
Большие расходы малых закупок
- On 01.07.2017
- 0 Comments
- 223-ФЗ, 44-ФЗ, ЕИС, Закупки у единственного поставщика, Статьи
Портал Тендеры.ру cовместно с компанией «Фогсофт» организовал исследование под названием «Малые закупки. Три рубля — не деньги?!». Информационным партнером проекта стал Аналитический центр «Интерфакс-ProЗакупки». Цель исследования — оценить, насколько проблемы малых закупок актуальны для заказчиков, а также найти пути повышения их эффективности.
Что такое малые закупки?
Под малыми закупками понимается приобретение товаров мелкими партиями и/или на небольшую сумму. Чаще всего подобным образом заказчики приобретают расходные материалы, нужные в рабочем процессе. Например, канцелярские принадлежности, бумагу, средства бытовой химии и прочие подобные товары.
В рамках государственного заказа малыми считаются закупки, цена которых не превышает 100 тыс. рублей (для отдельных категорий заказчиков — 400 тыс. рублей). По таким закупкам они могут не проводить конкурентные процедуры, а приобретать товар у единственного поставщика. Однако есть определенные ограничения: воспользоваться этим правом заказчики могут, если объём закупок у единственного поставщика не превышает 2 млн руб. или 5% от совокупного годового финансового объема всех закупок (и не может быть более 50 млн рублей).
Регистрация в ЕРУЗ ЕИС
С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.
Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:
К малым закупкам корпоративных заказчиков относят закупки, которые разрешено проводить в обход ЕИС. В общем случае это закупки стоимостью до 100 тыс. рублей, а для крупных заказчиков, у которых объем годовой выручки превышает 5 млрд — до 500 тыс. рублей.
Кто участвовал в исследовании
Опрос по поводу малых закупок проводился путем анкетирования. В нём приняли участие работники государственных и муниципальных организаций, учреждений и предприятий, а также представители коммерческих структур. Таким образом, исследование охватило заказчиков и по 44-ФЗ, и по 223-ФЗ, а также тех, чья закупочная деятельность указанными законами не регулируется.
На вопросы отвечали контрактные управляющие, начальники отделов закупки, руководители организаций, снабженцы, экономисты и прочие специалисты, на которых возложено осуществление закупок. Организации, в которых они работают, ведут свою деятельность в самых разных областях экономики — от промышленного производства до сферы культуры. Численность сотрудников опрошенных заказчиков также самая разная — от 10 до 3,5 тыс. человек.
Итоги исследования
Большая часть опрошенных подтвердила, что малые закупки и связанные с ними проблемы актуальны для их организации. Основной вывод, который позволило сделать проведённое исследование — эффективность таких закупок является достаточно низкой. Заказчики любят малые закупки за возможность быстро приобрести необходимые мелочи, однако редко занимаются подсчетом накладных расходов, которые возникают в процессе их организации. Треть опрошенных заявили, что вовсе не оценивают такие расходы, считая их несущественными либо и вовсе отсутствующими.
На самом же деле они есть, и весьма немалые. Респонденты, которые оценивают уровень накладных расходов при малых закупках, указывают на то, что их величина сопоставима с ценой приобретаемых товаров. В некоторых случаях это 50–90% от стоимости контракта (договора), а в отдельных — до 500%. Таким образом, канцелярские принадлежности обходятся в 1,5–2 или даже в 5 раз дороже их стоимости.
Исследование показало, что заказчики, как правило, не оценивают, насколько экономически обосновано проводить малые закупки тем или иным способом. Они исходят из простого правила — стоимость закупки не превышает 100 тыс. рублей, значит, торги можно не проводить. Практика показывает, что в этом случае товар приобретается у поставщика, с котором организация сотрудничала ранее. Хотя отдельные заказчики используют для проведения таких закупок современные средства, например, интернет-магазины, предварительно проведя краткий анализ цен.
Выводы экспертов
В сфере малых закупок есть над чем работать — необходимо увеличивать их эффективность, снижая процедурные трудозатраты. Эксперты рекомендуют двигаться в сторону внедрения электронного документооборота, автоматизации и систематизации малых закупок, использования специальных программ для синхронизации и хранения данных и других современные инструментов. Это позволит специалистам, осуществляющим закупки, избавиться от бумажной работы и эффективнее взаимодействовать с поставщиками.
0 Comments