по методике из постановления Правительства от 28.06.2022 № 1148
Срок, отведённый законом на проверку новой сметы, составляет не более 14 рабочих дней.
Добавлены новые экологические требования по некоторым закупкам
На основании постановления Правительства от 08.07.2022 № 1224 госзаказчики теперь должны указывать при описании объекта закупки долю вторсырья.
С 1 января 2023 года станут обязательными новые экологические нормы при закупке следующих товаров:
- туалетная бумага
- бумажные полотенца
- тротуарная плитка и бордюры
- гидроизоляционные материалы
- мусорные контейнеры
- ряд других товаров
Пример работы нововведения: при закупке бумажных полотенец госзаказчик указывает в описании закупки, что они должны на 30% состоять из переработанных материалов. Поставщики, в свою очередь, должны представить продукцию, которая удовлетворяет указанные требования.
Аванс при поэтапном исполнении контракта
Согласно письму Минфина от 15 июля 2022 года № 24-06-07/68449, если контракт предусматривает поэтапное исполнение и выплату аванса, в него требуется включать условие о размере аванса по каждому из этапов – конкретный процент от цены соответствующего этапа.
Изменения в закупках по 223-ФЗ
Новое основание для внесения поставщика в РНП
1 июля 2022 года добавлено новое основание для направления в РНП сведений о поставщике: если заказчик, который находится под санкциями, расторгнет договор из-за существенных нарушений поставщика.
В постановлении Правительства РФ от 09.08.2022 № 1397 уточнён срок, в течение которого заказчик должен направить в РНП сведения о таком поставщике: не позднее 10 рабочих дней со дня расторжения договора.
Если поставщик докажет, что не смог исполнить контракт из-за обстоятельств непреодолимой силы, его не внесут в РНП. К таким обстоятельствам не относится отказ работать с заказчиком из-за введения против него санкций.
Утверждено положение о независимых гарантиях для СМСП
Постановление Правительства от 09.08.2022 № 1397 утвердило положение о независимых гарантиях (НГ) для участия в тендерах по 223-ФЗ для субъектов МСП. Данный документ содержит:
- форму НГ
- форму требования об уплате по гарантии
- список документов, являющихся основанием для подачи требования
- дополнительные требования к НГ
- правила ведения спецреестра независимых гарантий
Основная часть нововведений работает с 1 октября 2022 года, а правила ведения реестра независимых гарантий начнут действовать с 1 апреля 2023 года.
В положении о НГ законодатель напоминает о новых требованиях к документу по 223-ФЗ, а также вводит доптребования.
Теперь независимые гарантии:
- составляют по типовой форме из постановления Правительства от 09.08.2022 № 1397
- предоставляют в бумажном или электронном виде. Бумажную НГ необходимо прошить и пронумеровать
- электронная НГ подписывается усиленной электронной подписью (УКЭП), бумажная – руководителем или другим сотрудником по доверенности
- в текст гарантии нужно включить порядок подачи требования об уплате обеспечения, срок перевода денежных средств и указать конкретный арбитражный суд, в котором будут рассматриваться споры
- обязательства по гарантии будут считаться исполненными после фактического перевода денег
- гарант берёт на себя все расходы, связанные с переводом средств
- исключение банка из перечня Минфина не свидетельствует об аннулировании гарантии
Введение новых антикоррупционных ограничений
С 1 июля 2022 года для заказчиков введены новые антикоррупционные ограничения (ФЗ от 11.06.2022 № 160-ФЗ). Теперь руководители автономных учреждений и члены закупочных комиссий при проведении закупок должны принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов (ч. 7.1 ст. 3 223-ФЗ).
На основании ч. 7.2 ст. 3 223-ФЗ в состав закупочной комиссии запрещено включать лиц, которые:
- имеют личный интерес в результатах закупки (подали заявки на участие в закупке или состоят в трудовых отношениях с поставщиком, подавшим заявку)
- выступают управляющими компаний, которые подали заявки на участие
- являются акционерами компаний, подавших заявки на участие, входят в их органы управления или же кредитуют их
- указаны в положении о закупке, которое утвердил заказчик. Это означает, что список лиц, которые не могут входить в состав комиссии по закупке, является открытым. Заказчик может менять его по своему усмотрению
Утверждены правила закупок иностранного ПО для КИИ
Утверждены правила согласования закупок иностранного ПО для объектов критической информационной инфраструктуры (КИИ) РФ.
Под КИИ понимают информационные системы, сети электросвязи и системы управления, которые используются для работы госучреждений и их взаимодействия.
В постановлении Правительства РФ от 22.08.2022 № 1478 определён перечень министерств и ведомств, с которыми требуется согласовывать закупки иностранного ПО и сопутствующих услуг. В него вошли:
- Минобрнауки
- Минтранс
- Минцифры
- Минфин
- Минпромторг
Указанные ведомства также обязаны подготовить заказчиков к переходу на использование российского ПО в будущем.
0 Comments