
Изменения в торгах для поставщиков в 1-м квартале 2022 года
- On 06.05.2022
- 0 Comments
- 223-ФЗ, 44-ФЗ, Закупка лекарств, медоборуд., Закупки в строительстве, Иностранное ПО, медоборуд., Национальный режим, Планирование закупок, ЭТП
Содержание
- Закупки по 44-ФЗ: действующие изменения
- Требования к банкам-гарантам стали конкретнее, перечень региональных организаций
- Правила изменения электронных документов о приёмке и указания в них стоимостных показателей
- Требования к системам видео-конференц-связи для заседания комиссий по госзакупкам
- Правила информационного обеспечения контрактной системы и ведения в ней документооборота
- Правила ведения РНП
- Правила измерения комплексных строительных работ в госзакупках
- Увеличение сроков антикризисных мер по строительным госконтрактам
- Что нельзя менять при корректировке извещения
- Перечень иностранных товаров с условиями допуска из Приказа Минфина от 04.06.2018 № 126н
- Закупки медицинских изделий
- Повышение сумм авансов по госконтрактам
- Правила расширенного казначейского сопровождения
- Планируемые изменения в закупках по 44-ФЗ
- Закупки по 223-ФЗ: действующие изменения
- В объёмах закупок у МСП учитывают меньшее количество договоров
- Правила ведения реестра договоров
- Уточнили особенности закупок для попавших под санкции заказчиков
- Сокращены сроки оплаты по договорам с малым и средним бизнесом
- Запрет на закупки иностранного ПО для объектов значимой инфраструктуры без согласования
- Планируемые изменения в закупках по 223-ФЗ
Первый квартал 2022 года оказался очень насыщенным: разбираем, какие изменения в закупках вступили в силу с начала года, какие нормы были введены за первый квартал и что ожидается в ближайшее время.
Закупки по 44-ФЗ: действующие изменения
- в январе 2022 г. вступили в силу поправки по ФЗ от 02.07.2021 № 360-ФЗ и дополнительные требования, введённые Постановлением Правительства РФ от 29.12.2021 № 2571
- за февраль-март 2022 г. Правительство РФ ввело меры поддержки бизнеса в условиях внешних санкций
Эти темы мы рассмотрели ранее в отдельных обзорах. Разбираем, какие ещё нововведения будут в законодательстве.
Требования к банкам-гарантам стали конкретнее, перечень региональных организаций
Ст. 45 44-ФЗ и Постановление Правительства РФ от 20.12.2021 № 2369 с 1 января 2022 г. устанавливают требования к банкам, обслуживающим спецсчета, банкам-гарантам и региональным гарантийным организациям.
Регистрация в ЕРУЗ ЕИС
С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.
Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:
14 января 2022 г. Минфин утвердил перечень 13-ти региональных организаций, которые могут выдавать независимые гарантии.
По Постановлению Правительства РФ от 24 марта 2022 г. № 446 с 25 марта банк-гарант должен иметь определённый кредитный рейтинг, показатели которого зафиксированы Правительством РФ на 1 февраля и не поменяются до 1 июля 2022 г.
Правила изменения электронных документов о приёмке и указания в них стоимостных показателей
С 2022-го участники электронных закупок, включая большинство закрытых закупок, при исполнении контракта обязаны обмениваться электронными документами о приёмке.
Минфин в письме от 11 января 2022 г. № 24-03-05/396 разъяснил, что оформлять первичные учётные документы и счета-фактуры необходимо по единым правилам: стоимостные показатели округляются до 2-го десятичного знака после запятой.
Казначейство в письме от 08 февраля 2022 г. № 14-00-05/2543 пояснило, как исправлять документы о приёмке в ЕИС.
Несущественные условия (к примеру, адрес грузополучателя) разрешается менять и до, и после подписания документа.
Чтобы изменить существенные условия, влияющие на стоимость, необходимо оформить корректировочный документ. Он потребуется, если:
- заказчик не полностью принял товары, работы, услуги
- заказчик и поставщик заключили допсоглашение об изменении ранее заактированной стоимости, сведения о котором есть в реестре контрактов
Требования к системам видео-конференц-связи для заседания комиссий по госзакупкам
С 2022 г. заседания комиссии по конкурентным закупкам разрешено проводить дистанционно по видео-конференц-связи (ВКС).
Минфин пояснил, что можно использовать любые системы, так как в 44-ФЗ нет требований к программным и технологическим средствам для подобных систем.
В закупках, содержащих гостайну, система ВКС обязана обеспечить защиту таких данных (Письмо Минфина от 20 декабря 2021 г. № 24-03-08/103576).
Правила информационного обеспечения контрактной системы и ведения в ней документооборота
Правительство РФ утвердило:
- требования к формам документов и порядок их размещения в ЕИС
- единые требования к региональным и муниципальным информационным системам
Установлены порядок регистрации участников в ЕИС, а также правила ведения:
- единого реестра участников закупок (ЕРУЗ)
- реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок
- реестра госконтрактов
Дополнен список сведений для реестра госконтрактов. К примеру, при заключении контракта в реестр попадут данные о месте доставки и реквизиты счёта поставщика для оплаты обязательств.
Также в форме отчёта о закупках у СМП и СОНКО учли увеличение обязательной доли подобных закупок с 15% до 25%.
На проекты соглашений об изменении госконтрактов, связанных, к примеру, с источником финансирования, распространили правила контроля информации об идентификационном коде закупки (ИКЗ) и объёме финансового обеспечения.
Большинство изменений вступило в силу 3 февраля 2022 г. Постановление Правительства РФ от 27 января 2022 г. № 60 для некоторых нововведений установило переходный период.
Правила ведения РНП
С 23 марта 2022 г. в Реестр недобросовестных поставщиков (РНП) не включают поставщиков, которые не смогли исполнить свои обязательства по контрактам из-за иностранных санкций и других внешних ограничений. При этом Правительство РФ постановлением от 21 марта 2022 г. № 417 уточнило, что к обстоятельствам непреодолимой силы не относится отказ поставщика от исполнения контракта из-за мер ограничительного характера в отношении заказчика – тогда поставщика могут внести в РНП.
Правила измерения комплексных строительных работ в госзакупках
Техническое решение может предполагать разнородные работы — например, устройство систем теплоснабжения. Подобные работы необходимо объединять в комплекс. Для него нельзя установить единицу измерения в натуральных показателях.
Так как общепринятые единицы измерения указываются и в извещении о закупке, в смете или в проекте, комплексные работы необходимо исчислять в штуках.
Минстрой в письме от 07 февраля 2022 г. № 4170-СМ/09 отметил, что комплексные работы нужно принимать не поэтапно, а только тогда, когда завершены все работы из комплекса.
Увеличение сроков антикризисных мер по строительным госконтрактам
Правительство РФ продлило действие правил, введённых в 2021 г., из-за резкого поднятия цен на стройматериалы.
Заказчики из перечня в обновлённом Постановлении Правительства РФ от 08.12.2016 № 1315, а также по контрактам 2022 г. (п. 5 Постановления Правительства РФ от 23.03.2022 № 439, далее – ПП РФ № 439) смогут:
- до конца 2022 г. увеличить цены контрактов на строительство, реконструкцию и капремонт, на работы, связанные с сохранением объектов культурного наследия
- изменить существенные условия по смешанным контрактам и контрактам жизненного цикла стоимостью от 1 млн рублей и сроком действия не менее 1 года, если они были заключены до 31 декабря 2022 г. (п. 2 ПП РФ № 439)
Увеличение сроков будет распространяться и на списание неустоек: если подрядчики не смогли выполнить свои обязательства по контракту из-за увеличения цен на стройматериалы (п. 4 ПП РФ № 439), заказчики спишут их и в 2022 г.
Что нельзя менять при корректировке извещения
Минфин в письме от 10 декабря 2021 г. № 24-06-08/100772 разъяснил, как нужно вносить корректировки в извещение о закупке. С 1 января 2022 г. заказчик не может менять:
- наименование объекта закупки
- характеристики из описания объекта закупки
Перечень иностранных товаров с условиями допуска из Приказа Минфина от 04.06.2018 № 126н
Приказ Минфина от 5 марта 2022 г. № 30н скорректировал перечень иностранных товаров. Рассмотрим изменения в таблице:
Номер перечня | Исключённые товары | Добавленные товары |
1 |
|
|
2 |
|
|
По многим позициям обоих перечней были уточнены коды-исключения.
Закупки медицинских изделий
Временное разрешение на закупки разнотипных медизделий
Обычно медицинские изделия разных видов не допускается объединять в одну закупку, если превышена определённая НМЦ. По Постановлению Правительства РФ от 16 марта 2022 г. № 374 это правило не применяется с 25 марта по 1 сентября 2022 г.
Исключены госконтракты на лекарства и медизделия из годового объёма закупок у СМП и СОНКО
Чтобы определить объём закупок СМП и СОНКО, в 2022 и 2023 годах заказчики не будут учитывать контракты на поставку лекарственных средств и медизделий (ст. 3 ФЗ от 26.03.2022 № 64-ФЗ). Поправки действуют с 26 марта 2022 г. и касаются закупок:
- федеральных и региональных органов исполнительной власти
- подведомственных им учреждений или унитарных предприятий
- муниципальных медорганизаций
Утверждено положение о реестре единственных поставщиков лекарств и медицинских изделий
По Постановлению Правительства РФ от 23 марта 2022 г. № 443 производителей лекарств и медизделий, аналогов которых нет в РФ, а также единственных поставщиков данной продукции будут включать в соответствующий реестр. При этом производители должны быть из стран, не вводивших санкции против РФ. Нормы действуют до 1 августа 2022 г.
Чтобы зарегистрироваться в реестре, необходимо обратиться в Минпромторг и предоставить следующие документы:
- заявление о готовности поставлять лекарства или медизделия и гарантийное письмо от производителя, если заявление не от него
- заключение Минздрава (для лекарств) и Росздравнадзора (для медизделий), подтверждающее, что в РФ нет аналогов
- бухгалтерская отчётность за последний период
- подтверждение того, что организация не находится в процессе ликвидации или конкурсном производстве
Повышение сумм авансов по госконтрактам
В 2022 г. участники госзакупок получат аванс до 90% от стоимости контракта, если предел авансирования по госконтракту был равен 30% от его стоимости.
По Постановлению Правительства РФ от 29 марта 2022 г. № 505 для строительных контрактов от 600 млн рублей максимальный аванс – по-прежнему 70%.
Изменения действуют с 30 марта по 31 декабря 2022 г.
Поправки касаются госконтрактов, финансируемых из федерального бюджета. Заказчики могут увеличивать размеры авансов и по заключённым до вступления в силу поправок контрактам.
Правительство РФ рекомендовало применять аналогичные правила региональным властям.
Постановление определяет правила казначейского сопровождения для таких авансовых платежей:
- суммы от 50 до 90% требуют казначейского сопровождения
- суммы до 50% освобождаются от казначейского сопровождения: деньги сразу поступят на счета компаний
Эта мера была принята, чтобы поддержать бизнес, предоставив ему дополнительные ресурсы, чтобы преодолеть трудности. Предприниматели могут отказаться от промежуточных кредитов и не использовать собственные средства из оборота.
Правила расширенного казначейского сопровождения
С 1 апреля по 31 декабря 2022 г. приостановлено действие Постановления Правительства РФ от 13 декабря 2021 г. № 2271, а также скорректированы Правила расширенного казначейского сопровождения (Постановление Правительства РФ от 26 марта 2022 г. № 482): увеличены суммы контрактов и договоров, к расчётам по которым применяется расширенное сопровождение (обновлены подп. «а» и «б» п. 3 Правил из Постановления Правительства РФ от 24.11.2021 № 2024).
Планируемые изменения в закупках по 44-ФЗ
Штрафы для заказчиков за нарушение правил нацрежима
С 1 января 2023 г. Правительство РФ планирует закрепить в КоАП основания ответственности заказчиков в случае нарушения ими правил нацрежима.
К примеру, к ответственности будет привлечён заказчик, не разместивший в ЕИС информацию и документы, связанные с нацрежимом и обязательные для опубликования.
Предполагаемая величина штрафов:
- 55 тыс. рублей для должностных лиц
- 510 тыс. рублей для юридических лиц
Общественное обсуждение проекта завершено 25 марта 2022 г.
Сокращение сроков оплаты по госконтрактам
24 марта 2022 г. Правительство РФ сообщило о планах сократить сроки оплаты по госконтрактам до 7 рабочих дней после подписания акта о приёмке. Подобные меры уже были приняты для заказчиков по 223-ФЗ. При этом не уточнили субъекты, которых это коснётся.
Сейчас срок оплаты по общему правилу составляет 15 рабочих дней, для закупок у МСП и СОНКО — 10 рабочих дней. Ранее планировали сократить эти сроки с 2023 г. до 10 и 7 рабочих дней.
Вполне вероятно, что сокращение введут раньше и в другом формате.
Облегчение доступа к госзакупкам МСП с офсетными контрактами
22 марта 2022 г. Правительство РФ обозначило новые меры поддержки МСП: планируется снизить порог инвестиций для поставщиков-инвесторов с 1 млрд до 100 млн рублей. При этом можно будет строить новое предприятие в одном субъекте РФ, а в другом – заключать договор о гарантийной покупке.
Признание форс-мажором санкций недружественных стран
Торгово-промышленная палата (ТПП) в письме от 22 марта 2022 г. № ПР/0181 отметила, что внешние санкции и экономические риски пока не относятся к обстоятельствам непреодолимой силы.
Правительство РФ, Банк России и Госдума рассматривают несколько законопроектов, чтобы расширить понятие форс-мажора.
Пока ТПП РФ рекомендует региональным ТПП приостановить рассмотрение заявлений по фактам форс-мажора по внутрироссийским контрактам, связанных с санкциями на зарубежные комплектующие, оборудование. По другим основаниям заявления продолжат рассматривать.
Закупки по 223-ФЗ: действующие изменения
В объёмах закупок у МСП учитывают меньшее количество договоров
При расчёте объёмов закупок у МСП в годовом стоимостном объёме договоров теперь не нужно учитывать:
- тендеры, связанные с обороной и безопасностью страны
- закупки по поставке и обслуживанию медтехники, если НМЦ свыше 400 млн рублей (Постановление Правительства РФ от 29 декабря 2021 г. № 2554)
Правила ведения реестра договоров
Постановление Правительства РФ от 27 января 2022 г. № 60 устанавливает, что при долгосрочных сделках в реестр необходимо включать данные об объёмах оплаты договора в течение каждого года его исполнения. Правило действует с 3 февраля 2022 г.
Уточнили особенности закупок для попавших под санкции заказчиков
По Постановлению Правительства РФ от 6 марта 2022 г. № 301 заказчики, попавшие под санкции и ограничения, с 7 марта 2022 г. не должны размещать в ЕИС информацию о закупках и контрагентах по договорам. В письме от 14 марта 2022 г. № 24-03-08/18813 Минфин подчёркивает, что это обязанность, а не право заказчика.
Положение относится и к кредитным организациям, которые имеют дополнительное основание не размещать сведения, если санкции или ограничения были установлены против контролирующих эти организации лиц.
Правило распространяется на все закупки, в том числе и находящиеся на этапе определения контрагента.
Попавшие под санкции заказчики могут применять:
- закрытые конкурентные закупки
- неконкурентные закупки, при которых данные о процедуре не размещаются в ЕИС
Сокращены сроки оплаты по договорам с малым и средним бизнесом
По Постановлению Правительства РФ от 21 марта 2022 г. № 417 с 23 марта уменьшены сроки оплаты по договорам с МСП с 15 до 7 рабочих дней.
Запрет на закупки иностранного ПО для объектов значимой инфраструктуры без согласования
Закупки иностранного ПО для объектов значимой инфраструктуры необходимо согласовывать с федеральным ведомством. Ведомства и правила согласования определит Правительство РФ.
Заказчики по 223-ФЗ, кроме организаций с муниципальным участием, с 31 марта 2022 г. не вправе закупать:
- иностранное ПО, включая находящееся в составе программно-аппаратных комплексов для применения на объектах критической информационной инфраструктуры (КИИ) в РФ
- услуги, связанные с применением этого ПО на данных объектах
С 1 января 2025 г. по Указу Президента РФ от 30 марта 2022 г. № 166 заказчики не смогут использовать иностранное ПО также на своих объектах КИИ.
Планируемые изменения в закупках по 223-ФЗ
Ограничение сроков оплаты договоров
В документации о закупке заказчики самостоятельно определяют форму, срок и порядок проведения оплаты по контрактам.
Правительство РФ предложило установить максимальный срок оплаты и по обычным закупкам: 15 рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приёмке. Аналогичные правила были и в закупках у МСП.
Заказчики вправе не применять это правило и установить в положении о закупке другие сроки оплаты. Тогда в положение о закупке необходимо включить:
- перечень товаров работ, услуг (ТРУ), по которым будет превышен срок оплаты
- срок оплаты таких ТРУ с обоснованием причин
Планируется, что поправки вступят в силу 1 июля 2022 г.
Заказчикам необходимо будет скорректировать свои положения о закупках до 1 октября 2022 г.
Некоторые заказчики смогут готовить надёжных поставщиков из числа МСП
Планируется ввести механизм подготовки поставщиков-МСП к участию в закупках по 223-ФЗ, чтобы увеличить количество надёжных поставщиков с необходимой для заказчиков подготовкой. Законопроект был принят в 1-ом чтении.
Ожидается, что Правительство РФ утвердит:
- перечень заказчиков, имеющих право утверждать программы развития для поставщиков
- форму программы развития
- основные требования к участникам программ и порядку их отбора
Заказчики для таких программ будут определять:
- ТРУ с кодами по ОКПД2
- дополнительные требования к участникам
- индивидуальные карты развития и условия получения поддержки по программе развития
В проекте сформулированы требования к программе. Сведения о программе заказчики будут размещать на своих сайтах.
Корпорация развития СМСП будет вести реестр программ.
Штрафы для заказчиков за нарушение правил нацрежима
С 1 января 2023 г. планируют ввести административную ответственность за нарушение правил нацрежима заказчиками по 223-ФЗ. Наказывать будут за неразмещение в ЕИС данных о закупках российских товаров, в том числе продукции, доставленной при выполнении работ и оказании услуг.
Планируемый размер штрафов:
- 30-50 тыс. рублей для должностных лиц
- 100-300 тыс. рублей для юридических лиц
Общественное обсуждение завершилось 25 марта 2022 г.
0 Comments