
Нововведения в критериях оценки заявок по 44-ФЗ
- On 28.07.2022
- 0 Comments
- 44-ФЗ, Критерий оценки конкурсных заявок, Процедура закупки
Содержание
С 2022 года заказчики должны оценивать заявки поставщиков в конкурсах по-новому: изменились значимость и условия применения критериев оценки, при этом сами критерии не изменились.
В статье разбираем обновленные правила из постановления Правительства РФ от 31 декабря 2021 года № 2604 (далее – ПП РФ № 2604).
Изменения в правилах оценки заявок
Законодательная база
В соответствии с п. 11 ч. 1. ст. 42 ФЗ от 05.04.2013 № 44-ФЗ (далее – 44-ФЗ), заказчик должен указать в приложении к извещению о закупке:
Регистрация в ЕРУЗ ЕИС
С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.
Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:
- порядок рассмотрения заявок
- критерии оценки и их «вес»
Важно: если заказчик применяет для оценки заявки какие-либо критерии, но не указал их или их вес в извещении — это является нарушением.
Ранее правила оценки регулировались постановлением Правительства РФ от 28 ноября 2013 года № 1085, на смену которому пришло ПП РФ № 2604. Хотя в новом постановлении многое взято из предыдущего, между ними есть и принципиальные различия, которые мы рассмотрим по порядку.
Классификация критериев
Ранее критерии делились на стоимостные и нестоимостные, но теперь это деление упразднено.
Заказчик ориентируется на 4 критерия, закреплённых в ст. 32 44-ФЗ:
- Цена контракта, а при закупке неопределенного количества товаров, работ или услуг (ТРУ) – сумма цен их единиц.
- Расходы на эксплуатацию и ремонт объекта закупки.
- Характеристики объекта: качественные, функциональные, экологические.
- Квалификация участников.
Помимо цены, каждый критерий имеет более детальные показатели оценки – конкретные характеристики объекта закупки, квалификации поставщика и виды расходов.
Пример: если заказчик выбрал в качестве критерия оценки расходы на эксплуатацию, ему нужно указать конкретные виды. При этом 1 вид расходов считается 1 показателем оценки. Если же видов расходов несколько, нужно указать значимость каждого из них.
Заказчик также должен установить уточняющие показатели для критериев «характеристика» и «квалификация».
Читайте также Правила нацрежима в 2022 году
Минимальное количество критериев
Как мы отмечали ранее, в конкурсах заказчик может применить 4 критерия. При этом он вправе воспользоваться всеми сразу или выборочно. При этом заказчик должен использовать минимум 2 критерия, один из которых – цена, кроме следующих случаев:
- критерии «цена» и «расходы» можно не применять, если заказчик закупает ТРУ, для которых введены регулируемые цены или тарифы. В данном случае оцениваются характеристики и квалификация
- вместо критериев «цена» и «расходы» при закупке отдельных видов ТРУ (закупки новых машин и оборудования, некоторых видов медтехники, отдельных строительных работ) можно применить критерий «стоимость жизненного цикла»
Значимость критериев оценки
Значимость критериев – их «вес», процентная доля в общей оценке. Значимость также претерпела изменения.
В Приложении № 2 к ПП РФ № 2604 приведены новые величины критериев. Как и ранее, суммарный вес всех критериев оценки равен 100.
Ранее при закупке большинства ТРУ действовало правило: не менее 60 – суммарная значимость критериев «цена» и «расходы», оставшиеся 40 – нестоимостные критерии. При этом вес «расходов» не должен превышать вес «цены». Пример распределения значимости: 40 – цена, 20 – расходы.
Правило, действующее сейчас:
- для критериев установлены самостоятельные предельные величины: минимальная значимость цены – 60, максимальная значимость расходов – 10. Критерий «цена» теперь сильнее влияет на общую оценку заявки
- если подкритериев (детализирующих показателей) более 2, то для каждого из них должна быть установлена собственная величина значимости. Сумма данных величин также должна равняться 100
Важно: заказчики иногда путают величины значимости критериев с весом детализирующих показателей, в результате чего общая сумма величин превышает 100, а это ошибка.
Особенности и принципы оценки заявок по разным критериям
Заявки, как и прежде, оцениваются по каждому критерию баллами. Значение баллов рассчитывают по формулам из ПП РФ № 2604.
Далее подробно рассмотрим особенности и принципы начисления баллов.
Цена
В таблице ниже приведена минимальная значимость цены при определённом объёме, предмете закупки.
Объём закупки | Минимальная значимость |
Большая часть товаров | 70 |
Большая часть работ и услуг | 60 |
Общепит в образовательных, медицинских и социальных учреждениях, организациях отдыха детей
Работы по сохранению объектов культурного наследия, по реставрации музейных предметов и коллекций Музейного фонда РФ, по реставрации документов Архивного фонда РФ и особо ценных документов Охрана образовательных и научных учреждений Медицинские, образовательные, юридические, аудиторские услуги и проведение экспертизы |
40 |
Работы по созданию и развитию государственных информационных систем и сайтов | 30 |
20 | |
Работы по созданию произведения литературы или искусства | 0 |
Важно: в конкретной закупке значимость цены может быть выше указанных показателей, но не ниже.
Лучшим считается предложение с наименьшей ценой – оно автоматически получает 100 баллов.
Далее баллы рассчитываются по формуле из п. 9 ПП РФ № 2604:
БЦi = 100 – ((Цi – Цл)/ Цл) * 100, где:
- БЦi — баллы по критерию «цена»
- Цi — цена, предложенная участником
- Цл — лучшая цена
Если было подано предложение с ценой ниже нуля, применяются формулы из п. 10 ПП РФ № 2604.
Порой участники, стремясь заполучить контракт, подают предложения с ценой, которая намного ниже реальных цен и значительно отличается от предложений конкурентов. В результате такое предложение получит 100 баллов, а остальные – отрицательные баллы, что противоречит правилам.
Пример: первый участник предложил цену 140 рублей, второй — 130 рублей, третий — 60 рублей. Третьему предложению будет автоматически присвоено 100 баллов. А первый и второй участники согласно расчётам по формуле получат -33,3 и -16,6.
Минфин в письме от 14 февраля 2022 г. № 24-01-09/10138 разъясняет: если ценовое предложение превышает лучшее в 2 и более раза, ему будет присваиваться 0 баллов. Если же таких ценовых предложений несколько, каждое из них получит по 0 баллов.
В нашем примере предложения первого и второго участника получат по 0 баллов, а предложение третьего участника — 100.
Читайте также Казначейское сопровождение по 44-ФЗ в 2022 году
Расходы
Критерий «расходы» применяется только при закупке товаров и работ. Расходы – не предусмотренные контрактом затраты на эксплуатацию и ремонт, которые могут возникнуть в процессе эксплуатации.
Заказчик выбирает критерий «расходы» для оценки заявки, чтобы:
- определить, какой из предложенных товаров нуждается в меньшем количестве непредвиденных расходов при эксплуатации
- определить, кто из подрядчиков сможет выполнить работы так, чтобы впоследствии возникало наименьшее количество доп. затрат
Так как определить параметры «затрат» достаточно сложно, этот критерий оценки заявок не самый популярный. Заказчику трудно оценить на этапе проведения закупки, насколько достоверны поданные предложения. Недобросовестный подрядчик может предложить заниженные показатели расходов, чтобы получить преимущество в оценке заявки. Однако если в будущем эксплуатационные расходы фактически окажутся значительно выше, то поставщика не получится привлечь к ответственности.
Особенности применения в закупке критерия «расходы»:
- в Порядок рассмотрения и оценки заявок должен быть включён перечень расходов и единицы их измерения согласно Общероссийскому классификатору (ОКЕИ)
- максимальная значимость данного критерия как для товаров, так и для работ составляет 10%
- при нескольких расходах для каждого из них должен быть установлен собственный вес
- участник может подать предложение только с количественным значением, однако показатель (к примеру, стоимость расходов) не может быть отрицательным или нулевым
- если участник не подал предложение о расходах, заказчик не вправе отклонить заявку на этом основании – он должен присвоить по этому критерию 0 баллов
Важно: баллы по критерию «расходы» нужно рассчитывать строго по формуле из п. 14 ПП РФ № 2604. Если имеется несколько видов расходов, баллы считаются по каждому из них по этой же формуле.
Характеристики
Критериями оценки объекта закупки могут выступать 1, 2 или 3 характеристики в любом сочетании: качественные, функциональные и экологические.
В Порядке рассмотрения и оценки заявок должны содержаться детализирующие показатели этих характеристик. Учитывая, что закон не определяет, какие именно показатели должны быть, заказчик устанавливает их по собственному усмотрению.
По детализирующим показателям должны быть понятны требования к объекту закупки и принцип распределения баллов при оценке данного показателя.
Если детализирующий показатель выражается количественно, то Порядок оценки должен содержать:
- единицы измерения
- минимальное или максимальное значение, если есть необходимость их установить
Количественные показатели оцениваются по одной из формул, приведённых в п. 20 ПП РФ № 2604.
Если между характеристикой и суммой баллов нет функциональной зависимости и, соответственно, применить формулу невозможно, то оценку нужно производить по шкале, предусматривающей баллы за количественное значение конкретной характеристики либо свойства объекта закупки.
Пример: нужно оценить, есть ли у объекта закупки определённая характеристика или свойство. Для этого применяется простая шкала: если объект имеет нужную характеристику, ему присваивают 100 баллов, если нет – 0 баллов.
Возможность количественного выражения есть не у всех показателей критерия «характеристика». Если сделать это невозможно, заказчику нужно указать в Порядке оценки перечень свойств объекта закупки, которые он будет оценивать.
Вес критерией «характеристики» и «квалификация» должен быть:
- для большинства товаров – не более 30%
- для большинства работ и услуг – не более 40%
Если же заказчик выбрал оба этих критерия оценки, то вес между ними он вправе распределить на своё усмотрение.
В Приложении 2 к ПП РФ № 2604 указаны случаи, когда суммарный вес по критериям «характеристики» и «квалификация» может отличаться от указанного выше. Например, суммарный вес по критериям для работ по сохранению объектов культурного наследия – не более 60%, а для работ по созданию произведения литературы или искусства – 100%.
Читайте также Как получить ЭЦП для торгов
Квалификация
Заказчик может оценивать наличие у поставщика следующих показателей (подкритериев) квалификации:
- финансовые ресурсы
- материальные ресурсы (оборудование, транспорт и др.)
- опыт в области предмета контракта
- деловая репутация
- специалисты конкретной квалификации.
Заказчик вправе требовать подтверждения всех либо только некоторых из указанных показателей. Показатели нужно детализировать.
Материальные ресурсы
Чтобы подтвердить материальные ресурсы, в Порядке оценки требуется прописать их перечень и указать список подтверждающих документов (подп. «б» п. 27 ПП РФ № 2604).
Опыт
Для детализации подкритерия «опыт» оценивается один или несколько таких показателей, как:
- общее число исполненных договоров
- общая стоимость исполненных договоров
- наибольшая стоимость одного из исполненных договоров
Заказчику необходимо описать предмет договоров, которые принимаются к оценке каждого из указанных выше показателей, а также список других необходимых документов (акты приёмки и т.д.). Также он вправе ввести условие об оплате неустоек по исполненным договорам, и если по предоставленным договорам будут числиться неоплаченные неустойки, то заказчик не примет документы.
Общие требования, которым должны соответствовать договоры, которыми подтверждается опыт:
- связь предмета договора с объектом закупки
- допускается исполнение договора с учётом правопреемства
- срок исполнения договора – не ранее чем за 5 лет до даты завершения приёма заявок
Важно: заказчик не вправе ограничить период исполнения договоров меньшим сроком (к примеру, принимать только документы не старше 3 – 4 лет).
Учитывая, что в ПП РФ № 2604 не указано, что это могут быть только договоры, заключенные в рамках госзакупок, поставщик вправе подтвердить опыт и другими контрактами, в том числе с коммерческими компаниями.
Деловая репутация
Подкритерий оценивают только по индексу деловой репутации.
Чтобы подтвердить индекс, участник должен предоставить сертификат, полученный в специальной организации (к таким организациям относятся центры стандартизации и экспертизы, включённые в Единый реестр органов по сертификации).
Процедура сертификации добровольная: сертификат позволяет участнику получить более высокий балл, а если его не представить, то участнику присвоят по данному критерию 0 баллов.
Квалификация специалистов
Для оценки квалификации заказчик должен включить в Порядок оценки перечень требуемых специалистов и информацию об их квалификации.
Чтобы подтвердить квалификацию, требуется предоставить трудовые книжки (или информацию о трудовой деятельности) работников и документы об их квалификации (диплом и т.д.).
Баллы по критерию «квалификация» рассчитываются по правилам и формулам, применяемым для остальных характеристик.
Поставщику нужно предоставить вместе с заявкой в полном объёме все подтверждающие документы и все приложения. В противном случае заказчик не примет их для оценки, а заявке по этому критерию будет присвоено 0 баллов.
Участие в закупке — это достаточно сложный процесс. В статье мы разобрали основные принципы и особенности оценки конкурсных заявок.
Мы рекомендуем внимательно готовить документы и следить за всеми разъяснениями регулирующих органов, так как практика по новым правилам только начала формироваться.
Читайте также Обзор практики Верховного Суда РФ в сфере закупок
0 Comments