
Расчёт затрат на участие в закупках
- On 09.08.2022
- 0 Comments
- КЭП, Обеспечения закупок, Планирование закупок, ЭТП
Содержание
Участвовать в закупках, как и вести бизнес в целом, невозможно без расходов. Закупкам сопутствуют такие расходы, как оформление электронной подписи, обеспечительные платежи, комиссии торговых площадок – и это только малая их часть.
В статье разберем, какие прямые и скрытые затраты нужно учесть, чтобы закупочная деятельность была прибыльной.
Рекомендации по расчёту себестоимости ТРУ
Перед тем как выйти на торги, нужно подсчитать себестоимость товаров, работ и услуг (ТРУ).
Регистрация в ЕРУЗ ЕИС
С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.
Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:
Рекомендации, на которые стоит обратить внимание при расчёте себестоимости:
- себестоимость одного и того же товара будет отличаться в зависимости от продавца – у производителя цена выгоднее, чем у поставщика
- выберите для сравнения несколько коммерческих предложений производителей либо поставщиков товаров. При этом учтите, что некоторые производители могут не продавать товар мелкими партиями
- в себестоимость ТРУ нужно заложить заработную плату сотрудникам, а также выплаты субподрядчикам
- при работе с импортными товарами нужно анализировать динамику курса рубля, так как на момент поставки продукции цена может отличаться от первоначальной
- при поставке товара партиями необходимо помнить, что одновременно с окончанием первой поставки может начаться следующая, при этом деньги за выполненную поставку заказчик оплатит только через несколько дней. Соответственно, деньги для закупки новой партии товара понадобятся ещё до получения оплаты за выполненную поставку
Оформление сертификата электронной подписи
Базовым требованием для участников торгов является наличие сертификата квалифицированной электронной подписи (КЭП).
Руководителям и ИП для получения подписи нужно обратиться в ФНС или в офис доверенного лица налоговой, а сотрудникам компании – в коммерческие удостоверяющие центры.
Хотя сам сертификат ФНС бесплатный, необходимо приобрести:
- ключевой носитель сертификата КЭП (токен)
- средство криптографической защиты информации (к примеру, КриптоПро CSP)
Предоставление обеспечения
Чтобы доказать заказчику серьёзность своих намерений, участник торгов должен внести обеспечение.
Обеспечительный платёж гарантирует участие поставщика в закупке, его желание исполнить договор, а также страхует заказчика от некачественных товаров, услуг.
Расчёт обеспечения для госзаказа производится по правилам, указанным в Федеральном законе от 05.04.2013 № 44-ФЗ (далее – 44-ФЗ), а для торгов по Федеральному закону от 18.07.2011 № 223-ФЗ (далее – 223-ФЗ) – согласно положению о закупках заказчика.
Рассмотрим в таблице существующие виды обеспечения.
Вид обеспечения | Порядок внесения | Размер обеспечения |
Обеспечение заявки | вносится вместе с заявкой на участие в закупке | 0,5% — 5% от начальной цены контракта (НМЦ) |
Обеспечение исполнения контракта | вносится одновременно с подписанием контракта | 0,5% — 30% от НМЦ |
Обеспечение гарантийных обязательств | вносится во время приёмки | не выше 10% от НМЦ |
Поставщик сам выбирает удобный ему способ предоставления обеспечения:
- внесение денег на спецсчёт (для обеспечения заявки) либо на расчётный счёт заказчика (для обеспечения контракта или гарантии). Деньги вернут, когда будет определён победитель закупки, выполнен контракт или окончены гарантийные обязательства
- предоставление независимой гарантии (ранее банковская гарантия). При выборе данного способа обеспечения, если поставщик нарушит контракт, банк выплачивает заказчику компенсацию. Поставщик оплачивает банку комиссию за услугу. Деньги не возвращаются.
Обратите внимание: при выборе обеспечения заявки, необходимо учесть, что банки возьмут комиссию за блокировку или разблокировку средств на спецсчёте.
Комиссии на торговых площадках
По 44-ФЗ
После победы на торгах поставщик должен оплатить электронной торговой площадке (ЭТП) комиссию в размере:
- 1% начальной цены, но не более 2 тысяч рублей – для субъектов СМП
- 1% НМЦ, но не более 5 тысяч рублей – для иных участников
Даже если победитель откажется от подписания контракта, он должен уплатить комиссию за победу. Хотя деньги обычно списывают со спецсчёта поставщика, ЭТП также может выставить счёт на оплату комиссии.
В закупках применяются антидемпинговые меры, которые страхуют от продажи ТРУ по искусственно заниженным ценам. Поэтому, если на торгах поставщик снизит цену более чем на 25% от НМЦ, он должен будет дополнительно подтвердить свою добросовестность: для него увеличится обеспечение исполнения контракта в 1,5 раза, но не менее 10% от НМЦ.
В закупках для СМП и СОНКО участникам не нужно предоставлять обеспечение исполнения контракта. Вместо этого им необходимо подтвердить тремя контрактами наличие опыта в закупках. Для этого подойдут любые выполненные без неустойки контракты. При этом их сумма не должна быть менее НМЦ закупки, на которую претендует в данный момент поставщик. Для обеспечения гарантийных обязательств действуют аналогичные правила.
Предусмотрели льготы и для поставщиков из числа СМП и СОНКО, которые не имеют опыта в закупках: им нужно внести обеспечение исполнения контракта не от НМЦ, а от победившей цены.
По 223-ФЗ
В законе отсутствуют требования к комиссии с участников торгов – их устанавливают непосредственно ЭТП.
Торговые площадки могут устанавливать оплату за:
- участие
- заключение договора
- одновременно за участие и заключение договора
Если победитель откажется от подписания контракта, с него всё равно будет взиматься плата за победу.
В конкурентных закупках для СМП с НМЦ выше 100 тысяч рублей предусмотрен минимальный тариф для победителей закупки, составляющий 1% от начальной цены, но не более 5 тысяч рублей.
Подводим итоги
Рекомендуем приступать к участию в закупках только после того, как рассчитаете все расходы.
При этом нужно помнить, что во всех закупках присутствуют как явные, так и скрытые затраты, которые следует обязательно предусмотреть:
- рассчитать полную себестоимость ТРУ
- проанализировать стоимость программ для работы КЭП
- выбрать способ предоставления обеспечения
- изучить действующие комиссии на торговых площадках
- проверить наличие льгот
Только благодаря тщательному анализу всех возможных расходов можно увеличить шансы получения прибыли по итогам закупки.
0 Comments